Государственное регулирование потребительского рынка (федеральный уровень)

Потребительский рынок Российской Федерации исключительно многообразен по свойствам, схемам организации, управления и регулирования. Обобщенно (с учетом материалов Госкомстата РФ) могут быть определены его следующие характеристики, актуальные при обосновании целесообразности развития государственного регулирования:

1. Потребительский рынок с этих позиций представляет собой открытую социально-экономическую систему, которая изначально не может иметь надежной обратной связи с управляющей системой и с учетом этого не может эффективно управляться и регулироваться только административно-бюрократическими методами.

2. Он не является ни жестко-структурированной административно-бюрократической иерархической системой, построенной на функциональном соподчинении участников, ни т.н. "черной дырой", лишь только поглощающей ресурсы (без какой-либо внутрисистемной структуры). Потребительский рынок явно самоорганизован и во многом саморегулируется.

3. Рынок Российской Федерации не является функционально стабильным, он непрерывно либо флуктуирует (возмущается без изменений действующих в нем структур), либо катастрофически (скачками) изменяется с изменением своих структурных схем отношений. Оба процесса в системном смысле способны обеспечивать лишь временно и самопроизвольно некоторый порядок, который200 может быть поддержан особыми методами ресурсоемкого госрегулирования (из-за

его, как было показано выше, "пульсаций").

4. Динамика потребительского рынка характеризуется на современном этапе экономического развития (1998г. по отношению к 1997г.) следующими показателями1: объем розничного товарооборота рынка товаров составлял 95%; товарооборот торгующих организаций - 95%; товарооборот вещевых, смешанных и продовольственных рынков - 97%.

В 1998г. наблюдался рост удельного веса продажи товаров на рынках в общем объеме товарооборота до 28,7%, против 28,2% в 1997г., что в основном связано с падением покупательной способности населения (в 1992г. этот показатель был лишь 12,5%).

5. В 1996 - 1998 гг. негосударственный сектор торговли формировал до 93% розничного товарооборота, в том числе на долю частной торговли приходилось в 1998г. 80%.

6. Потребительский рынок РФ в значительной степени импортозависим, хотя, начиная с 1997г. наметилась тенденция к снижению поступлений товаров по импорту. Если доля товарных ресурсов, формируемых за счет импорта, в 1995-1996гг. была на уровне 52%, то в 1997г. - 49%, а в 1998г. - уже 48%. Однако в структуре реализуемых потребительских товаров доля импорта по прежнему высока. Например, в 1997г. она составляла:

- мясо птицы - 49%;

- мясо - 22,3%;

- колбасные изделия и копчености - 24,5%;

- масло растительное - 56,4%;

- масло животное - 30,4%;

- сыр - 49%;

1 Россия в цифрах: Крат. стат. сб./ Госкомстат России - М.,1999. С.268..201

- макаронные изделия - 40,8%;

- сапоги женские осенние - 72,4%;

- сапоги женские зимние - 71,0%;

- холодильники - 49,0%;

- теле видео и радиоэлектроника - 64 -- 89%;

- стиральные машины - 62,0%.

7. Предкризисная (1998г.) импортозависимость потребительского рынка РФ по странам характеризовалась такими данными(1997):

-ЕС -31,0%;

-США, Канада -11,2%;

- Япония - 3,3%;

- КНР, Гонконг, Ю.Корея - 15,1%;

- Украина - 5,9%;

- Белоруссия - 11,5% и др.

8. Институционально-трансакционный бизнес в структуре формирования розничного товарооборота в 1998 г. составлял 60%, в том числе субъекты малого предпринимательства - 32% и рынки - 28% (при 25% - крупные и средние организации торговли и общепита и 15% - неторговые).

9. Лица, имеющие доход от собственности, составляют 0,2% от численности экономически активного населения в возрасте 15 ч- 72 лет (1998 г. - 109,3 млн. чел.).

