Система управления формированием и использованием резервов развития предприятия

Управление представляет собой процесс, т.е. последовательность операций, приемов, методов формирования и осуществления воздействия на управляемый объект. Этот процесс имеет естественное закономерное содержание, которое определяется сущностью управления: целеполагание, оценка ситуации, нахождение главной проблемы, принятие и реализация управленческого решения. Механизм управления представляет собой композицию взаимосвязанных функций: анализа и оценки, прогнозирования и планирования, учета, контроля и стимулирования, построенных на единой, взаимосвязанной нормативно-методической базе. Процесс управления выстраивается по критериям рациональности, экономии времени, использования ресурсов, максимальной эффективности. Управление развитием рыбопромышленного предприятия представляет собой сложную систему, составной частью которой является управление резервами развития.

Подсистема управления резервами развития предприятия, как и всякая человеко-машинная система, состоит из управляемого объекта и субъекта управления. В качестве управляемого объекта здесь выступает предприятие, его экономические отношения с другими хозяйствующими субъектами, имеющиеся ресурсы, действующие на предприятии технологические процессы и информационные потоки. Управляемой переменной является величина80

резервов развития предприятия. Субъект управления - это специальная группа, которая на основе информации от объекта, используя различные методические подходы к функциям управления формированием и использованием резервов, разрабатывает управляющие воздействия - мероприятия по поиску, мобилизации и введению в действие резервов развития.

По нашему мнению, наиболее эффективно можно реализовать управляющую часть в виде группы ведущих специалистов предприятия (по промрыболовству, технологии рыбообработки, судоремонту и безопасности мореплавания, экономике и финансам, маркетингу, менеджменту), подчиненных директору предприятия по экономике, в функции которого входит непосредственно управление развитием предприятия. На небольших предприятиях эту роль должен выполнят экономист-аналитик (в современной терминологии менеджер по управлению развитием предприятия), прибегающий при необходимости к помощи специализированной консалтинговой фирмы. В любом случае, эта деятельность должна быть подкреплена соответствующими регламентами и организационно распорядительными документами, определяющими для данного предприятия правила и периодичность проведения аналитических процедур, способ фиксации, хранения и повторного использования результатов, порядок представления руководству рекомендаций по реализации резервов в различных хозяйственных ситуациях и контроля за их исполнением.

Сущность процесса управления резервами развития предприятия можно наглядно представить в виде схемы, представленной на рис. 2.4.

Для оценки эффективности функционирования группы по управлению резервами развития входные ресурсы можно представить в денежном выражении. Более того, в случае внедрения на предприятии системы бюджетирования, затраты на содержание группы могут быть сведены в бюджет и учтены при формировании сводного бюджета административных затрат. Определенную сложность составляет выражение в денежной форме выходной информации. Этот продукт имеет строго внутреннее потребление и не81

предназначен для реализации. Косвенно стоимость информации может быть оценена в размере оплаты по договору за оказание аналогичных услуг консалтинговой компанией. Кроме того, услуги консалтинговой компании достаточно дороги, работы выполняются эпизодически. В то время, как группа (специалист) управления резервами развития, созданная на предприятии, осуществляет непрерывное исследование внешней и внутренней среды, вырабатывает рекомендации по осуществлению корректирующих действий на процесс функционирования и развития предприятия.

Рис.2.4 Схема преобразования входных ресурсов в выходные данные в процессе функционирования на предприятии группы по СУРР82

Разработка и внедрение системы управления резервами развития на предприятии (СУРР) требует соответствующего обеспечения:

организационного (руководящие материалы, положения, распределение ответственности между руководителями, подразделениями при создании и функционировании СУРР);

нормативно-правового (совокупность законодательных, нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность предприятия рыбной отрасли);

методического (совокупность методик, в которых представлена стратегия предприятия, программа развития предприятия, оценки экономического риска, характерного непосредственно для субъекта хозяйствования и программа управления рисками на данном предприятии); информационного (материалы, содержащие данные экономического мониторинга предприятия, внутреннего и внешнего аудита, анализ состояния и перспектив развития отрасли в целом, региона хозяйствования);

кадрового (специалисты различных уровней управления предприятием, специалисты по менеджменту, экономики и финансам); технического (средства сбора, обработки и отображения информации на базе автоматизированных систем управления, средства связи и передачи данных);

финансового (средства на приобретение необходимой техники, оплату

внешней информации, услуг связи и заработной платы персонала,

занятого непосредственно поиском и реализацией резервов развития

предприятия).

