Личные подсобные хозяйства населения как основной субъект рынка картофеля

В сельском хозяйстве в основном создана многоукладная структура, состоящая из трех групп предприятий, не равных по численности, объему производимой валовой и товарной продукции, вовлекаемых трудовых, материальных и финансовых ресурсов, эффективности ведения производства. Первая из них состоит из сравнительно крупных коллективных хозяйств разных форм собственности. Вторую группу образуют крестьянские (фермерские) хозяйства, представляющие собой экономическую единицу в составе одного или нескольких лиц, самостоятельно принимающих решение и стремящихся к максимальному достижению своих экономических интересов. Третью, самую многочисленную группу составляют личные подсобные хозяйства населения, большинство владельцев и членов их семей заняты не только в своем хозяйстве, но и на предприятиях первых двух групп производителей сельскохозяйственной продукции. Для них работа в собственном хозяйстве является, как правило, дополнительной к основному занятию.

На протяжении многих десятилетий развитие личных подсобных хозяйств населения проходило довольно противоречиво. Так, декретом второго Всероссийского съезда Советов "О земле" предусматривались разнообразные формы хозяйствования. Однако XV съезд ВКП(б), а затем и состоявшаяся в апреле 1929 г. XVI партконференция признали, что повышение эффективности сельскохозяйственного производства возможно только на базе ведения крупного коллективного хозяйства.143

В ходе массовой коллективизации, с целью смягчения социальной и ЦЬ . л политической обстановки на селе, даже после вступления крестьянина в I 1111 ^колхоз ему представлялось небольшое личное хозяйство. В связи с приня-Щ1ШЯтем II Всесоюзным съездом колхозников - ударников нового Примерного " |устава сельскохозяйственной артели право колхозника на ведение личного хозяйства было закреплено юридически. Предполагалось, что оно будет носить только подсобный характер, однако уже в 1937 г. ЛПХ обеспечили производство 40% всей валовой продукции сельского хозяйства и от половины до двух третей продукции животноводства ( 95, с. 7 ).

С принятием в 1937 г. постановления, ограничивающего размер личных подсобных хозяйств, в последующие годы произошло снижение их доли в валовой продукции сельского хозяйства до 27%. К середине шестидесятых годов ограничение со стороны государства на ведение ЛПХ :Щ> уменьшило их долю в общем объеме производства сельскохозяйственной

продукции до 13%. В последующие годы были отменены некоторые огра-ничения и введены государственные меры поддержки, которые стимулировали расширение производства в данной категории хозяйств. Однако в период с 1985 по 1990 гг. уровень производства продукции в ЛПХ имел тенденцию к понижению и составил 23-26%. Основной причиной этому | были относительно высокая занятость населения в общественном произ-

водстве и сравнительно высокие размеры личных доходов, получаемых владельцами ЛПХ в колхозах и совхозах.

В 90-е годы в ходе аграрных преобразований, развития многоуклад-ной экономики и рыночных отношений в АПК произошло перераспределение земель между их собственниками в сторону значительного расшире-фЬ ния площади земельных участков личных подсобных хозяйств населения.

Так, на начало 1999 г. площадь имевшихся в ЛПХ земель составила почти 13 млн.га, что превысило уровень 1965 г. в 3,8 раза. При этом размеры сельскохозяйственных угодий возросли в 3,3 раза, пашни - в 1,7 раза.144

Если рассматривать развитие ЛПХ в территориальном разрезе, то по состоянию на 01.01.1999 г. самые значительные площади занимаемых ими земель располагались в Центральном (17,3%), Центрально-Черноземном {13,2%), Уральском (13,8%) и Северо-Кавказском (11,6%) экономических районах. В 1990-1999 гг. наибольшее увеличение (более чем в 2 раза) земельной площади в этой категории хозяйств произошло в Новгородской, Псковской, Кировской, Воронежской, Оренбургской областях и других регионах страны. При этом с увеличением общей земельной площади в ЛПХ вырос и средний размер участка. Однако в целом его размер многократно уступает площади крестьянских (фермерских) хозяйств и особенно сельскохозяйственных предприятий и зависит от региональных особенностей, территориального расположения, специализации сельскохозяйственного предприятия, с которым оно интегрируется.

