Развитие межгосударственных связей нормативно- исследовательских организаций России и государств участников СНГ

Изменения, которые происходят в нашем обществе, обусловленные процессом демократизации, организационным переустройством предприятий, возрастанием требований к качеству продукции требуют принципиально новых подходов, норм и методов к организации нормирования труда. В этой связи особенно возрастают требования к качеству разрабатываемых норм затрат труда, их комплексному научному обоснованию.

Однако в последние годы государство ослабило внимание к проблемам нормирования труда и внедрению технически обоснованных норм труда в производство. Большинство предприятий оказались не готовы к принятию самостоятельных решений в области нормирования труда как по субъективным, так и объективным причинам (недостаточность информационной базы по труду, слабая подготовленность специалистов-нормировщиков, их низкая заработная плата, недостаточность методического, методологического и технического обеспечения и др.). Все это оказало отрицательное воздействие на уровень использования рабочего времени.

Переход к рыночной экономике, изменение в распределительных отношениях, повышение стоимости используемых в процессе труда средств производства, увеличение себестоимости продукции и другие негативные факторы, вызвавшие дестабилизацию производства, явились причиной разрушения традиционных систем оплаты труда, предусматривающих справедливую связь между нормой труда и заработной платой.238

В этой связи возникла острая необходимость устранить несоответствия между действующей системой оплаты труда и технически обоснованными нормами труда, которые перестали в существующих условиях быть ее эффективным регулятором.

Следовательно, одним из главных направлений совершенствования нормативной работы должно стать обобщение имеющихся в отечественной и мировой практике, а также формирование новых эффективных систем нормирования, организации и оплаты труда и налаживание межгосударственных связей по разработке и обоснованию трудовых затрат на производство различных видов сельскохозяйственной продукции.

Распад СССР повлек за собой и распад нормативно- исследовательской системы, ослабление взаимосвязей, ухудшение состояния единой нормативной базы и потерю единого информационного и научно-практического пространства.

В бывшем Советском Союзе силами союзных и республиканских нормативно-исследовательских и научно-исследовательских организаций была создана нормативная база межотраслевых нормативов и норм, насчитывающая более 500 наименований сборников для нормирования труда в промышленности, агропромышленном комплексе, жилищно-коммунальном хозяйстве и транспорте, 230 сборников на массовые виды строительных, монтажных, ремонтно- строительных и др. видов работ в строительстве.

При разработке межотраслевых норм труда была достигнута высокая степень кооперации и разделения труда республиканских нормативно-исследовательских организаций.

База межотраслевых нормативов и норм создавалась усилиями научных коллективов отраслевых институтов, проектно-239

конструкторских, нормативно-исследовательских организаций и предприятий практически всех республик, входивших в состав СССР.

Показателен опыт комплексного подхода к вопросам нормирования труда в народном хозяйстве бывшего СССР и стран -членов СЭВ.

На основе совместных комплексных научных исследований СССР и специалистов Германии, Болгарии, Румынии, Чехословакии, Вьетнама, Монголии были найдены приемлемые варианты совершенствования организации, нормирования и стимулирования труда, комплексного обоснования норм труда с точки зрения технических, технологических, организационно-экономических, природных, психофизиологических и социальных факторов производства.

Используя связи с СССР, некоторые бывшие социалистические государства применяли в своей нормативно-исследовательской деятельности ряд методических материалов, разработанных в бывшем СССР.

В настоящее время в странах содружества независимых государств (СНГ) действуют, в основном, нормативные материалы по труду, утвержденные бывшим Госкомтрудом СССР и Мин-сельхозом СССР, большинство их которых устарели и требуют обновления.

Нормативно-исследовательская система сельского хозяйства России в лице Роснисагропрома имела постоянную связь с государствами - странами членами СЭВ - по вопросам производительности труда, методов его измерения, нормирования труда и др. вопросам.240

Несмотря на сложившиеся трудности, эта связь действует и в настоящее время в форме обмена информацией.