Основной проблемой создания и внедрения СУРР на сегодняшний день

является отсутствие необходимого ресурсного обеспечения - финансов,

техники, информационного и методического обеспечения. Особую

актуальность приобретает поиск и подготовка специалистов, которые могли бы83

создать систему внутренних стандартов (правил, методик) по поиску и реализации резервов развития предприятия.

Процесс управления резервами- развития предприятия можно охарактеризовать как с точки зрения содержания, так и организации и технологии. Содержание процесса управления определено сущностью управления, его целями, функциями, методами и т.п. (рис.2.5).

Целью создания подсистемы управления резервами развития предприятия является стабилизация функционирования предприятия и обеспечение устойчивого динамичного развития предприятия в нестабильной экономической среде за счет выявления и эффективного использования резервов развития. Подсистема управления резервами предприятия реализует ряд основных задач, связанных с- поиском резервов в процессе функционирования предприятия, оценкой уровня резервов при подготовке хозяйственных решений, координацией процессов управления резервами и т.д. На этапе обработки данных осуществляются функции учета, контроля, анализа и прогнозирования. На этапе принятия решения реализуются функции планирования, организации и регулирования.

В соответствии с обозначенной целью подсистема управления резервами развития предприятия должна решить следующие задачи:

формирование структурного подразделения по управления резервами

развития предприятия, по типу матричной структуры;

организация мониторинга и анализ внутреннего состояния и внешней

среды предприятия;

поиск, учет возможных резервов развития предприятия на уровне

государства, региона, предприятия в разрезе доступных ресурсов;

разработка сводного проекта по использованию выявленных резервов

развития предприятия;

координация действий при реализации резервов развития;84

Целями подсистемы управления резервами развития предприятия является: на

начальном этапе стабилизация функционирования предприятия, на последующем

папе обеспечение устойчивого развития предприятия за счет поиска, выявления и

эффективного использования резервов развития предприятия

ЗАДАЧИ:

- формирование структурного подразделения по управления резервами развития предприятия по типу матричной структуры;

- организация мониторинга и анализ внутреннего состояния и внешней среды предприятия;

- поиск, учет возможных резервов развития предприятия на уровне государства, региона, предприятия в разрезе доступных ресурсов;

разработка сводного проекта по использованию выявленных резервов развития предприятия;

- координация действий при реализации резервов развития;

- контроль за осуществлением требований эффективного использования выявленных резервов разития предприятия и оценка достижения результатов в обеспечении устойчивого развития;

- обеспечение эффективного использования производственных ресурсов;

прогнозирование динамики устойчивого развития предприятия при условии реализации резервов развития;

ФУНКЦИИ:

Организация

Анализ

Учет

контроль за осуществлением требований эффективного использования

выявленных резервов разития предприятия и оценка достижения

результатов в обеспечении устойчивого развития;

обеспечение эффективного использования производственных ресурсов;

прогнозирование динамики устойчивого развития предприятия при

условии реализации резервов развития. Функционирование подсистемы управления резервами развития предприятия требует максимального использования качественно новых возможностей, предоставляемых современными информационными технологиями (средства телекоммуникаций, система электронных конференций, интегрированные базы данных, объединенные компьютерные сети, экспертные системы, электронные имитационные модели). Возникает необходимость объединения информационных ресурсов структурных подразделений предприятия и создание интегрированной корпоративной информационной системы управления, функционирующей в реальном масштабе времени, базирующейся на объективных данных по всем сферам деятельности предприятия, обеспечивающей возможность гибкого реагирования на изменение рыночной ситуации. Создание интегрированной корпоративной информационной системы управления должно обеспечить для руководства предприятия представление объективной картины работы всех подразделений, которая должна оставаться "прозрачной" для анализа и контроля.

Технология управления формированием и реализацией резервов развития - это комплекс последовательно осуществляемых мер по поиску и обоснованию системы резервов развития предприятия, мониторингу наступления событий, требующих вовлечения резервов, снижению уровня отрицательных последствий действия неопределенности и риска. Она предполагает как большую аналитическую работу, так и социально -организационную деятельность [10, С. 283-284].86

Л

\*

1"

Управление формированием и реализацией резервов развития предприятия характеризуется определенной технологической схемой управления, которая по нашему мнению должна состоять из восьми блоков (рис.2.6).