10. Деловая (предпринимательская) уверенность на потребительском рынке (на примере предприятий товаропроизводства) непрерывно снижалась: 1997 г. -(- 8%); 1998 г. (январь) - (- 9%); 1998 г. (август) - (- 12%), в том числе в пищевой промышленности - (- 12%), (- 6,5%), (- 13%) соответственно (при доле отрасли в объеме произведенной продукции 19,6%).202

11. Оценка влияния основных факторов, по опросам предпринимателей, ограничивающих рост товаропроизводства для рынка непроизводственных товаров, на август 1998 г. выглядела следующим образом:

- 52% - недостаточный спрос внутри страны,

- 80% - недостаток денежных средств,

- 40% - неопределенность экономической обстановки.

12. Потребительский рынок РФ по источникам поступления товаров (услуг)

характеризовался в 1998 г. следующей структурой, из анализа которой видна

значительная доля организаций малого бизнеса и отдельных физических лиц,

отображающих институционально-трансакционную ветвь саморазвития и

саморегулирования.

Таблица 4.1 Распределение покупателей по источникам поступления товаров на потребительский рынок по возрастным группам,

%

№№ Наименование источника поступления Доля приобретенных товаров лицами в возрасте:

До 20 21+40 41-5-70 св.71

1 Предприятия-изготовители 31,1 26,5 31,9 10,5

2 Организации оптовой торговли 23,1 | 28,2 | 31,3 17,4

3 Организации розничной торговли 62,4 | 21,1

] 10,4 6,1 [

4 Физические лица

_ __ ._ 57,1 I 23,6 13,9 5,4 |

13. Анализ динамики объема розничного товарооборота рынка товаров по годам показывает, что госрегулирование потребительского рынка следует прежде всего направлять на стабилизацию бизнес-процессов и обеспечение их

положительной динамики.203

Дадим некоторые обобщения (в том числе на основе информации

Госкомстата РФ) по характеристикам потребительского рынка РФ, во многом

уточняющие приведенные данные из-за известных кризисных процессов в 1998 г.

Таблица 4.2 Динамика объема розничного товарооборота

(в % к предыдущему периоду, в сопоставимых ценах)1

Непродовольственные Продовольственные

товары товары

сентябрь 1995 - -

декабрь 1995 92 84

февраль 1996 83 77

апрель 1996 84 85

сентябрь 1996 85 89

декабрь 1996 90 98

февраль 1997 80 80

июнь 1997 80 84

сентябрь 1997 87 92

декабрь 1997 107 102

январь 1998 93 88

III кв. 1998 100 99

IV кв. 1998 79 94

! кв. 1999 80 88

Обзор экономики России. Основные тенденции развития.1999.:Пер,с англ.-М., 1999. С.81.

1. Объем розничного товарооборота и платных услуг в октябре 1998 г. по отношению к октябрю 1997 г. составил 90,3%, к сентябрю 1998 г. - 93,6%;

2. Объем розничного товарооборота соответственно к октябрю 1997 г. -88,9%, к сентябрю 1998 г. - 92,5%, в том числе: а) торгующих организаций соответственно: к октябрю 1997 г. - 87,7%, к сентябрю 1998 г. - 92,6%; б) вещевых, смешанных и продовольственных рынков к октябрю 1997 г. - 92%, к сентябрю 1998 г. - 92,2%.

3. Динамика розничного товарооборота (октябрь 1998г. / октябрь 1997г.):

- продовольственных товаров - 95,9%;

- непродовольственных товаров - 82,2%.204

4. Отрицательная динамика поступления потребительских товаров по импорту (снижение составило 6% в Ш кв. 1998 по сравнению с ! кв. 1998) увеличила долю продукции отечественных товаропроизводителей с 52% до 57% соответственно и в среднем за 1998г. доля импортных товаров на потребительском рынке составила 43%.

Одновременно снизились товарные запасы по отношению к нормативному уровню: например, по маслу растительному с 94,9% до 87,2%, сыру - с 87,2% до 84,6% и т.д.

5. Товарооборот общественного питания сократился до 97%.

6. Объем платных услуг в динамике (октябрь 1998г. / октябрь 1997г.) изменился:

- организациями - 95,6%,

- физическими лицами - 98,1%.