В 1998 г. в личных подсобных хозяйствах населения в структуре посевных площадей наибольший удельный вес составляли посадки картофеля, на которые приходилось 78,5%. За период с 1990 по 1999 гг. их площади возросли с 1805 до 2975 тыс.га, или в 1,6 раза, под овощными культурами - с 208 до 510 тыс.га, или в 2,7 раза, бахчевыми - в два раза. Увеличение удельного веса ЛПХ в посевах этих видов сельскохозяйственных культур происходило не столько за счет более высокой эффективности их возделывания в этой категории хозяйств, сколько за счет повсеместного сокращения посевных площадей под картофелем, овощными и бахчевыми культурами в сельскохозяйственных предприятиях.

В 1991-1998 гг. произошел рост поголовья скота в личных подсобных хозяйствах населения при одновременном резком сокращении выделения им кормов сельскохозяйственными предприятиями. Вследствие этого появилась объективная необходимость в увеличении площадей под кормовыми культурами в ЛПХ, размер которых вырос в 2,4 раза.145

Расширение посевов сельскохозяйственных культур после 1990 г. привело к росту валовой продукции, полученной в личных подсобных хозяйствах населения. Так, по сравнению с дореформенным периодом почти вдвое увеличилось производство овощей, при этом удельный вес в объеме их производства во всех категориях хозяйств вырос с 30,6 до 79,6%. При увеличении производства картофеля, молока, мяса на одну четверть, удельный вес данных видов в общем их объеме продукции составил, соответственно, 91,2%, 48,1 и 57,0%.

Рост производства картофеля и овощей в личных подсобных хозяйствах населения в значительной степени обусловлен развитием индивидуального огородничества. Нестабильность экономических условий, неэквивалентность цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию, низкий уровень оплаты труда в сельском хозяйстве привели к тому, что его работники стали большую часть времени заниматься своим хозяйством, рассматривая его как основной источник продуктов питаний и существенное подспорье в обеспечении денежных доходов своей семьи. Так, в 1998 г. по сравнению с 1981-1985 гг. реализация овощей возросла в 2 раза, почти втрое увеличились объемы продажи мяса и в 1,9 раза молока.

Увеличение объемов реализуемой продукции личными подсобными хозяйствами населения способствовало росту уровня ее товарности. Однако при высоком удельном весе производства картофеля и овощей в ЛПХ товарность их намного ниже, чем по мясу и молоку. По сравнению с 1981-1985 гг. этот показатель по картофелю сократился до 10,2%, а по овощам сохранился на том же уровне. Значительно выросла товарность производства яиц, мяса скота и птицы (табл. 17).

Уровень товарности зависит также и от условий реализации продукции, удаленности личных подсобных хозяйств населения от промышленных центров, городов, железнодорожных станций, благоустроенных дорог, наличия транспорта. Учитывая, что большая часть владельцев ЛПХ почти146

Таблица 17

Товарность основных видов сельскохозяйственной продукции

в личных подсобных хозяйствах населения

в Российской Федерации, %

Виды Годы

продукции 1981-1985 1990 I 1995 1998

Картофель 12,4 7,5 12,2 10,2

Овопщ 9,4 7,4 8,8 9,5

Скот и птица (в живом весе) 9,9 29,5 23,0 22,4

Молоко 12,2 21,7 18,4 * 18,3

Яйца 2,5 10,5 12,6 12,6

круглый год занята на работе в сельскохозяйственных предприятиях, одной из основных проблем в развитии индивидуального сектора является трудность сбыта произведенной продукции. Ее продажа заготовительным организациям составляет незначительную часть. Сельскохозяйственные предприятия и потребкооперация почти не закупают излишки продукции у сельского населения, поэтому и картофель почти полностью реализуется самими владельцами и членами их семей, как правило, на местном рынке.