Г 1 ) Проверка целесообразности си своевременности ?^-Проведения мероприятий по формированию системы резервов I развития

0

2) Создание специализированной группы управлению резервами развития предприятия

по

Рис.2.6 Технологическая схема управления резервами развития предприятия Они характеризуют возвратно-поступательную последовательность различных операций и их групп при разработке и осуществлении управленческого решения и, таким образом, - рациональный вариант87

реализации резервов, способствующих динамичному и устойчивому развитию предприятия.

Блок 1. На первом этапе технологической схемы управления резервами развития предприятия предполагается осуществление предварительной проверки своевременности и целесообразности проведения мероприятий по формированию системы резервов развития предприятия в рамках системы управления функционированием предприятия или реализации инвестиционных проектов. При этом, во-первых, исходя из оценки этапа развития в целом предприятия определяется необходимость и целесообразность формирования резервов. Так, если предприятие находится на стадии деструктуризации, то создание резервов нецелесообразно. Во-вторых, процесс формирования резервов развития предприятия может иметь синхронный, с запаздыванием и стихийный характер. Несвоевременное осуществление процедуры поиска и реализации резервов снижает эффективность резервирования, могут возникнуть значительные дополнительные потери. Кроме того, если затраты на резервирование будут превышать величину эффекта от него, то данная процедура становится экономически неоправданной. Таким образом, при нецелесообразности поиска и реализации резервов происходит возвращение к исходной ситуации - поиску новых целей, обоснованию других мероприятий или вообще прекращается. Если выявлена целесообразность и своевременность поиска и реализации резервов развития, то осуществляется переход к блоку 2.

Блок 2. На этом этапе создается специализированное подразделение (в небольших предприятиях функции его может выполнять группа или экономист-менеджер, занимающиеся стратегическим развитием). Она может состоять как из сотрудников организации, так и из специалистов, приглашенных со стороны при подготовке к реализации крупных инвестиционных и инновационных проектов, обосновании высокорисковых вложений капитала. Специалисты должны владеть знаниями в области макроэкономики и микроэкономики, исследования сложных систем управления, прогнозирования, планирования и регулирования88

производственных процессов и т.д. Специалисты также должны обладать методическими и практическими навыками эффективного управления в условиях неопределенности и риска, понимать и учитывать специфику работы предприятия с учетом региональных и отраслевых проблем, функциональные особенности управления финансовыми, сырьевыми и трудовыми потоками, научно-техническое и информационное обеспечение.

В зависимости от размеров предприятия, динамики, направлений и масштабов его развития в ретро- и перспективе, степени рискованности производственной деятельности целесообразно создать соответствующее структурное подразделение, придав ему статус консультационного органа при аппарате управления предприятием.

Блок 3. На этом этапе разрабатываются управленческие курсовые работы по муниципальному праву решения. Этот процесс осуществляется путем нескольких итераций. Основными из них являются сбор исходной информации о внешнем окружении и внутренней ситуации на предприятии, анализ уровня и перспектив развития, установление направлений поиска резервов, выявление, количественная и качественная оценка, систематизация, определение условий реализации установленных резервов, проверка возможности достижения поставленных целей устойчивого развития.

Блок 4. На четвертом этапе обосновывается система реализации управленческих решений, т.е. осуществляются запланированные мероприятия по введению в'действие системы резервов. При этом, во-первых, организуется постоянный мониторинг развития предприятия, который представляет собой комплекс специальных действий, включающих анализ показателей, параметров устойчивого развития предприятия, определение реальности ухудшения ситуации на предприятии и наступления непредвиденных рисковых ситуаций, оценку возможности и целесообразности дальнейшей реализации выявленных резервов исходя из сложившейся ситуации. Во-вторых, при выявлении кардинальных изменений как неблагоприятных, так и благоприятных по сравнению с базовым сценарием развития система резервов89

должна быть уточнена или пересмотрена. Здесь реализуется принцип оперативности формирования резервов развития предприятия.

Блок 5. На данном этапе осуществляется организация выполнения управленческих решений, то есть внедрение утвержденного руководством предприятия варианта программы. Это предполагает реализацию конкретных организационно-технических мероприятий в определенной

последовательности, направленных на достижение установленных целей резервирования.