7. За рассматриваемый период внешнеторговый оборот РФ снизился на 34,4%, (импорт - на 51,6%), в том числе:

- экспорт со странами вне СНГ - на 14,9%;

- экспорт со странами СНГ - на 12,3%;

- импорт со странами вне СНГ - на 2,2%;

- импорт со странами СНГ - на 11,5%.

Доля импорта в товарной структуре при этом составила: мебель - 36,5%; текстиль - 35,2%; обувь кожаная - 21,0%; масло подсолнечное - 21,4%; сахар -2,3%; мясо свежемороженое - 31,2%; мясо птицы - 22,7%; зерно - 16,4%; медикаменты - 28,2% и т.д.

8. Импорт алкогольной продукции в октябре 1998 г. по отношению к октябрю 1997 составил + 4,8%.205

9. Индекс потребительских цен в рассматриваемый период составил 158,8%, в том числе на:

- продовольственные товары - 158,2%;

- непродовольственные товары - 182,2%;

- платные услуги населению - 116,9%.

10. Имел место значительный разброс цен по регионам (до 5^-6 раз) при изменениях в объемах розничного товарооборота бизнес планирование инновационных проектов в пределах от + 4,8% (Хакасия) до -45,7% (Сахалин) и - 45,8% (Ненецкий АО).

Прежде чем анализировать принятые выше принципы и фактические структуры государственного регулирования потребительского рынка на федеральном уровне РФ, с учетом сказанного также приведем гипотетическую оценку действующим структурам верхних уровней регулирования в ряде стран мирового сообщества и систему целевых функций такого властного вмешательства по вертикали в РФ.

1. Европейское экономическое сообщество (ЕС) реализует два основных направления регулирования:

- единая политика обеспечения конкуренции (ограничение слияний),

- сближение национальных прав компаний.

Образована и функционирует единая структура регулирования и поддержки малого бизнеса. Она является наднациональной и содержит следующие основные элементы пятизвенной иерархии:

- верхний (высший) уровень стратегии регулирования: Европарламент, Совет министров и социально-экономический комитет (комиссия Делора);

- второй уровень: комитеты по транспорту, делам молодежи, культуре, туризму, защите окружающей среды, социальным вопросам;206

- третий уровень - генеральная дирекция ( со своим секретариатом) Комиссии ЕС по деловому администрированию проблем коммерческой практики, торговли, туризма, социума;

- четвертый уровень: органы (в т.ч. центры) по функциональной практической поддержке делового сотрудничества, статистике, профессиональному обучению, координации, информации и т.д.;

- пятый уровень (реализация проектов и функций программно-целевого регулирования) - национальные структуры поддержки малого бизнеса.

Например, в Финляндии в начале 70-х гг. для финансовой поддержки малых и средних предприятий основан фонд регионального развития. Этот фонд, поддержанный до 75% госструктурами, обеспечивает предпринимателей: субсидиями и кредитами (для инвестиций, капвложений, целевого назначения, создания нового бизнеса, развития и т.д.); консультациями; гарантиями и т.д.

Реализация целей фонда достигается соответствующей вертикальной иерархией:

административный совет; генеральная дирекция; исполнительная дирекция, региональные конторы (23). Функции программно-целевого регулирования несет в основном КРУ.

В ФРГ аналогичные функции осуществляет государственный орган в форме т.н. публичной корпорации - Кредитное учреждение для восстановления (КФВ) с 80% государственной доли. Поддержка малого бизнеса одновременно проводится силами ТПП - Торгово-промышленных палат (в 1992 - 83 ТПП). Региональные и местные ТПП имеются и во Франции (161 местных ТПП и 21 региональных ТПП). Их ассоциация (Ассамблея ТПП с вертикальным органом - генеральная ассамблея) не имеет иерархического административного подчинения207

госструктурам, но регулируется министерством промышленности и основных территорий и министерством торговли и ремесел.

2. Япония (99,2% - доля малого и среднего бизнеса, в том числе - 80,6% доля занятых в среднем, и 80,4 - 87,0% - в торговле) особо активно регулирует институциональное и ресурсное положение малых предприятий, в первую очередь госструктурами всех уровней. В составе Министерства промышленности и внешней торговли (управление мелких предприятий) созданы три учреждения:

- финансовая корпорация малого бизнеса (для реализации долгосрочных займов на льготных условиях);

- национальная финансовая корпорация (для кредитования физических лиц);

- банк Соко-Чукин (для финансирования кооперативов и их организаций). Кроме того, в регулировании малого бизнеса участвует корпорация страхования.

