Исторические аспекты развития теоретических и методических основ нормирования сельскохозяйственного труда
В 1955 г. был создан научно-исследовательский институт труда - Госкомзем труда СССР - НИИ труда, в проблематику исследований которого вошли вопросы организации, нормирования, оплаты и условий труда.37
Одной из серьезных причин низкого уровня нормировочной работы в сельском хозяйстве 50-60-х годов являлось отсутствие ее централизации и координации.
Отдельные научные учреждения работали над вопросами нормирования изолированно, несогласованно, преимущественно для решения практических задач; теоретические вопросы нормирования почти не разрабатывались и не ставились на обсуждение.
Многие специалисты, выпускаемые сельскохозяйственными институтами и техникумами, были слабо знакомы с методикой нормирования труда. Это мешало наладить практическую работу по нормированию.
За 1960-1961 г.г. произошла существенная перестройка нормировочной работы в сельскохозяйственном производстве. В стране было организовано 16 нормативно-исследовательских станций и лабораторий и 180 нормировочных пунктов. Кроме того, в ряде районов начали работать межколхозные нормировочные пункты. Научно-исследовательские учреждения, высшие и средние сельскохозяйственные учебные заведения также стали больше внимания уделять нормированию труда.
Однако координация усилий всех учреждений, занимающихся нормированием, была еще очень слаба, методы установления прогрессивных норм не имели научной основы.
Значительное внимание вопросам нормирования и оплаты труда уделил XX съезд КПСС, который состоялся в феврале 1956 г. На съезде была поставлена задача: с одной стороны, обеспечить широкое внедрение технически обоснованных норм, выработки, соответствующих достигнутому уровню техники и38
организации производства, с другой - упорядочить заработную плату.
В этой связи в 1957 году в целях дальнейшего улучшения организации и нормирования труда в хозяйствах и предприятиях системы Министерства на основании Постановления Совета Министров РСФСР от 23 марта 1957 г. № 136 были созданы в автономных республиках, краях и областях 50 нормировочных
ПУНКТОВ.
Затем Совет Министров РСФСР в своем распоряжении от 20 февраля 1960 года № 823-р обязал Минсельхоз России организовать зональные нормативно-исследовательские станции. Приказом Министерства от 11 марта 1960 года № 133 "Об образовании зональных нормативно-исследовательских станций" такие станции создаются в 8 регионах: Северо-Западном в г. Ленинграде, Центральном в г. Наро-Фоминске Московской области, Поволжском в г. Пензе, Северо-Кавказском в г. Ставрополе, Уральском в г. Свердловске, Западно-Сибирском в г. Иркутске, Дальневосточном в г. Благовещенске. Через два года Центральная нормативная станция была реорганизована и на ее базе были созданы три станции: Центрально-Нечерноземная в г. Наро-Фоминске, Волго-Вятская в г. Горьком, Центрально-Черноземная в г. Воронеже.
В структуре зональных станций имелись пункты нормирования труда. Они располагались в каждой республике, крае и области.
В дальнейшем вопросам нормирования труда придавалось исключительно важное значение.
В докладе на Ноябрьском (1962 г.) пленуме ЦК КПСС Н.С.Хрущев указывал: "Повышение производительности труда39
зависит от множества различных факторов. Важное значение в организации труда имеет правильное нормирование, у нас явно недооценивается этот важный участок работы. А ведь нормирование труда - большой политический вопрос, затрагивающий интересы миллионов людей."
В целях адлер пансионат дом отдыха координации работ и оказания научно методического руководства в совершенствовании нормирования труда в 1963 году была создана Центральная республиканская сельскохозяйственная нормативно-исследовательская станция (ЦРСХНИС). Кроме того до 1970 года в ряде регионов было создано 61 нормировочный пункт. В таком составе нормативная служба работала до 1985 года. В это время появился ряд методических разработок, на основе которых осуществлялось нормирование сельскохозяйственного труда.
26 декабря 1985 года Госагропром РСФСР на основании Постановления Совмина РСФСР № 600 издает приказ от 25 февраля 1986 года № 90 о переименовании ЦРСХНИС - в Центральную республиканскую нормативно-исследовательскую станцию - Роснисагропром. При этом была увеличена численность нормативной службы до 934 человек.
В целях дальнейшего совершенствования нормирования труда 14 ноября 1990 г. было принято Постановление Госкомтруда бывшего СССР № 429 "О концепции совершенствования организации и нормирования труда в условиях перехода к рыночной экономике".
