Формирование системы структурных подразделений по нормированию труда в сельскохозяйственных предприятиях и органах управления сельского хозяйства
Необходимым условием рыночных отношений является повышение эффективности экономики при одновременном создании социальной защищенности, в первую очередь в сфере труда. Это требует коренного изменения мотивов и стимулов к труду, повышения качества трудовой жизни каждого работника.
В связи с этим одной из важнейших задач является формирование и усиление взаимосвязей Роснисагропрома с сельскохозяйственными предприятиями и организациями различных форм собственности и органами управления сельского хозяйства.
Как положительным надо отметить тот факт" что практическая связь хозяйств с государственной нормативной сетью позволила получать предприятиям сборники норм труда, методические рекомендации, необходимую сравнительную и аналитическую информацию об уровне применения и выполнения научно обоснованных норм труда в хозяйствах и предприятиях системы Госагропрома РСФСР, по типовым нагрузкам на работника, уровням механизации производственных процессов в совхо-218
зах и колхозах, по использованию времени смены трактористов-машинистов на основных видах работ в Российской Федерации. На примере конкретных хозяйств, в частности совхоза "Майский" Московской области, разрабатывались методические рекомендации, позволяющие быстро и эффективно хозяйствам целых регионов России внедрить новые формы организации и оплаты труда в переводе на новые условия оплаты труда в связи с Постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 17 сентября 1986 г. № 1115 "О совершенствовании организации заработной платы и введении новых тарифных ставок и должностных окладов работников производственных отраслей народного хозяйства". Введение новых условий оплаты труда было связано с совершенствованием, в первую очередь, нормирования труда. Работа проводилась непосредственно в хозяйствах и предусматривала:
1) анализ сложившейся в хозяйстве технологии и условий производства, состояния нормирования и организации труда;
2) оказание помощи хозяйствам в проведении паспортизации животноводческих ферм, полей, лугов, пастбищ, многолетних насаждений, дорожных условий и др.;
3) анализ действующих технологических карт на возделывание сельскохозяйственных культур - уточнение видов работ, состава агрегатов, норм выработок;
4) уточнение действующих тарифных ставок. Элементы хозрасчетной деятельности предприятий нашли
отражение и в разрабатываемых уже после 1990 г. рекомендациях по арендному подряду, формированию внутрихозяйственных сельскохозяйственных кооперативов и других внутрипроизводственных подразделений. Однако должного развития и приме-219
нения рациональные формы организации и оплаты труда на предприятиях в настоящее время не получили, так как связь сельскохозяйственных предприятий с разработчиками рекомендаций практически прекращена из-за невозможности осуществления финансовых затрат на апробацию и внедрение рекомендаций непосредственно с выездом на предприятие.
Кроме того, дестабилизация производства в переходный период к рыночным отношениям ослабила внимание специалистов к организационным вопросам и эффективному использованию производственного потенциала за счет совершенствования организации и нормирования труда.
Указанные факты свидетельствуют о том, что в сельскохозяйственных республиканских, краевых и областных органах управления, НИИ пришло время восстанавливать отделы или группы специалистов, проводящие определенную организующую политику по вопросам нормирования, организации, тарификации, оплаты и мотивации труда.
В новых условиях хозяйствования функция управления организацией и нормированием труда должна перейти непосредственно хозяйствам и предприятиям, но на основе централизованно разработанных типовых нормативов, норм выработки, времени, обслуживания, численности, рекомендаций по организации и оплате труда и другого нормативного материала по труду. Для этой цели государство должно создать нормативно-методическую базу, обеспечивающую разработку механизма, способного создать организационное, правовое и экономическое воздействие на эффективность работы по совершенствованию нормирования, организации и оплаты труда в хозяйствах и на предприятиях многообразных форм собственности посредст-220
вом оптимального сочетания функций. При этом роль государства и его центральных органов (правительства, министерства) должна рассматриваться в качестве основного составляющего звена управления (планирования, организации, мотивации и контроля) нормированием труда, которое следует понимать не только как экономическую категорию, но и политическую, определяющую общие требования социальной защищенности работников на производстве.
Формирование взаимоувязанной системы структурных подразделений по нормированию труда вызывает необходимость разработки и внедрения новых подходов к организации нормирования труда.
К таким новым подходам можно отнести: разработку более совершенных методов нормирования труда, учет интеллектуальности и профессиональных способностей человека, трудового и творческого потенциала, условий, обеспечивающих применение и выполнение научно обоснованных норм труда в производстве.
В современных условиях развития рыночных отношений сфера применения нормативных материалов по труду определяется предприятием самостоятельно.
Однако проверка разработанных нормативов по труду и подтверждение их прогрессивности и обоснованности, а так же методическое, экономическое и правовое бизнес идея для небольшого города обеспечение применяемых в производстве нормативов и норм должно осуществляться через систему нормативно-исследовательских организаций и предусматриваться в бизнес-планах предприятий и трудовых коллективных договорах (контрактах), регулирующих трудовые отношения между работодателем и работником.221
При этом государственные функции должны сводиться к разработке единых методических подходов к нормированию труда, общих требований социальной защиты работающих при требуемой напряженности норм, что характерно для большинства развитых стран мира.