3. Соединенные Штаты Америки проблемы регулирования малого бизнеса (занято по М.Конотопову (1999), более 3,8 млн.чел., в том числе в розничной торговле - более 1 млн. чел.) осуществляют следующим образом:

а) высший уровень государственного регулирования (федеральный уровень):

- Конгресс - через Комитет по делам малого бизнеса;

Администрация Президента - соответствующее ведомство и бюрократический аппарат;

- министерство торговли.

б) властная вертикаль (средний уровень) - Администрация Президента по делам малого бизнеса имеет десять региональных отделений регулирования.

в) властная вертикаль (нижний уровень) - местное отделение регулирования деятельности предприятий и организаций малого бизнеса.

г) институциональная поддержка, в т.ч. регулирование, малого бизнеса осуществляется параллельно госрегулированию по следующим направлениям:20Я

- министерство торговли совместно с коммерческими банками и торговой палатой - через программы поддержки и развития малого бизнеса и соответствующие структуры типа центров развития малого бизнеса при научных центрах (53);

- институты университетов и колледжей по регулированию малого бизнеса (до 500).

Российский потребительский рынок в основном регулируется Постановлением Правительства РФ от 12 октября 1998 г. № 1190 "О мерах по стабилизации потребительского рынка Российской Федерации".

Приведем общие положения данного документа:

1. Образована Комиссия Правительства РФ по стабилизации потребительского рынка с основной задачей: организация работы по выработке мер и принятию решений, связанных с обеспечением населения продовольственными и другими социально значимыми товарами, лекарственными средствами, а также координация работы федеральных органов исполнительной власти РФ и органов исполнительной власти субъектов РФ по стабилизации потребительского рынка. (Ранее предлагавшиеся решения в виде Агентства при Минсельхозпроде РФ из-за особой актуальности регулирования, вероятно, значительно менее эффективно).

2. Министерства торговли и сельского хозяйства и продовольствия РФ совместно с исполнительными органами власти субъектов РФ определены ответственными за сохранение потребления на душу населения не ниже уровня 1997г.

3. Органы исполнительной власти регионов РФ определены ответственными за снятие ограничений на свободное перемещение продовольственных товаров на территории РФ и обеспечение выполнения договорных обязательств.209

4. Госкомстат РФ определен ответственным за еженедельный мониторинг производства, оборота, запасов и уровня потребительских цен важнейших продтоваров, лекарств и т.д.

5. Министерства торговли, по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, здравоохранения, сельского хозяйства и продовольствия РФ совместно с Госкомитетом по стандартизации и метрологии, таможенному и некоторые другие ведомства обеспечивают контроль и регулирование номенклатуры и объема импортных закупок, качества и безопасности товаров и лекарств, правил торговли на потребительском рынке, а также отсрочек и рассрочек по ввозимому в РФ оборудованию, защитным мерам и т.д.

6. Создается холдинговая компания "Российская торгово-промышленная компания "Росмясомолторг" по закупке, хранению и поставке продуктов животноводства для государственных нужд.

7. Органам исполнительной власти субъектов РФ рекомендовано определять меры по социальной поддержке наименее защищенных групп населения, оказанию помощи организациям, предлагающим товары и услуги потребительскому рынку, а также по обеспечению поставок для спецпотребителей, расположенных на данных территориях, и соглашений с организациями потребкооперации.