Как уже отмечалось, особенностью ведения отрасли картофелеводства в Российской Федерации является то, что большая часть ее продукции производится в личных подсобных хозяйствах населения, доля которых в общем валовом сборе картофеля возросла с 60% в 1986-1990 гг. до 91% в 1996-1999 гг. В течение небольшого периода произошел сравнительно быстрый процесс трансформации производства картофеля из крупнотоварных сельскохозяйственных предприятий с преобладанием индустриальных технологий возделывания клубней в мелкотоварные хозяйства, где имеет место высокий уровень затрат малопроизводительного ручного труда. При этом производство картофеля в ЛПХ ориентировано в основном на внутреннее его потребление владельцами этой категории хозяйств и членами147

их семей. Относительно большой объем картофеля используется на семена и корм скоту, поголовье которого существенно увеличилось в 90-е годы. Основными зонами производства картофеля в личных подсобных хозяйст-!вах населения являются регионы Центрального, Уральского, Центрально-Черноземного, Волго-Вятского и Западно-Сибирского экономических районов (табл. 18). Здесь выращивается 18,0 млн.т, или 64,4% объема картофеля, возделываемого в хозяйствах населения страны. Наибольшее его количество производят ЛПХ Центра - 5,6 млн.т, или 20% от всего выращенного в данной категории хозяйств картофеля. Наиболее крупными производителями картофеля являются Брянская, Тульская и Московская области, в которых в 1999 г. было выращено более 1,9 млн.т клубней, или 36% объема урожая картофеля в Центральном экономическом районе. В Центральном Черноземье почти весь картофель выращивается в личных подсобных хозяйствах населения - 2,5 млн.т, или 99,5%. Более 90% всего объема произведенного картофеля производит население регионов Севера, Поволжья, Северного Кавказа и Сибири, то есть там, где природные условия для его возделывания наименее благоприятные. Для получения здесь высоких урожаев необходимы дополнительные ресурсы, которыми не располагают сельскохозяйственные предприятия. Поэтому население вынуждено выращивать картофель на своих участках для собственного потребления, на семена и корм скоту. О целесообразности применения экономических мер с целью сокращения скармливания населением картофеля скоту свидетельствует тот факт, что если бы сельское население Сибири и Дальнего Востока сократило хотя бы на одну четверть расход картофеля на эти цели, то можно было бы в 1996-1999 гг. увеличить его товарные ресурсы почти на 0,4 млн.т, что соответствует потребности в картофеле 2,5 млн. человек.148

Таблица 18 Размещение производства картофеля в личных подсобных хозяйствах населения в экономических районах Российской Федерации

Экономические Площадь Валовой сбор

районы 1990 г. 1999 г. 1990 г. 1999 г.

тыс.га | % | тыс.га % тыс.т % тыс.т %

Российская

Федерация 1805 100,0 2988 100,0 20382 100,0 28741 100,0

Северный 34 1,9 83 2,8 488 2,4 1474 5,1

Северо-Западный 50 2,8 114 3,8 571 2,8 1327 = 4,6

Центральный 311 17,2 560 18,7 3493 17,1 5564 19,4

Волго-Вятский 154 8,5 238 8,0 1638 8,0 2624 9,1

Центрально-

Черноземный 241 13,4 376 12,6 2232 11,0 2494 8,7

Поволжский 225 12,4 308 10,3 2126 10,4 2485 8,7

Северо-Кавказский 141 7,8 252 8,4 1165 5,7 1629 5,7

Уральский 246 13,6 387 13,0 3288 16,1 4258 14,8

Западно- 1

Сибирский 229 12,7 328 11,0 3178 15,6 2990 1 Ю,4

Восточно- ;й

Сибирский 106 5,9 206 6,9 1411 6,9 2421 1 8,4

Дальневосточный 61 3,4 124 4,1 670 3,3 1350 ! 4,7

Калининградская '1.

область 7 0,4 12 0,4 122 0,6 125 0,4

Эффективное функционирование отечественного рынка картофеля невозможно без многообразия форм собственности и хозяйствования в производстве и сбыте клубней. Реформирование колхозов и совхозов, проведение аграрной реформы оказали значительное влияние как на формирование организационно-правовых форм хозяйствования, так и на развитие личных подсобных хозяйств населения, являющихся основными производителями картофеля в стране.

Уровень развития личных подсобных хозяйств населения в определенной степени является отражением эффективности функционирования аграрной сферы дневник по практике в аптеке экономики страны. Сравнительно резкое увеличение объемов производства продукции в этой категории хозяйств в 90-е годы сви-149

детельствует о натурализации отечественного сельского хозяйства, переходе на примитивные технологии производства сельскохозяйственной продукции, включая и картофель, с максимальным применением малопроизводительного ручного труда, а также о разрушении и деградации крупного производства, нестабильности экономических условий хозяйствования. Поэтому в современных условиях хозяйствования, как уже отмечалось, владельцы ЛПХ рассматривают ведение своего хозяйства как важный и необходимый источник обеспечения себя и своей семьи продовольствием, а также как существенное подспорье в получении денежных доходов. Вместе с тем, с падением жизненного уровня их экономический интерес базируется не на экономических законах рынка, а преимущественно на сложившихся условиях жизни и существования, где логике выживания отводится решающее значение.