Блок 6. На этом этапе осуществляются оценка и анализ качества выполнения управленческих решений с помощью показателей эффективности использования резервов развития предприятия и параметров устойчивого развития предприятия.

В случае, когда исполнение решения не привело к каким-либо изменениям, рассматривают причины, по' которым не выполнены решения или получены результаты, отличные от запланированных. После определения причин неудовлетворительного исполнения управленческого решения готовится новое, с учетом полученных результатов от уже проведенных мероприятий по использованию резервов предприятия. Если выполнение управленческого решения дало свои положительные результаты, но не в том объеме, который необходим, то вносятся изменения в систему реализации управленческих решений.

В том случае, если качество выполнения управленческого решения удовлетворяет критериям эффективности, т.е. оно выполнено и получены необходимые результаты, развитие предприятия оценивается динамичным, в соответствии с разработанной стратегией, осуществляется переход к следующему этапу управления резервами развития предприятия.

Блок 7. Проверяется целесообразность проведения дальнейших работ по поиску и реализации резервов развития предприятия. Она состоит в определении того, какие резервы остались не востребованными, использование каких не принесло ожидаемого результата, оценке процессов и90

ситуаций, которые не были учтены при определении резервов и потерь. По результатам анализа разрабатываются мероприятия по совершенствованию механизма поиска, обоснования и реализации резервов развития предприятия.

Блок 8. На заключительном этапе для данной технологической схемы осуществляется формирование и оценка сценариев будущего развития предприятия и вариантов мобилизации резервов. Прогнозирование является неотъемлемой частью технологии управления формированием и реализацией резервов развития предприятия. Оно позволяет предприятию предвидеть отдельные кризисные ситуации, минимизировав последствия; избежать части потерь, связанных с наступлением рисковых ситуаций; способствовать более динамичному развитию предприятия.

Наиболее ответственный этап для специалистов в представленной технологической схеме управления формированием и реализацией резервов развития предприятия - разработка управленческих решений.

Общая последовательность разработки управленческих решений представлена на рис.2.7, которая представляет собой цепь с обратной связью состоящую из девяти блоков.

Блок 1. Он предполагает сбор исходной информации о:

- ситуации на предприятии, в том числе анализируются потоки документов (отчеты, планы, долгосрочные договоры с поставщиками и покупателями, типовые контракты по реализации продукции, оказанию услуг, включая экспортные операции, отчеты ревизионной комиссии, итоги проведения проверок внутренним и внешним аудитом, налоговыми органами, материалы, переданные в арбитражный суд с неопределенным исходом, отрицательные последствия которых могут существенно изменить деятельность предприятия в дальнейшем, схема организационной структуры предприятия и т.д.), изучается маркетинговая политика, включающая определение ключевых рынков, групп покупателей и их основные потребности;

- ситуации в отрасли (исследуется научно-техническая информация, директивные материалы, результаты экспертных оценок специалистов рыбной91

Сбор и аналп ! исходной информации о внутреннем

состоянии и внешней среде функционирования

предприятия

^у Определение стадии циклическою развития предприятия и идентификация типовых резервов развития

X

Поиск региональных, отраслевых и внутрихозяйственных резервов развития

[ро1 но шрование кри шены?

НаСТУПЛС! : . : ; ; !,1Х С(

I

Количественная и качественная оценка резервов развития

___у Создание пилотного проекта, ирогжнноП модели введения в действие сформированной системы резервов

^/Разработка управленческих воздействий, образующих программу мероприятий по реализации резервов развития

т

2у Анализ и оценка системы резервов развития и программы по ее реализации

,л-----------------

1 Введение в действие системы резервов (принятие управленческого решения)

Рис. 2.7 Принципиальная схема разработки управленческого решения в рамках

системы управления резервами развития предприятия отрасли и отдельных ее подотраслей, проводится анализ поведения основных конкурентов, оценивается емкость рынка, исследуются перспективные92

технологии, возможные варианты реконструкции и технического перевооружения действующих мощностей основных производств и предложения по созданию новых);

- регионе (инвестиционная привлекательность региона - инвестиционный потенциал, инвестиционный риск; наличие квалифицированной рабочей силы, развитие производственной инфраструктуры, положение региона относительно основных центров развития экономики страны, наличие сырьевых ресурсов). В качестве исходной информации могут быть использованы прогнозы сырьевых ресурсов региона, долгосрочные программы развития региона, нормативно-справочные материалы, издаваемые органами государственной власти региона, статистические данные и аналитические материалы о развитии региона.