Так, отделение "Научное и технологическое обслуживание сельского хозяйства" института экономики сельского хозяйства Болгарии и Роснисагропром на творческой основе обмениваются нормативными материалами по разработке укрупненных нормативов времени и комплексных норм обслуживания животных, ремонту техники для механизированных работ в животноводстве, растениеводстве и др.

Изучение и обобщение опыта организации и деятельности нормативно-исследовательских организаций зарубежных стран и государств - участников СНГ на основе тесных межгосударственных связей, обмена нормативной информацией, совместной творческой деятельности по приоритетным направлениям нормативных исследований способствовало бы более быстрому формированию обоснованной нормативной базы сельскохозяйственного производства, которая в настоящее время еще недостаточно развита и требует совершенствования.

Однако изменения в отраслях экономики и взаимоотношениях России со странами - участниками СНГ привели к распаду единой нормативно-исследовательской системы, ликвидации многих нормативно-исследовательских организаций и свертыванию исследований по совершенствованию и обновлению нормативной базы. Поэтому существующая межотраслевая нормативная база не отвечает современным требованиям.

В то же время стоимость разработки, апробации, доработки и издания одного сборника норм труда в расчете на 1 условный печатный лист, по данным Роснисагропрома, составляет -101500 руб., а затраты времени - 295 чел-дней.241

Формирование нормативной базы требует не только значительных денежных средств, но и большой трудоемкости, участия специалистов высокой квалификации, что в условиях рынка делает разработку межотраслевых сборников каждой из стран СНГ многозатратной. Следовательно, появилась вновь необходимость кооперации научных коллективов, занятых нормативно-исследовательской работой в области нормирования труда. Это даст возможность существенно снизить затраты на разработку норм и нормативов, повысить их качество и разнообразие, сократить сроки разработки.

В этой связи Консультативный Совет по труду, миграции и социальной защите населения государств - участников СНГ и социальный департамент межгосударственного экономического Комитета РФ при участии ЦБНТИ, Роснисагропрома разработали "Программу по созданию и совершенствованию межотраслевой нормативной базы по труду для стран СНГ на 1996 г. и последующую перспективу", которая была согласована с Министерством сельского хозяйства и продовольствия РФ и Росни-сагропромом.

В соответствии с Программой ведущей организацией по разработке межотраслевых норм труда в сельскохозяйственном производстве определен Роснисагропром.

В программе по разделу "Сельскохозяйственное производство" предусмотрена разработка 35 сборников норм и нормативов, из которых 14 разрабатывает Российская Федерация, а в остальных она принимает участие в разработке нормативного информационный бизнес консалтинг ма-242

териала и апробации сборников по труду на предприятиях агропромышленного комплекса.

Реализация программы предполагается на долевой основе в зависимости от численности работников, занятых в агропромышленном комплексе, и предусматривает взаимодействие нормативно- исследовательских организаций России и стран СНГ.

В программе определены наименования нормативного материала, срок выполнения и страны исполнители СНГ. Она охватывает сельскохозяйственное производство: механизированные работы; возделывание и уборку сельскохозяйственных культур; внесение органических удобрений; механизированные работы по внесению минеральных удобрений; защита растений от болезней и вредителей; расход топлива на тракторно-транспортные работы; погрузочные работы; ручные работы по выращиванию овощей в открытом и закрытом грунте; ручные сельскохозяйственные работы; стационарные работы в растениеводстве, животноводстве по отраслям; ремонт машин и оборудования для растениеводства; перерабатывающие и пищевые отрасли; подсобные производственные предприятия, забой и переработку КРС, свиней, птицы; колбасное и кожевенное производство; комбикормовое производство и др.

Очень важно, что комплексная программа предусматривает совместную разработку ряда методических материалов, включающих разработку автоматизированной системы проектирования и расчета нормативов времени на персональных ЭВМ.

Координатор программы организует взаимодействие участников разработки сборников норм и нормативов и информи-243

рует (раз в полгода) Секретариат Консультативного Совета и центральные органы по труду стран СНГ о ходе ее реализации.