В современных условиях хозяйствования, отличаясь различным уровнем товарности и специализации, ЛПХ играют значительную роль в продовольственном обеспечении населения. Поспешный и неподготовленный переход аграрной сферы экономики на рыночные отношения, сопровождаемый практически повсеместным спадом производства ее продукции, значительно усилил экономический и социальный статус личных подсобных хозяйств населения, что было вызвано в основном следующими обстоятельствами:

в условиях системного кризиса, охватившего все отрасли агропромышленного производства и регионы страны, развитие этой категории хозяйств стало в определенной степени стабилизирующим фактором социально-экономической ситуации на селе, сдерживающим фактором падения жизненного уровня значительной части населения страны;

снятие разного рода ограничений на развитие ЛПХ сделало их более чем для половины населения страны и для большинства сельского населения основным источником получения дохода, обеспечивающим им прежде150

всего выживание в резко изменившихся к худшему экономических условиях;

в новых экономических условиях по сравнению с другими катего-Щштй хозяйств ЛПХ оказались более жизнеспособными, поскольку как и раньше они ориентировались не на продажу своей продукции, а прежде всего на удовлетворение личных потребностей в ней, включая и картофель.

Особенно важно стимулировать закупку у сельского населения раннего картофеля, который пользуется повышенным спросом у горожан. В сельских районах, где не организована закупка раннего картофеля или закупочная цена на него не обеспечивает заинтересованность владельцев ЛПХ на расширение его продажи, наблюдается массовый индивидуальный вывоз картофеля на отдельные городские рынки для продажи клубней по повышенным ценам, В частности, чтобы улучшить обеспечение горожан ранним картофелем за счет резервов ведения картофелеводства в личных подсобных хозяйствах, целесообразно применять систему договоров на закупку у них определенного количества продукции.

Существенным недостатком закупок позднего картофеля является то, что они осуществляются в основном в осенний период. Между тем сельское население имеет возможность обеспечить надежное хранение части товарного картофеля и реализовать его весной по более высокой цене. В связи с недостатком современных картофелехранилищ у заготовительных и торговых организаций им целесообразно осенью заключать с владельцами ЛПХ договоры на продажу картофеля весной после его хранения на их усадьбе. При условии своевременной и гарантированной выдачи аванса после заключения договора, своевременных вывозке и расчете за закупленный картофель весной такая форма закупок может быть взаимовыгодной для заготовителей и владельцев личных подсобных хозяйств. Со своей стороны городские рынки могут расширять связи с индивидуаль-151

ными картофелеводами для организации в оговоренные сроки завоза раннего и позднего картофеля: информировать о сложившихся ценах, оперативно выделять по заявкам сельских граждан, желающих продать картофель, автомобильный транспорт. Поэтому очень важно создать для ЛПХ условия по беспрепятственной реализации произведенной ими продукции. В этой связи заслуживает внимания вопрос расширения кооперирования хозяйств населения и прежде всего создание специализированных кооперативов по обслуживанию ЛПХ в области сбыта продукции, работающих на основе договоров о совместной деятельности.

В целях улучшения условий для самостоятельной реализации картофеля владельцами ЛПХ необходимо также решить вопрос по созданию развитой рыночной инфраструктуры: строительству и оборудованию сети оптовых и розничных рынков, благоустройству их для хранения и реализации клубней, первоочередному предоставлению торговых мест и обеспечению защиты от рэкета владельцев ЛПХ. В последние годы этот вопрос частично решается только в отдельных регионах страны в пределах административных районов.

В условиях, когда производственные ресурсы отечественных карто-фелепроизводящих хозяйств сильно ограничены, а условия производства и сбыта продукции ухудшились, роль кооперации значительна. Как свидетельствует мировой и отечественный опыт, кооперация обладает большим потенциалом, особенно в отрасли картофелеводства, где почти весь объем картофеля выращивается в личных подсобных хозяйствах населения при использовании преимущественно малопроизводительного ручного труда.