Блок 2. Определение периода развития предприятия, идентификация типовых резервов развития, характерные для данной стадии развития.

Блок 3. Осуществляется поиск резервов развития на уровне региона, отрасли, непосредственно предприятия. Комплексный анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия предполагает выявление внутрихозяйственных резервов и слабых мест, в отношении которых необходимо в дальнейшем вести работу по мобилизации резервов. Оценка уровня развития отрасли, передовых достижений, рынка технологии и техники, перспектив доступа к сырьевым ресурсам, возможностей сотрудничества с ведущими научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими организациями отрасли, оценка возможностей предприятий производственной инфраструктуры (судоремонта, рыбных портов, тарных и сетеснастных производств) будет способствовать поиску отраслевых резервов развития. Анализ динамики рейтинга инвестиционной привлекательности региона (инвестиционный потенциал, инвестиционный риск его составляющих) позволит оценить возможность расширения деятельности и привлечения потенциальных инвесторов, выявить региональные резервы развития. В результате использования всех методов поиска резервов будут выявлены93

существующие резервы развития предприятия и составлен их каталог. Под каталогом резервов развития предприятия понимается перечень ранжированных резервов с их краткой характеристикой, выявленных на том или ином уровне управления (отрасль, регионы, предприятия, подразделения предприятия). При этом резервы должны систематизироваться по основным видам ресурсов.

Блок 4. На основе полученных результатов анализа реального положения предприятия, состояния среды функционирования делается вывод о реальности возникновения кризисных ситуаций и наступлении рисковых событий, на которые необходимо в первую очередь обратить внимание при формировании системы резервов развития.

Блок 5. Осуществляется количественная и качественная оценка резервов развития, отобранных в каталог, ранжирование их исходя из актуальности и значимости для рассматриваемого периода времени и прогнозируемого развития.

Блок 6. Проводится проверка взаимосвязи и взаимоувязки выявленных резервов развития с целью формирования рационального сочетания их и недопущения повторного счета. Таким образом, должна быть сконструирована единая система резервов развития предприятия.

В составе четвертого, пятого и шестого блоков могут выполняться работы при различных уровнях методической и программно-математической обеспеченности - от исследования каждой исходной ситуации группой специалистов "вручную" до создания экспертной системы, автоматизирующей значительную часть работы.

Блок 7. Создается пилотный (пробный) проект прогнозной модели введения в действие сформированной системы резервов, оцениваются и интерпретируются полученные данные. Создание пилотного проекта представляет собой по существу написание сценария будущего развития предприятия при условии введения в действие системы резервов, в виде упорядоченных во времени и логически взаимосвязанных событий. Цель94

создания - уточнение условий, при которых будет происходить развитие предприятия. В процессе разработки пилотного проекта определяются и дополнительные резервы, которые могут возникнуть при его реализации. Сравниваются результаты развития предприятия, полученные с учетом введения в действие системы резервов развития и без нее. Если внедрение намечаемых комплексов резервов не приведет к желаемым результатам, то следует вернуться к блоку 5 и пересмотреть подход к отбору резервов и сформировать новую систему.

Блок 8. На основании разработанной модели и показателей количественной и качественной оценки резервов, входящих в систему, разрабатываются управляющие воздействия, образующие программу мероприятий по реализации резервов развития предприятия.

Результатом работ в рамках седьмого и восьмого блоков должны стать конкретные суждения о проблемах, связанных с реализацией программы мероприятий и общая характеристика изменений в положении предприятия в случае принятия решения о введении в действие системы резервов развития.

Блок 9. Система резервов развития и программа мероприятий по ее реализации вновь подвергается оценке и анализу. При выявлении кардинальных изменений по сравнению с базовым сценарием развития система резервов и программа мероприятий по ее реализации должны быть уточнены или пересмотрены. В случае достижения желаемого эффекта сформированная система резервов и программа мероприятий по ее внедрению рекомендуется руководству предприятия для последующей ее реализации.

Блок 10. При принятии управленческого решения руководством о введении в действие системы резервов осуществляется корректировка стратегии развития предприятия.