Программой предусматривается перечень подготавливаемых сборников, сроки их подготовки, ведущая организация, отвечающая за разработку соответствующего документа, а также организации - соисполнители (табл. 3.4Л).

Разработанные проекты межотраслевых норм и нормативов по труду, исходя из приоритетов развития конкретных отраслей экономики в данной стране, направляются на заключение центральным органам по труду стран СНГ.

Полученное заключение направляется ведущей организации - разработчику для доработки документов. Доработанные проекты представляются в организацию - координатор - ЦБНТ с краткой пояснительной запиской о принятых и отклоненных замечаниях и предложениях, а координатор представляет их Секретариату консультативного Совета по труду, миграции и социальной защите населения государств - участников СНГ.

Представленные материалы рассматриваются Рабочей группой Консультативного Совета, которая совместно с координатором готовит проект решения о принятии подготовленных документов на очередном заседании Консультативного Совета и представляет их в секретариат.

При необходимости сроки разработки межотраслевых норм труда могут быть скорректированы Секретариатом Консультативного Совета по труду, миграции и социальной защите населения стран государств - участников СНГ. Особое значение эта программа будет иметь для государственных промышленных, сельскохозяйственных и бюджетных организаций, для которых межотраслевые и отраслевые нормати-?Г

чг

Содержание программы по созданию и совершенствованию межотраслевой нор

ду на 1997 г. и последующую перспективу.

№№ п/п Наименование нормативного сборника Срок выполнения Страны-ис

начало, год окончание, год

1 2 3 4

Сельскохозяйственное производство

1 Межотраслевые нормы выработки и расхода топлива на сельскохозяйственные работы 1998 2000 Российская Федераци Грузия, Казахстан, М Украина

2 Укрупненные нормативы времени на возделывание и уборку сельскохозяйственных культур 1997 1998 Российская Федераци

3 Межотраслевые нормы выработки и расхода топлива на механизированные работы по внесению органических удобрений 1998 2000 Украина, Российская

4 Межотраслевые нормы выработки и расхода топлива на механизированные работы по внесению минеральных удобрений, защите растений от болезней и вредителей 1999 2001 Украина, Беларусь, Г ция, Таджикистан

5 Межотраслевые нормы выработки и расхода топлива на тракторно-транспортные работы 1997 1999 Беларусь, Азербайджа Таджикистан, Узбеки

6 Межотраслевые нормы выработки и расхода топлива на механизированные погрузочные работы 1998 1999 Российская Федераци стан, Украина

Межотраслевые нормы выработки и нормативы времени на ручные работы по выращиванию овощей в открытом и закрытом грунте 1998 1999 Украина, Азербайджа Российская Федераци

8 Межотраслевые нормы выработки и нормативы времени на ручные сельскохозяйственные работы 1997 1998 Российская Федераци

9 Межотраслевые нормы выработки на стационарные работы в растениеводстве 1999 2001 Российская Федераци стан, Украина, Молдо

10 Межотраслевые нормы выработки на стационарные работы в животноводстве 1997 2000 Российская Федераци Молдова

11 Межотраслевые нормы и нормативы времени по обслуживанию КРС при различных системах содержания животных 1997 1999 Российская Федераци Молдова, Таджикиста

12 Межотраслевые укрупненные нормативы времени на обслуживание свиней 1997 1999 Украина, Российская

13 Межотраслевые нормы выработки и численности по обслуживанию птиц 1998 1999 Украина, Российская Ф

Межотраслевые нормы времени на ремонт машин и оборудования для растениеводства:

14 Часть I. Плуги и другие почвообрабатывающие машины. 1998 2001 Казахстан, Российская Украина

15 Часть II. Культиваторы, лущильники, бороны и катки 1998 2001 Казахстан, Российска Украина