В Российской Федерации исторически сложилось так, что личные подсобные хозяйства населения традиционно были "интегрированы" с крупными сельскохозяйственными предприятиями и развивались при их поддержке. Колхозы и совхозы оказывали им помощь в обработке земельных наделов, частичном обеспечении сортовым семенным и посадочным152

материалом, удобрениями, кормами, племенными животными. Это была наиболее эффективная форма кооперирования ЛПХ с сельскохозяйственными предприятиями через периодически заключаемые договорные отношения о сотрудничестве.

Однако в период реформирования аграрного сектора в экономических отношениях сельскохозяйственных предприятий и личных подсобных хозяйств населения произошли негативные изменения. В частности, процесс перераспределения ресурсов общественного хозяйства усилился в пользу ЛПХ. Помимо учитываемых легальных форм помощи последним, а также натурализации оплаты труда, он содержал в себе и скрытое нелегальное перераспределение производственных ресурсов. Кризис в аграрной сфере привел к тому, что большинство сельскохозяйственных предприятий стали убыточными. У них резко снизились и возможности оказания материальной и технической помощи ЛПХ, ослабли и кооперативные и интеграционные связи. Поэтому характер экономических отношений между ними претерпел существенные изменения. В последние годы тенденция устойчивого расширения и углубления связей между этими категориями хозяйств ослабела, что проявилось в сокращении продажи сельскохозяйственными предприятиями своим работникам кормов, сортовых семян картофеля, органических удобрений, в уменьшении объема оказываемых услуг, отсутствии договорной системы закупок продукции, включая и картофель.

Рост производства сельскохозяйственной продукции в ЛПХ в условиях снижения ресурсного обеспечения отраслей в сельскохозяйственных предприятиях произошел частично за счет "теневой" помощи. Перераспределение производственных ресурсов в пользу личных подсобных хозяйств населения осуществлялось через различные каналы, включая натурализацию распределительных отношений. В связи с этим можно сделать вывод, что в многоукладной экономике аграрной сферы ЛПХ по своим153

производственным показателям занимают промежуточное положение между сравнительно крупными сельскохозяйственными предприятиями и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами. С одной стороны, эта форма хозяйствования существует как подсобная по отношению к сельскохозяйственным предприятиям, а с другой - она представляет основу для становления крестьянских (фермерских) хозяйств.

Поэтому в современных экономических условиях развитие и укрепление личных подсобных хозяйств населения целесообразно рассматривать как реальную базу для формирования крестьянских (фермерских) хозяйств. При осуществлении мер государственной поддержки высокотоварные хозяйства населения могут трансформироваться в самостоятельные крестьянские (фермерские) хозяйства. Они должны предусматривать возможность обеспечения их необходимой сельскохозяйственной техникой (минитракторами и мотоблоками с комплектами сельскохозяйственных орудий к ним) и оборудованием для подработки клубней, высококачественными сортовыми семенами картофеля, удобрениями, пестицидами в мелкой расфасовке, другими производственными ресурсами. Для этого в каждом регионе целесообразно провести работу по определению реальной потребности личных подсобных хозяйств населения в средствах механизации, а также машинах и оборудовании для возделывания и подработки картофеля. В регионах неустойчивого возделывания картофеля важно предусмотреть бесперебойное снабжение ЛИХ электроэнергией и водоснабжением, гарантирующих своевременный полив посадок картофеля.

На федеральном и региональном уровнях следует разработать программу производства необходимых средств механизации и размещения заказов на промышленных предприятиях. Необходимо также определить систему мероприятий по развитию интеграционных и кооперационных связей ЛИХ с сельскохозяйственными, перерабатывающими, сервисными и другими предприятиями АПК, а также с потребительской кооперации.154

Для этого в каждом регионе возделывания картофеля целесообразно провести работу по организации реализации выращенного в ЛПХ картофеля, предусматривающую создание оптовых и розничных рынков для самостоятельного сбыта их владельцами и закупки клубней сельскохозяйственными и картофелеперерабатывающими предприятиями, потребительской кооперацией и др.