Для управления резервами развития предприятия необходимо организовать человеко - машинные процедуры, т.е. указать сроки проведения работ, форму и объем представления результатов, задать состав и порядок выполнения процедур поиска, оценки и анализа целесообразности и95

эффективности поиска и реализации резервов развития, подготовить необходимую нормативную и справочную базу, собрать текущую информацию, запустить процесс разработки мероприятий по использованию резервов развития и, наконец, довести выработанные предложения до сведения руководства предприятия, а после их утверждения организовать реализацию резервов предприятия. Эта совокупность действий должна входить в состав функций подразделения, ответственного за управление резервами развития предприятия. Основными аргументами в пользу создания вышеназванного подразделения предприятия служат:

важность перехода предприятий рыбопромышленного комплекса от

стадии выживания к устойчивому экономическому развитию;

необходимость проведения мониторинга экономического развития

предприятия и постоянного поиска резервов развития в рамках принятой

стратегии развития;

многофункциональный характер, различия по составу исполнителей,

сложность координации намеченных мероприятий;

комплексность использования всей полученной информации;

продолжительный период поиска и реализации резервов развития

предприятия, обусловленный большим объемом и значимостью работ;

целесообразность организации управления и контроля за осуществлением

мероприятий по всей цепи: от поиска резервов развития до оценки

результатов внедрения. Функциональная область управления резервами развития предприятия, по нашему мнению, должна быть сформирована по типу матричной структуры, построенной по принципу двуначалия на уровне всех исполнителей. Выбор матричной структуры не случаен, в современных рыночных условиях весьма сложно обеспечить согласованность, базируясь на одних только традиционных структурах линейно-функционального управления. Традиционные курсовые работы по налогам структуры управления ориентируют на равномерное поступательное развитие всех элементов производства и достижение общих целей, вытекающих из основного96

предназначения того или иного производственного звена и решаемых задач. В то время, как более прогрессивные виды ориентируют руководителей на достижение перспективных целей, вытекающих из какой-либо крупномасштабной задачи, требующей для ее решения концентрации многих усилий. Достоинством матричной структуры является: быстрая реакция и адаптация на условия внешней среды; активизация творческих возможностей персонала; сокращение оперативной нагрузки на руководителей высокого уровня; более рациональное использование профессионализма кадров. В качестве недостатков следует отметить: усложненная структура соподчинения в системе управления; реальная необходимость периодического изменения структурных подразделений; двойственность в подчинении специалистов; трудности в адаптации работников и приобретении навыков по новой программе. Пример организационной структуры такого подразделения для рыбопромышленного предприятия представлен на рис.2.8 (тонкими стрелками показаны командные связи между структурными элементами, а двойными -информационные). Возглавляет подразделение зам. директора (директор) по экономике. В его функции входит координация действий специалистов подразделения по поиску и реализации резервов развития предприятия, представление руководству предприятия проекта по использованию имеющихся резервов развития предприятия на определенный срок. Целесообразно в состав подразделения включить наряду со специалистами в области экономики и управления предприятием (менеджменту, маркетингу, экономике, финансам), специалистов добычи и технологии обработки биоресурсов, безопасности мореплавания, судоремонта. Эта необходимость обусловлена спецификой поиска отраслевых резервов развития, сложностью и отдаленностью производственного процесса от местонахождения

предприятия. Кроме того, ведущие специалисты непосредственно вовлечены в деятельность своих подразделений и знают ее досконально, поэтому они являются важными участниками процесса поиска и реализации резервов развития предприятия. Работы по поиску резервов развития предприятия97

ведутся непосредственно в каждом подразделении по единой методике, разработанной исходя из цели достижения параметров устойчивого развития предприятия. Такой подход позволяет осуществить комплексный анализ проблем, установить приоритетные области развития предприятия, определить критерии, позволяющие наиболее адекватно охарактеризовать состояние экономики предприятия, за счет исключения низкоинформативных показателей, определение круга наиболее важных критериев и выбрать направление дальнейшего развития.98

Специалисты по маркетингу ведут поиск резервов развития предприятия при проектировании будущих объемов продаж товаров, работ, услуг по регионам, цен реализации, анализе тенденций изменения потребностей покупателей, сезонных колебаний, уровне конкуренции, возможностей коммерциализации тех видов гидробионтов, которые невозможно реализовать на традиционных рынках сбыта, исследовании схем товаропродвижения и методов их стимулирования.