Изменения принципов и методов работы нормативно-исследовательских организаций с предприятиями вызывает необходимость перестройки и самого процесса нормирования и организации труда. Он должен быть направлен на решение главных социальных задач:
- развитие интеллектуальных и профессиональных способностей человека;
- наиболее полное использование его трудового и творческого потенциала;
- сохранение здоровья и повышение удовлетворенности трудом.
В этой связи большое значение приобретают вопросы гуманизации труда, предусматривающие необходимые по типовым требованиям условия труда, обеспечение его полной безопасности, соответствие труда квалификации работника, соответствия орудий и предметов труда психофизиологическим особенностям конкретных профессиональных групп работников.
Решение вопросов совершенствования организации и нормирования труда с точки зрения его гуманизации должно осуществляться предприятиями совместно с нормативно-исследовательскими организациями, которые обеспечивают предприятия нормативно-методическими и информационными материалами по совершенствованию организации и нормированию труда на основе его гуманизации.222
Практика показывает, что разработка организационно-технологических проектов сельскохозяйственных предприятий осуществляется без должной увязки с нормативной базой, должного технико-технологического, организационно-экономического и социального обоснования.
Внедрение таких проектов влечет необоснованное увеличение производственных затрат и трудовых ресурсов на производство продукции. Поэтому разрабатываемые центральными нормативно-исследовательскими организациями нормативы должны стать основой управления процессами производства, начиная со стадии проектирования при строительстве новых и реконструкции действующих предприятий, и заканчивая внедрением проектов в производство.
С усилением внутрихозяйственных отношений в сельскохозяйственных предприятиях особое значение приобретает нормативное планирование производственных показателей, в том числе и трудовых.
При переходе на нормативное планирование трудовых затрат на предприятиях должны учитываться следующие принципы и требования к разрабатываемым нормативным материалам:
1. Возможность с помощью разрабатываемых нормативов объективно и справедливо оценить индивидуальный трудовой вклад работника в общие результаты труда коллектива.
2. Приближение действующих норм к уровню необходимых затрат труда, т.е. ориентация предприятий на научно обоснованный уровень издержек и технически обоснованные нормы труда.
3. Обоснованность нормативных материалов с учетом психофизиологических, половозрастных и социальных факторов.223
В соответствии с этими требованиями перед нормативно-исследовательскими организациями ставится задача разработать научно-методические основы социально-экономической оптимизации норм труда, создания правовой основы, обеспечивающей совершенствование нормирования труда на сельскохозяйственных предприятиях и социальную защиту исполнителей.
Связь нормативной службы предприятий с нормативной государственной системой необходима для усиления защищенности работников на производстве, повышения ответственности руководителей предприятий за соблюдение норм трудового права в области организации, нормирования и условий труда и других требований, которые обязательны для выполнения организациями и предприятиями с любой формой собственности.
Кроме того, более тесная методическая и практическая связь нормативных государственных организаций с предприятиями позволит осуществлять совместные научно-исследовательские разработки по вопросам нормирования труда на основе единых методических подходов. Положений по нормированию труда и других типовых нормативных документов, разработанных государственными нормативно-
исследовательскими организациями в соответствии с новыми требованиями рыночной экономики.
Тщательный анализ работы зональных нормативно-исследовательских станций в современных условиях показал, что деятельность их в настоящее время должна быть более скоординированной вышестоящей организацией Роснисагропром на выполнение задач современной экономики, более совершенной и дифференцированной в зависимости от конкретных природно-224
производственных и региональных особенностей производства, а именно:
- количества обслуживаемых хозяйств в зоне деятельности, их месторасположения;
- специализации, производственного направления хозяйств, их мощности и численности работников;
- наличия условной пахотной земли;
-количества скотомест (в надежде, что они в ближайшее время будут заполнены);
- наличия производственных объектов и смонтированных в них машин и механизмов;
- энерговооруженности.
Учитывая, что Россия в настоящее время переживает переходный период к рыночным бизнес идея на миллион отношениям и возникает ряд экономических трудностей, считаем до 2001 года Роснисагропрому необходимо продолжать выполнять Федеральные программы по нормативно-исследовательским работам с имеющейся фактически недостающей численностью.
На основе сформированной и усовершенствованной организационной структуры зональных филиалов и территориальных отделов по нормированию труда была уточнена их региональная специализация с учетом производственно-экономических и природных условий республик, краев и областей.
В целях сохранения и совершенствования сложившейся системы нормативно-исследовательской сети, осуществляющей единый методический подход при разработке, апробации, издании и применении научно обоснованных норм труда и дизельного топлива в сельском хозяйстве России и в соответствии с225
приказом МСХ и продовольствия РФ от 25 апреля 1997 г. "О преобразовании зональных нормативно-исследовательских станций системы Росниеагропрома" зональные нормативно-исследовательские станции Росниеагропрома преобразованы в зональные филиалы государственного учреждения Центральной нормативно-исследовательской станции (Роснисагропром).