Финансовое положение ЛПХ может быть улучшено за счет льготного кредита. Одним из возможных путей решения этого вопроса может быть предложено выделение для их владельцев части имущественного пая в денежном выражении. Кроме того, требуется решение вопросов распространения Положения о региональном лизинге на личные подсобные хозяйства населения. Из опыта эффективно функционирующих сельскохозяйственных предприятий следует, что на базе имеющихся ремонтных мастерских и пунктов технического обслуживания целесообразно создавать для личных подсобных хозяйств населения как на районном уровне, так и на территории сельскохозяйственного предприятия пункты проката, технического обслуживания и ремонта сельскохозяйственной техники. Однако в современных экономических условиях только отдельные хозяйства, где существует практика заключения договоров, продолжают оказывать необходимые услуги хозяйствам населения, расположенным на их территории. При этом часть арендной платы в договорах аренды между ЛПХ и сельскохозяйственными предприятиями осуществляется в виде обязательных к выполнению механизированных, транспортных и других видов работ.

Государственная поддержка личных подсобных хозяйств населения должна предусматривать и систему частичной компенсации затрат на приобретение минитехники и оборудования, сортовых семян картофеля, удобрений и средств защиты растений за счет возможностей регионального бюджета. Например, в Белгородской области уже разработан и успешно внедрен порядок реализации населению сортовых семян картофеля. За их155

приобретение населению выдается половинная компенсация за счет средств областного бюджета.

Распространение дотаций на продукцию, произведенную ЛПХ, и улучшение их кредитования должны осуществляться на федеральном, региональном и местном уровнях. Необходимо также решение вопросов, связанных с обеспечением права и возможности гражданам, постоянно работающим в своих личных подсобных хозяйствах, пользоваться пенсионным обеспечением и медицинским страхованием, организацией выпуска специальной литературы по ведению ЛПХ, циклов соответствующих передач в средствах массовой информации. Кроме того, государственной поддержкой могут быть охвачены такие мероприятия как создание условий организации сельскохозяйственных потребительских закупочно-сбытовых дневник по практике в банке кооперативов, внутрихозяйственных подразделений сельскохозяйственных предприятий по обслуживанию личных подсобных хозяйств населения, сбытовых и других кооперативов, создаваемых непосредственно владельцами ЛПХ. Особого внимания заслуживает решение задачи упорядочения предоставления кредитов, в том числе льготных, и системы государственного страхования.

Законодательное обеспечение ЛПХ, организационная помощь в создании ими кооперативов со стороны органов исполнительной власти и местного самоуправления, укрепление материальной базы позволят сгладить те отрицательные последствия, которые возникают при ликвидации и реформировании сельскохозяйственных предприятий или значительном сокращении в них численности работающих.

В отсутствии Федерального закона, регулирующего деятельность личных подсобных хозяйств населения, отдельные субъекты Российской Федерации решают эти вопросы самостоятельно. Так, закон "О личном подсобном хозяйстве", определяющий социально-экономические, организационные и правовые основы ведения ЛПХ, впервые был принят в Тю-156

менской области в марте 1998 г. Этим правовым актом предусматривается поддержка хозяйств населения со стороны региональных органов власти. В нем предусмотрены возможности объединения данных хозяйств в сельскохозяйственные и потребительские кооперативы, которые приравнены к сельскохозяйственным предприятиям, включая распространение на них льготного налогообложения, при условии, что объем реализации продукции и услуг, произведенных членами кооператива, будет не менее 70%.

Широкое распространение получили сельскохозяйственные потребительские кооперативы, которые обслуживают владельцев подсобных хозяйств, оказывая им услуги по закупке и реализации продукции, обработке земли, заготовке кормов, транспортировке грузов и т.д. Таких кооперативов насчитывается около 40. В последние годы наметилась тенденция по организации многопрофильных кооперативов, обслуживающих хозяйства населения.

В других регионах Сибири также ведется работа по поддержке ЛПХ и созданию для них нормативно-правовой базы. Так, в Омской области принято постановление областной администрации "О создании благоприятных условий для развития личных подсобных хозяйств", в котором, в частности, предусматриваются такие мероприятия, как:

изготовление сельскохозяйственного инвентаря, средств малой механизации, оборудования по сбору, хранению и переработке продукции, а также техническое обслуживание ЛПХ, ремонт и прокат малогабаритной техники;

создание в административных районах бизнес-консультационных центров и центров микрокредитования;

зачет трудового стажа граждан, занятых ведением личного подсобного хозяйства, и включение их в систему медицинского страхования;

предоставление права производить расчеты за газ и электроэнергию так же, как и для сельскохозяйственных предприятий и организаций;157

содействие в передаче в аренду или безвозмездное пользование неиспользуемых сельскохозяйственных объектов и т.д. ( 140 ).