Согласно положению, утвержденному Правительством РФ, основными задачами Комиссии по стабилизации потребительского рынка являются: а) группа задач по рассмотрению специальных вопросов, таких как: - координация действий федеральных органов исполнительной власти субъектов РФ по развитию потребительского рынка в интересах отечественных товаропроизводителей и удовлетворения спроса населения в товарах народного потребления;210

- осуществление контроля за созданием оперативного резерва по сельскохозяйственной продукции, продовольствию и лекарствам;

- контроль за использованием бюджетных средств, выделяемых на закупку продукции для федеральных государственных нужд;

- разработка и подготовка предложений о номенклатуре и объемах важнейших продовольственных и других товаров и лекарственных средств, по которым целесообразно осуществлять импортные закупки для обеспечения спецпотребителей, гг. Москвы и Санкт-Петербурга, районов Крайнего Севера и

др-;

- анализ состояния рынка продовольственных и других социально-значимых товаров, лекарственных средств в РФ и отдельных регионов;

- организация подготовки прогнозных оценок формирования бизнес планирование на предприятии потребительского рынка, его товарного насыщения, удовлетворения потребностей населения;

- организация разработки предложений по международному сотрудничеству РФ в области развития потребительского рынка;

- рассмотрение и подготовка предложений по регулированию внешнеторговой деятельности, определение размера экспортных и импортных пошлин на товары народного потребления;

б) задачи институциональной поддержки предпринимательского рынка, в первую очередь организация работы по подготовке предложений и проектов федеральных законов и иных нормативно-правовых актов РФ по вопросам, входящим в компетенцию Комиссии;

в) задачи по информационному обеспечению Правительства РФ о состоянии потребительского рынка и мерах, принимаемых Комиссией;211

г) обеспечение систематического контроля ха ходом выполнения важнейших решений Президента РФ и Правительства РФ по вопросам, входящим в компетенцию Комиссии и принятие соответствующих мер.

Комиссия имеет право: 1. Заслушивать отчет федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ о проводимой ими работе по проблемам потребительского рынка; 2. Создавать временные группы из ученых и специалистов для проработки предложений по проблемам, связанным с решением возложенных на Комиссию задач; 3. Получать от федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ информацию (материалы) по вопросам, входящим в компетенцию Комиссии.

Решения Комиссии являются обязательными для федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ.

Таким образом структуризация регулирования потребительского рынка РФ с целью его стабилизации как на федеральном, так и на региональных (субъектов) уровнях полностью отображает приведенный нами в гл. 3.1 административно-конституционный канал вертикальной властной иерархии в варианте его программно-целевой организации (Комиссия Правительства). Корпоративно-отраслевой канал используется в РФ еще недостаточно. Регулирование имеет жесткий функционализм, мало подкрепленный другими системообразующими моментами, развивающими самоорганизацию, самоуправление и, главное, саморегулирование на уровнях юридических и физических лиц. Это существенно снижает качество регулирования потребительского рынка по сравнению с ЕС, США и Японией.

В соответствии с рекомендациями теории катастроф (Р.Гилмор (1984), В.Арнольд (1979) и др.) для эффективного управления (а регулирование - одна из212

важнейших функций управленческого воздействия) необходимо обеспечить адекватное реагирование (отклик) управляемых систем. Чтобы этот отклик можно было как-то формализовать и качественно оценить, рекомендуемое количество независимых переменных (в нашем случае - целевых функций государственного регулирования на федеральном уровне), одновременно вводимых в действие, должно быть минимальным, не более трех.

Рассмотрим комплекс целевых функций государственного регулирования потребительского рынка, сформированный с учетом приведенного материала в предположении возможности их количественных оценок 2.

1. Снижение импортозависимости, в том числе по конкретным товарным группам продовольственного и непродовольственного рынка и странам (регионам) поставок (ЕС, СНГ, США и др.).

2. Развитие самоорганизации и саморегулирования бизнес-процессов, включая возможный учет теневого рынка.

3. Стабилизация флуктуации параметров потребительского рынка (временная) путем ресурсной компенсации "пульсаций" - количественные оценки определяются согласно бизнес-планам и расчетам трансакционных издержек с сохранением действующих структур.

4. Минимизация скачков (катастроф) в траекториях саморазвития конкретных потребительских рынков как общесистемная задача регулирования -количественные оценки целевых функций - согласно решениям Комиссии Правительства.

2 Определяется в каждом конкретном случае.213

5. Обеспечение институциональной поддержки, в том числе контрактных

отношений и договорных обязательств - санкции согласно решениям Комиссии и региональных исполнительных органов власти.