Государственный комитет СССР по труду и социальным вопросам постановил:
1 .Утвердить концепцию совершенствования организации и нормирования труда в условиях перехода к рыночной экономике40
и рекомендовать ее в качестве главного направления работы в этой области министерствам, ведомствам, межотраслевым государственным объединениям, ассоциациям, предприятиям всех видов и организациям.
2.Управлению организации труда, заработной платы и хозяйственного механизма Госкомтруда СССР:
- подготовить до 1 марта 1991 г. необходимые нормативные акты по применению в народном хозяйстве основных положений концепции совершенствования организации и нормирования труда в условиях перехода к рыночной экономике;
- пересмотреть действующие нормативные и методические материалы по организации и нормированию труда, противоречащие основным положениям концепции, и представить их на отмену;
- подготовить предложения в Гособразование по совершенствованию подготовки квалифицированных кадров - специалистов по организации и нормированию труда;
- оказывать министерствам, ведомствам, ассоциациям, предприятиям всестороннюю помощь в разработке и осуществлении мер, направленных на улучшение организации и нормирования труда.
Намеченные в концепции основные направления совершенствования организации и нормирования труда создавали благоприятные условия для дальнейшей эффективной деятельности нормативно-исследовательской системы России. Однако, демократические преобразования, начатые в России в начале 90-х годов, породили новые проблемы.
В новых условиях хозяйствования при наличии предприятий с различными формами собственности функция управления41
организацией и нормированием труда становится полной прерогативой многих, особенно акционерных, предприятий, исключающей непосредственное вмешательство государства в развитие этих процессов. Центральные нормативные органы в этих условиях должны формировать свои функции, исходя из требований и нужд предприятий. Вместе с тем, предоставляя предприятиям полную самостоятельность в вопросах организации и нормирования труда, государство должно учитывать особенности переходного периода, который характеризуется еще не отработанной системой хозяйственного переустройства и трудовых отношений, отсутствием на предприятиях противозатратного механизма организации адлер сдаю жилье производства и оплаты труда, наличием слабой нормативно-методической базы.
В этих условиях государственные нормативные органы должны создать механизм организационного, правового и экономического воздействия на эффективность работы по совершенствованию организации и нормирования труда на предприятиях через систему нормативно-исследовательских организаций, региональных органов управления АПК и самих предприятий.
Показателен в этом отношении опыт рационализации и нормирования труда в развитых капиталистических странах, где широко применяются аналитические методы оценки работ и работников, учитывающие сложность труда, квалификацию работников, умственные и физические усилия, необходимые для выполнения работы.
В зарубежной практике осуществляется системный подход к изучению трудовых процессов и их управлению, практикуется графическая интерпретация и сетевое планирование трудового42
процесса, широкое применение электронно-вычислительной техники.
Более подробно опыт развития нормирования труда в зарубежных странах раскрывается в следующих разделах диссертационной работы.
Для современной литературы по нормированию труда характерно более или менее правильное понимание ее экономической сущности. В печати уже не встречаются утверждения, что нормирование труда является чисто технической задачей.
В то же время в литературе зачастую встречается термин "техническое нормирование труда". Для решения нормативных инженерно-технических задач частично это понятие характерно, но с научной точки зрения нормирование труда не техническая задача, а процесс, требующий глубокого научного исследования и с этой точки зрения процессу нормирования труда соответствует понятие "научного нормирования", а разрабатываемым в процессе нормирования нормам - "научно обоснованные нормы труда".
В настоящее время появляется много литературы по экономике и социологии труда, прикладной социологии и менеджменту, управлению персоналом и др. Вместе с тем информация по изучению и нормированию труда, его организации, формированию и функционированию трудовых коллективов в новых экономических условиях, практическому применению норм труда крайне ограничена.
В этой связи нами в данной работе сделана попытка на основе теоретических исследований ученых-экономистов прошлых лет, настоящего времени и собственных исследований автора с учетом зарубежного опыта подойти к решению проблем научно-43
го подхода к организации, нормированию и экономике труда, практическому использованию результатов труда на сельскохозяйственных предприятиях с учетом биологических, природных, ^ технико-технологических, организационно-экономических и со-
циальных условий производства.
Все вышеизложенное говорит о бесспорной принадлежности нормирования труда к экономическому базису общества. Поэтому исследования основных теоретических и методических положений по нормированию труда легли в основу наших разработок, концептуальных направлений развития нормативной системы России в современных условиях.
Таким образом, изучение и обобщение теоретических основ и исторического опыта развития нормирования и организации труда в России позволило выявить имеющиеся проблемы в этой области, глубоко их исследовать и дать дальнейшее научно методическое развитие формированию и функционированию нормативно-исследовательской системы сельского хозяйства России в современных условиях и отразить это в следующих главах диссертационной работы.
Попов, Владимир Константинович