Учитывая опыт государственного регулирования и поддержки ЛПХ на уровне отдельных регионов страны, целесообразна разработка Федеральной целевой "Программы государственной поддержки личных подсобных хозяйств", включающую перспективные направления их развития, систему мер по их реализации, выделение необходимых средств из соответствующих бюджетов на указанные цели, поскольку возможности личных подсобных хозяйств населения по дальнейшему наращиванию производства сельскохозяйственной продукции из-за ограниченных трудовых, финансовых и материальных ресурсов, сокращения помощи со стороны сельскохозяйственных предприятий практически исчерпаны. Поэтому необходима их государственная поддержка путем:

оказания всемерной помощи в приобретении ЛПХ необходимой сельскохозяйственной техники и оборудования, удобрений и средств защиты растений, сортовых семян, а также в расширении земли, без чего в ближайшей перспективе невозможно использовать достижения научно-технического прогресса как из-за небольших размеров земельных участков, так и неплатежеспособности абсолютного большинства самих владельцев ЛПХ;

содействия развитию кооперативных и интеграционных связей ЛПХ с сельскохозяйственными, перерабатывающими, сервисными и другими предприятиями и организациями агропромышленного комплекса;

оказания владельцам ЛПХ информационно-консультативных услуг;

создания необходимых условий для организации разного рода структур, включая прежде всего кооперативные и интегрированные объединения по производству, переработке и сбыту продукции.

В сложившихся экономических условиях хозяйствования российский рынок картофеля формируется в основном за счет продукции личных158

подсобных хозяйств населения при небольшой доле ее поступления из специализированных картофелеводческих хозяйств, размещенных, как правило, вокруг городов и промышленных центров. Их преимущества перед ЛПХ заключаются в относительно невысоких затратах на производство и транспортировку картофеля в места его сбыта, возможности сравнительно равномерной доставки клубней потребителю с минимальными потерями их качества. Вместе с тем в 1997-1999 гг. по всем каналам сбыта сельскохозяйственными предприятиями было реализовано чуть больше 1 млн.т картофеля. При этом заготовительным организациям было продано 23% объема продукции.

Однако в обозримой перспективе рассматривать личные подсобные хозяйства как центральное направление в развитии сельского хозяйства вообще и отрасли картофелеводства в частности не следует, хотя эту форму хозяйствования в сложившихся экономических условиях и необходимо рассматривать как важный источник обеспечения владельцев и их семей продовольствием, а также как существенное подспорье в получении денежных доходов. Структура совокупных доходов ЛПХ в большинстве российских регионов во многом повторяет структуру доходов сельских жителей в 50-е годы, когда на долю поступлений от реализации произведенной ими в своем хозяйстве продукции, приходилось от 30 до 50%.

В современных условиях у значительной части сельских семей доходы от личного хозяйства в целом превышают годовой объем оплаты труда в сельскохозяйственном предприятии, а также доходы из других источников. Несмотря на это переход производства картофеля в хозяйства населения не является прогрессивным направлением в дальнейшем развитии отрасли картофелеводства, так как оно носит в основном не товарный, а натуральный характер. Ему присущи высокие затраты труда, низкая эффективность, что в основном объясняется применением ручного труда на возделывании картофеля, отсутствием средств на приобретение техники, вне-159

сение необходимого объема минеральных и органических удобрений. Площади, занятые под картофелем, в основном имеют небольшие размеры, что не позволяет использовать высокопроизводительную технику. В результате, если в дореформенный период в личных подсобных хозяйствах населения с гектара посадок убирали почти на одну треть картофеля больше, чем в колхозах и совхозах, то в последние пять лет уровень урожайности незначительно превышал показатель сельскохозяйственных предприятий.

Высокая трудоемкость выращивания картофеля на приусадебных участках практически не отражается в цене товара, то есть труд, затраченный на производство продукции, фактически не имеет реальной цены. Владельцы ЛПХ экономят на производственных затратах за счет разницы цен на материально-технические ресурсы, поэтому сравнительно крупное сельскохозяйственное предприятие выигрывает за счет снижения цены рабочей силы. Такая тенденция характерна и для ЛПХ. Здесь прослеживается прямая зависимость урожайности картофеля от размера его посевов, поскольку малотоварное хозяйство, не располагая возможностями для использования на своих участках высокопроизводительной техники, внесения достаточного количества минеральных удобрений, применения средств защиты растений от сорняков, имеет при низкой урожайности высокие затраты труда и средств.