6. Мониторинг потребительского рынка.

7. Индексация деловой уверенности предпринимателей и организаций.

8. Состояние спроса.

9. Динамика денежных поступлений - согласно программам и бизнес-планам с учетом специфики некоторых рынков.

10. Динамика товарооборота, в том числе:

- по субъектам малого предпринимательства;

- по вещевым, смешанным и продовольственным рынкам.

11. Максимальное (до 100%) снятие ограничений на перемещение продуктов (согласно решениям Комиссии и исполнительных органов власти субъектов).

12. Снижение неопределенности экономико-социальной сферы малого бизнеса - сокращение продолжительностеи контрактов, рост объема затрат на образование и НИОКР, "лизинг" трудовых ресурсов, торговля гарантированными на время ресурсонесущими отношениями "взаимозависимости", увеличение доли занятых на контрактной основе и т.д. (согласно решениям Комиссии и исполнительных органов власти субъектов).

13. Сохранение потребления на душу населения не ниже 1997 г. - согласно решениям Комиссии и исполнительных органов власти субъектов.

14. Обеспечение параллельности государственного и корпоративного регулирования и самоуправления потребительского рынка институционально-ресурсными средствами - через обеспечение минимального количества целевых функций по каждой из иерархий (трех и менее).214

Рассматриваемое обилие целевых функций госрегулирования потребительского рынка возможно одновременно реализовать лишь в нескольких иерархиях (14:3=4,67) обоих каналов воздействия (федеральное регулирование не должно охватывать более 50%).

Если несколько развить позиции И.Гундарова (1997) и П.И.Симуша (1998) в части т.н. виртуальной реальности потребительского рынка, т.е. мнимого ощущения, например, продуктового изобилия, а также учесть критерий перехода К.Поппера (1992), который однозначно признал активное регулирование (вмешательство) в жесткий "порядок", если социальные институты не признаются продуктами человеческого творчества и их изменения не обсуждаются в терминах пригодности, то можно констатировать следующее:

- организация (организованность, регулирование) соединяет связь времен от прошлого через настоящее в будущее, через уход настоящего в прошлое, через борьбу сил прошлого и будущего, формируя в форме настоящего потребительский рынок;

- имеет место переоценка некоторых ценностей в обществе через случайность, неравновесность и более активные проявления т.н. "первых аттракторов", т.е. системных укрупненных моделей (и тенденций) через "стягивание" процессов, например, настоящего в будущее и наоборот, и соответственно их точечного моделирования. В качестве таких организационно-регулирующих "первых аттракторов" для предпринимательского рынка можно признать: а) отчий дом любого субъекта (физического лица) рынка, б) семейный бизнес, в) солидарность (саморегуляция и временная взаимозависимость) людей, г) Комиссию Правительства РФ как важнейший "стягивающий" формально и институционально воедино временный регулятор на федеральном уровне, как минимум;215

- переоценка ценностей состоит в анализе частного, корпоративного и государственного, первичности права на собственность или на самоуправление и ДР-

- отечественный потребительский рынок (в особенности его крестьянская составляющая) оказался отличным от западного своей неразвитостью в части индивидуальных способностей к самоидентификации и самоорганизации. Многое из сказанного гипотетично, однако уже предложены и реализуются некоторые мероприятия по выживанию потребительского рынка после августа 1998 г.

К ним относятся сблокированные обобщения следующего типа:

1. Блок представлений о потребительском рынке РФ, которые адекватно отражают реальную жизнь и чужды утопизму в любых проявлениях (коммунизм и либерализм) как с сверхжестким регулированием, так и полным отсутствием такового.

2. Блок представлений и методик программно-целевого регулирования реальных процессов.

3. Блок минимизации корпоративных и теневых противоречий, отношений и адаптивности товаропроизводителей.

4. Блок уточнения составов и характеристик субъектов и объектов потребительского рынка.

5. Блок опережающего развития АПК, в том числе регулирование условий становления и поддержания паритетов цен на продтовары и средства производства для села и фондообразующих отраслей, основных видов товаров и услуг, антимонопольных процессов и т.д.

Пимашков, Петр Иванович