В задачи специалиста по технологии обработки гидробионтов при поиске резервов развития входит исследование тенденций в развитии технологии, направлений повышения качества, безопасности и конкурентоспособности рыбной продукции, комплексного использования сырья для получения пищевой, кормовой продукции, концентратов биологически активных соединений и ценных химических элементов, создание на их основе новых видов продуктов для лечебного, профилактического питания, внедрение методов глубокой трансформации и длительной консервации рыбной продукции. Кроме того, анализируется нормативно-техническая документация малоотходных технологий переработки традиционных видов рыб, беспозвоночных, водорослей разработанная отраслевыми научно-исследовательскими организациям, возможности внедрения новых методов экспресс-методов контроля качества сырья и конечной продукции.

Специалист по промышленному рыболовству отвечает за поиск и реализацию резервов развития на этапах осуществления поисковых работ, добычи гидробионтов, размещение промоборудования. В его обязанности входит исследование современных методов лова и первичной обработки сырья для сохранения качества сырца и готовой продукции, а также с целью сокращения потерь сырья для получения продуктов широкого ассортимента, изучаются возможности изъятия недоиспользуемых видов гидробионтов, максимально полного сохранения так называемого прилова, обеспечение сохранности орудий лова от потерь, организации эффективного контроля за выработкой квот на добычу водных биоресурсов.99

Оценка возможности модернизации и обновления флота, совершенствования конструкций промысловых судов, поисковой аппаратуры и разработки новых способов и орудий лова, делающих возможным освоение биоресурсов, ранее не доступных для промысла, контроля за техническим состоянием судов и снижение аварийности промыслового флота, разработка оптимальных режимов работы промысловых судов находятся в компетенции специалистов по судоремонту и безопасности мореплавания.

Специалист в области менеджмента осуществляет исследует резервы развития предприятия в направлении анализа организационной структуры, информационных потоков, структуры и эффективной работы персонала, системы контроля и безопасности, возможности кооперации с другими предприятиями и организациями.

Специалисты в области финансов и экономики детально исследуют финансовые ресурсы предприятия, рынок капитала, инвестиционной климат, проводят анализ финансово-экономического состояния. Кроме того, в их обязанности целесообразно включить функции планирования, организации и регулирования работы всего подразделения: взаимосвязь с руководством и другими подсистемами управления предприятия, установление периодичности проведения работ по мониторингу, определение состава работ очередного цикла формирования и реализации (выбор моделей и методик формирования и реализации резервов, способов фиксации результатов и т.п.); обеспечение взаимодействия специалистов предприятия с научно-исследовательскими центрами и консалтинговыми фирмами.

Информационное обеспечение, необходимый уровень методического и инструментального обеспечения поддерживается специалистом в области экономики, который заказывает или разрабатывает своими силами методический инструментарий, в том числе методики, модели, программно -математические и информационные средства. Функционирование подсистемы управления резервами развития предприятия требует максимального использования качественно новых возможностей, предоставляемых100

современными информационными технологиями (средства телекоммуникаций, система электронных конференций, интегрированные базы данных, объединенные компьютерные сети, экспертные системы, электронные имитационные модели). Возникает необходимость объединения информационных ресурсов структурных подразделений предприятия и создание интегрированной корпоративной информационной системы управления, функционирующей в реальном масштабе времени, базирующейся на объективных данных по всем сферам деятельности предприятия, обеспечивающей возможность гибкого реагирования на изменение рыночной ситуации. Создание интегрированной корпоративной информационной системы управления должно обеспечить для руководства предприятия представление объективной картины работы всех подразделений, которая должна оставаться "прозрачной" для анализа и контроля.

Результаты исследовательской работы подразделения по управлению резервами развития предприятия должны являтся основанием для осуществления мероприятий по использованию резервов развития. Реализацию последних целесообрано осуществлять по программе, в которой поэтапно освещены мероприятия по реализации резервов развития, определены состав участников, описаны планируемые результаты.

Представленный в работе методический инструментарий позволяет вести целенаправленный поиск, дать количественную и качественную характеристики уровня имеющихся на предприятии внутренних и внешних резервов развития предприятия, осуществлять оценку эффективности их использования, сопоставить результаты введения в действие резервов развития с возможностями выхода предприятия на траекторию устойчивого развития. Исследования, проведенные в настоящей главе, показали:

1. Работы по поиску резервов начинаются с уточнения цели, стратегии развития предприятия, динамики основных показателей, характеризующих устойчивое развитие предприятия и ведутся активными и пассивными методами. Анализ предполагаемых к реализации резервов развития проводится101

в следующей последовательности: во-первых, резервы группируются по классификационным признакам, им дается качественная характеристика. Во-вторых, производится суммарная количественная оценка. Количественная и качественная характеристики резерва развития не предполагает исчисление результата введения в действие резерва. Для реализации выявленных резервов необходимо разработать комплекс мероприятий по внедрению резервов в хозяйственную практику. Как правило, реализация этих мероприятий сопряжена с определенными затратами. Следовательно возникает необходимость соизмерения затрат и выгод.