По оценке К.В. Копач, производительность труда в производстве картофеля в личных подсобных хозяйствах в 4,9 раза ниже, чем в сельскохозяйственных предприятиях ( 80 ), что связано прежде всего с более высоким уровнем специализации и технической вооруженности производства в крупнотоварных сельскохозяйственных предприятиях. Мелкие хозяйства требуют и более высокой степени поддержки государства и приемлемы для широкого распространения только в странах, способных на высокие дотации. Опыт развитых американских "семейных ферм" показывает, что160

за последние 40 лет произошло их количественное уменьшение почти в 4 раза и они дают только 9% общего объема сельскохозяйственной продукции. Крупные же ассоциации и кооперативы, включающие 6,5% всех хозяйств, производят до 62% объема сельскохозяйственной продукции ( ЮЗ ).

Стремление владельцев ЛИХ добиться любыми путями увеличения производства продукции, особенно пользующихся повышенным спросом, ухудшает агроэкологическую ситуацию, ведет к хищнической эксплуатации земли. Отрицательное последствие имеет ведение монокультуры (в данном случае картофеля). Отсутствие продуманной смены культур (тем более на малых площадях), невнесение хотя бы необходимого количества органических и минеральных удобрений ведут к снижению почвенного плодородия земельных участков ЛПХ, разрушению структуры почвы, обострению фитосанитарного состояния.

Личные подсобные хозяйства населения в основном исчерпали возможности для своего дальнейшего развития, поскольку практически использовали резервы труда семей с численностью 2,8 человека, в том числе 1,5 чел. трудоспособных. Достигнут предел насыщения посевов такой трудоемкой культуры как картофель. К тому же существенно сократились возможности сельскохозяйственных предприятий по оказанию материальной и технической помощи в ведении личного подсобного хозяйства, отсутствие финансовых ресурсов для создания материальной базы, механизации труда, необходимой инфраструктуры рынка. Как следствие валовой сбор в ЛПХ картофеля, начиная с 1995 г. ежегодно сокращается.

В современных экономических условиях роль личных подсобных хозяйств населения во многом также будет зависеть от того, в какой степени возможна занятость их членов и получение доходов в крупных сельскохозяйственных предприятиях и крестьянских (фермерских) хозяйствах или от несельскохозяйственной деятельности, а также непосредственно от эффек-161

тивности ведения самого ЛПХ. При этом немаловажное значение будет иметь уровень продовольственного обеспечения населения страны прежде всего за счет отечественного производства продукции АПК, особенно основных их видов, а также других факторов внутреннего и внешнего характера. Устойчивость их развития будет определяться и тем, насколько полно они смогут быть включены в сферу деятельности прежде всего крупных сельскохозяйственных предприятий, обеспечивающих их на договорных основах производственными ресурсами, насколько эффективно будет развита система сбыта сельскохозяйственной продукции и продовольствия. Однако следует иметь в виду, что и в перспективе за ЛПХ сохранится большое экономическое и особенно социальное значение. Поэтому роль этой категории хозяйств не стоит сводить только к поставщикам продовольствия для их владельцев, но и не следует считать ЛПХ панацеей в решении продовольственной проблемы в стране. Они должны занимать свою нишу в экономике аграрной сферы в соответствии с их статусом и социально-экономической ролью.

В перспективе основными производителями товарного картофеля должны быть крупные сельскохозяйственные предприятия различных организационно-правовых форм, где достаточно высокий уровень фондо- и энергообеспеченности, существует больше возможностей использовать прогрессивные технологии, современные формы организации и стимулирования труда. Поэтому система мер должна быть нацелена на оказание помощи в первую очередь наиболее крупным, высокотоварным и конкурентоспособным картофелепроизводящим хозяйствам, способным рационально воспользоваться предоставленными субсидиями, кредитами и инвестициями, обеспечить максимально возможное производство высококачественного, экологически чистого картофеля, а также быть основой создания сырьевых зон картофеля для перерабатывающих предприятий.

Силаева, Лидия Павловна