Одновременно утвержден перечень новых Положений о зональных филиалах государственного учреждения Центральной нормативно-исследовательской станции, на основе которых они осуществляют свою нормативно-исследовательскую деятельность. Новый перечень и специализация зональных нормативно-исследовательских станций Росниеагропрома, преобразуемых в зональные филиалы государственного учреждения Центральной нормативно-исследовательской станции (Роснисагропром) приведены в табл. 3.2.1.
Деятельность вновь сформированных зональных филиалов регламентируется разработанными в соответствии с новыми требованиями типовыми положениями.226
Таблица 3.2.1 Специализация зональных филиалов Роснисагропрома по разработке научно обоснованных норм труда и расхода дизельного то-
плива в сельском хозяйстве России
Наименование и место нахождения зональных
филиалов Растениеводство Животноводство Ремонтные работы Штатная численность, чел.
1 2 3 4 5
СЕВЕРОЗАПАДНЫЙ Ленинградская обл., п.Шушары Овощи, лен Птицеводство Оборудование и машины животноводческих
ферм 65
ВОЛГО-ВЯТСКИЙ
г.Нижний Новгород Стационарные работы, хмель Выращивание молодняка крупного рогатого скота Техническое обслуживание тракторов, комбайнов^.-х. машин 58
ЦЕНТРАЛЬНО-
НЕЧЕРНОЗЕМ
НЫЙ
г.Раменское Садоводство, защита растений Дойное стадо Комбайны (кроме зерновых) 73
ЦЕНТРАЛЬНО-
ЧЕРНОЗЕМНЫ
Й
г.Воронеж Картофель, сахарная свекла Свиноводство С.-х. машины (реставрация и изготовление
деталей) 58
ПОВОЛЖСКИЙ г.Пенза Тракторно-транспортные, механизированные погрузочные и работы по внесению удобрений, бахчевые культуры Вспомогательные работы по обслуживанию крупного рогатого скота и свиней С.-х. машины (разборочно-сборочные работы) 59
СЕВЕРОКАВКАЗСКИЙ
г.Ставрополь Кукуруза и подсолнечник на зерно, рис, сорго, табак, виноград, эфирно-масленичные культуры Овцеводство Колесные тракторы (реставрация и изготовление деталей) 60
ЗАПАДНОСИБИРСКИЙ
Новосибирская
обл.,
п.Мичуринский Вспашка и противоэрозийная обработка почвы, снегозадержание Стационарные работы (кормоцеха) Колесные тракторы (разбороч-но-сборочные
работы) 51
227
продолжение таблицы 3.2.1
1 2 3 4 5
ВОСТОЧНОСИБИРСКИЙ г.Иркутск Заготовка кормов Пчеловодство Гусеничные тракторы (реставрация и изготовление деталей) 48
ДАЛЬНЕВОСТО
ЧНЫЙ
г.Благовещенск Предпосевная обработка почвы, соя, рис Звероводство, кролиководство Гусеничные тракторы (раз-борочно-сборочные работы) 53
УРАЛЬСКИЙ
г.Екатеринбург Зерновые и бобовые культуры Откорм молодняка крупного рогатого скота Зерновые комбайны 64
ИТОГО 589
В Положениях даны требования, основные задачи и функции зональных филиалов и территориальных отделов, их права, обязанности и ответственность, управление, а также условия реорганизации и ликвидации организаций.
Кроме того разработано:
1. Положение "О стимулировании труда работников государственного учреждения - Центральной нормативно-исследовательской станции - Роснисагропром Минсельхозпрода России".
2. Положение "О стимулировании труда работников зонального филиала и его территориальных отделов нормирования труда государственного учреждения Центральной нормативно-исследовательской станции - Роснисагропром Минсельхозпрода России".
Все разработанные и действующие Положения позволяют не только регламентировать деятельность нормативно-исследовательских организаций во взаимосвязи и взаимодействии, но и дают возможность объективно оценивать результаты исследований нормативных организаций, по вопросам норми-228
рования труда, разработки научно обоснованных нормативов и норм, управления и организации рабочих мест, подготовки и апробации сборников типовых норм труда, оказывать методическую и практическую помощь хозяйствам и предприятиям по совершенствованию нормирования труда.
Вместе с тем в них определены конкретные функции и обязанности, права и ответственность работников за выполнение возложенных на них лично и на организацию задач.
Таким образом, сформированная в соответствии с новыми рыночными тенденциями развития экономики страны нормативная сеть сельского хозяйства России призвана выполнять основную роль в эффективном использовании трудовых ресурсов в целях достижения максимальной прибыли при минимальных материально-денежных ресурсах, в том числе и рабочей силы.
Попов, Владимир Константинович