16 Часть III. Посевные и посадочные машины 1998 2001 Украина, Российская

17 Часть IV. Машины для внесения удобрений 1998 2001 Украина, Российская

18 Часть V. Машины для защиты растений 1998 2001 Украина, Российская

__^ Часть VI. Машины для уборки зерновых культур и кукурузы на зерно 1997 2000 Российская Федераци захстан

20 Часть VII. Машины для послеуборочной обработки зерна 1997 1999 Российская Федераци захстан

21 Часть VIII. Машины для уборки кормовых культур и производства кормов 1997 1999 Российская Федераци захстан

22 Часть IX. Машины для уборки и обработки технических культур 1997 1999 Российская Федераци захстан

23 Часть X. Машины для уборки и обработки картофеля 1997 2000 Беларусь, Российская захстан

24 Часть XI. Машины для уборки и обработки овощей. 1997 1999 Российская Федераци захстан

25 Часть XII. Дождевальные машины и установки 1998 2001 Украина, Российская захстан

26 Часть XIII. Погрузочно-разгрузочные машины, тракторные прицепы и полуприцепы. 1997 1999 Российская Федераци захстан

................................... ...........-----....................----................. ...........----..................

Межотраслевые нормативы по труду в перерабатывающих и пищевых отраслях, подсобных производствах предприятий:

27 Часть I. Забой и переработка КРС, свиней, птицы 1997 1999 Украина, Азербайдж Грузия, Казахстан, К сийская Федерация, Т стан, Узбекистан

28 Часть И. Колбасное и мясоконсервное производство 1997 1999 Украина, Азербайдж Грузия, Казахстан, К сийская Федерация, Т стан, Узбекистан

29 Часть III. Переработка молока, изготовление масла и сыров 1997 2000 Российская Федераци Беларусь, Грузия, Ка дова, Таджикистан, Т Украина

30 Часть IV. Плодоовощные консервы 1997 1999 Украина, Азербайдж Грузия, Казахстан, К сийская Федерация, Т стан, Узбекистан

Примечание: комплексный бизнес консалтинг Россия является ведущей по раз-

работке сборников. Остальные страны принимают участие в апробации материалов.248

вы затрат труда обеспечивают технико-технологическую, организационно-экономическую и социальную обоснованность рассчитанных на их основе норм труда.

В этой связи требуется совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов по нормированию и организации труда, учитывая, что действующая в бывшем СССР система их подготовки, практически не действует.

Поэтому очень важно, чтобы нормы труда разрабатывались высококвалифицированными инженерами-нормировщиками, которые, в первую очередь должны иметь технико-технологический, организационно-экономический опыт и допуск на проведение нормативных работ.

Нормировщик может выполнять свои функции квалифицированно только тогда, когда он обладает соответствзлющей профессиональной подготовкой, имеет образование или практический опыт работы по организации и нормированию труда, обладает профессией зоотехника (технолога), инженера, экономиста сельскохозяйственного производства. Кроме того, нормировщик должен иметь необходимые знания по физиологии и психологии труда, организации заработной платы, планированию и учету продукции. В свою очередь, эти элементарные требования должны предусматриваться при подготовке экономистов и нормировщиков в высших и средних специальных учебных заведениях.

К сожалению, в настоящее время планомерная система подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров сельскохозяйственного производства и, в частности, экономистов-нормировщиков практически не функционирует.249

Несмотря на то, что постановлением Госкомтруда бывшего СССР №429 "О концепции совершенствования организации и нормирования труда в условиях перехода к рыночной экономике" было предусмотрено подготовить предложение в Гособразование по совершенствованию подготовки квалифицированных кадров-специалистов по организации и нормированию труда, работы в этом направлении ведутся крайне недостаточно. В этой связи в настоящее время необходимо скоординировать работу Министерства образования научно-исследовательских, нормативных, учебных учреждений, органов управления сельского хозяйства и сельскохозяйственных предприятий по совершенствованию системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров по организации, нормированию и оплате труда. Для этого необходимо:

1. Разработать комплексную программу подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров по вопросам нормирования, организации и оплаты труда в условиях функционирования сельскохозяйственных предприятий с различными формами собственности.