2. Наиболее полно целесообразность использования того или иного резерва характеризует их эффективность. Далее определяется эффективность указанных мероприятий и производится отбор резервов развития. Критерий эффективности, положенный в основу оценки эффективности использования резервов развития определяется максимизацией прироста результата по отношению к приросту ресурсов. Стоимостная оценка полезных результатов осуществления мероприятий за расчетный период выражается в виде дополнительного дохода, полученного предприятием в этот период за счет вовлечения резервов развития, дополнительной прибыли, экономии ресурсов. Стоимостная оценка ресурсов складывается из затрат на поиск, оценку, создание, маневрирование и реализацию резервов, затрат на организацию управления системой резервов развития предприятия, текущих затрат по содержанию резервов и резервной инфраструктуры, расходов на мероприятия по введению в действие резервов, потерь от исключения резервов из ресурсов текущего потребления.

3. В тоже время ряд параметров и факторов характеризующих резервы развития, возможность и целесообразность их внедрения не могут быть учтены напрямую при расчете коэффициента эффективности внедрения резервов - Кэ. Для этих целей в работе предложена методика расчета скорректированного коэффициента эффективности резервов, построенная на экспертных оценках и позволяющая определить очередность введения резервов. Суждения экспертов102

основываются на прогнозах развития рынков выпускаемой предприятием продукции, оценки потенциальных рисков, результатах проведенного анализа финансово-хозяйственного состояния и эффективности управления, а также сильных и слабых сторонах предприятия, вкладе резервов в устойчивое развитие предприятия, быстроте получения эффекта, доступности ресурсов, находящихся в резерве, величине экологического эффекта, величине социального эффекта и т.д. Необходимость индивидуального подхода к характеристике резервов обусловлена их сложной структурой.

Представленный алгоритм расчетов оценки эффективности реализации резервов развития, по нашему мнению, позволит наиболее полно учесть все факторы, том числе качественные характеристики, влияющие на устойчивое развитие.

4. Организационный аспект процесса управления резервами развития в современных условиях нуждается в достаточной регламентации на уровне самого предприятия. Целью создания подсистемы управления резервами развития предприятия является стабилизация функционирования предприятия и обеспечение устойчивого динамичного развития предприятия в нестабильной экономической среде за счет выявления и эффективного использования резервов развития. Технология управления формированием и реализацией резервов развития - это комплекс последовательно осуществляемых мер по поиску и обоснованию системы резервов развития предприятия, мониторингу наступления событий, требующих вовлечения резервов, снижению уровня отрицательных последствий действия неопределенности и риска. Результатом процесса управления является рациональный вариант реализации резервов, способствующих динамичному развитию предприятия.

5. Функциональная область управления резервами развития предприятия, по нашему мнению, должна быть сформирована по типу матричной структуры, построенной по принципу двуначалия на уровне всех исполнителей. Функциями подразделения должна стать координация действий специалистов по поиску и реализации резервов развития предприятия, представление103

руководству предприятия проекта по использованию имеющихся резервов развития предприятия на определенный срок. Функционирование подсистемы управления резервами развития предприятия требует максимального использования качественно новых возможностей, предоставляемых современными информационными технологиями (средства телекоммуникаций, система электронных конференций, интегрированные базы данных, объединенные компьютерные сети, экспертные системы, электронные имитационные модели). Целесообразно в состав подразделения

рыбопромышленного предприятия включить наряду со специалистами в области экономики и управления предприятием (менеджменту, маркетингу, экономике, финансам), специалистов добычи и технологии обработки биоресурсов, безопасности мореплавания, судоремонта, что обусловлено спецификой поиска отраслевых резервов развития, сложностью и отдаленностью производственного процесса от местонахождения

предприятия. Исследованию резервов устойчивого развития предприятий рыбопромышленных предприятий посвящена следующая глава исследования.

Древинг, Светлана Робертовна