В программе необходимо наряду со специалистами и предприятиями предусмотреть изучение конкретных законодательных и правовых документов по функционированию рынка, механизма новых трудовых отношений в процессе производства в связи с социально-экономическими задачами, стоящими перед работодателями и работниками в современных условиях производства.

2. Целесообразно ввести в учебные планы Минсельхозпрода РФ подготовку специалистов по нормированию, организации и оплате труда в рыночных условиях производства.250

3. Дифференцировать с учетом предстоящей работы направление подготовки специалистов широкого профиля: инженер-нормировщик, технолог, зоотехник-нормировщик, экономист-нормировщик - в системе высшего сельскохозяйственного образования, усилить их подготовку по применению компьютерной техники.

4. В процессе подготовки нормировщиков сочетать учебный процесс с практическими занятиями по нормированию и организации труда в базовых сельскохозяйственных предприятиях, закрепленных за научно-исследовательскими и нормативными организациями Российского и регионального значения.

5. Возобновить работу по повышению квалификации кадров специалистов и руководителей сельскохозяйственных предприятий по нормированию труда в Всероссийских школах повышения квалификации (ВШПК).

6. Наладить связи ВШПК с научным потенциалом Всероссийских региональных отраслевых научно-исследовательских институтов с целью повышения теоретического и методического уровня подготовки нормировщиков для сельскохозяйственного производства.

7. Использовать для повышения квалификации кадров нормировщиков методические разработки научно-исследовательских и нормативных организаций для решения вопросов нормирования, организации и оплаты труда на предприятиях, использовав при этом прочтение курса лекций по данной тематике непосредственно на предприятиях.

8. При составлении планов производственной деятельности предприятий предусматривать комплексные научно-производственные разработки по вопросам научной организа-251

ции и нормированию труда совместно с научно-исследовательскими институтами Российского и регионального значения,

9. Периодически проводить аттестацию экономистов-нормировщиков с последующей квалификационной оценкой.

В целях повышения квалификации кадров по нормированию и организации труда целесообразно установить двусторонние деловые отношения с Международной ассоциацией - МТМ (методы измерения времени). Европейской ассоциацией по изучению работ и трудовых процессов (РЭФА), Японским и Азиатским центрами производительности и другими аналогичными организациями.

При этом в качестве приоритетных направлений сотрудничества следует обозначить следующее:

- подготовка высококвалифицированных экономистов по нормированию, организации труда;

- повышение квалификации специалистов по нормированию труда путем стажировок, посещения выставок, симпозиумов, совещаний и семинаров;

- проведение совместных научно-исследовательских и про-ектно- конструкторских работ;

- участие в разработке и формировании межотраслевой нормативной базы по труду;

- создание совместных научно-исследовательских и консультационных центров, внедренческих организаций по вопросам научной организации и нормирования труда;

- обмен научной и нормативной информацией, организация прямых контактов отечественных и зарубежных предприятий и организаций.252

В соответствии с приоритетными направлениями Сотрудничества целесообразно организовать обучение Российских специалистов на курсах подготовки организаций сельскохозяйственного производства, стажировку научных и практических работников в центрах развитых капиталистических странах, а также проведение консультаций и обучение новым методам организации и нормирования труда зарубежными специалистами в нашей стране. Целесообразно в дальнейшем Российских специалистов, подготовленных за рубежом, использовать в качестве преподавателей в университетах, институтах и на курсах повышения квалификации нормировщиков и организаторов труда.

Развитию научной и практической совместной деятельности будет способствовать открытый обмен опытом между специалистами, проводимый в форме симпозиумов, семинаров, конференций, личных контактов.

В целях повышения действенности и эффективности систем повышения квалификации кадров и международного сотрудничества целесообразно периодически в России проводить научные конференции по вопросам повышения эффективности исследований в области нормирования и научной организации труда с точки зрения его гуманизации, психофизиологической, социально-правовой и организационно-экономический обоснованности. В конечном счете все это окажет положительное влияние на эффективность работы нормативно-исследовательский системы в России.

Попов, Владимир Константинович