Организационно-экономические меры обеспечения населения крупных городов и районов Крайнего Севера картофелем

В системе устойчивого обеспечения продовольственного обеспечения страны важное значение имеет осуществление организационно-технологических и экономических мер, направленных на надежное круглогодичное снабжение картофелем и продуктами его переработки населения крупных городов, промышленных центров, районов Крайнего Севера и приравненных к ним территорий. Актуальность решения этой проблемы усиливается в связи с деградацией и разрушением отдельных отраслей сельского хозяйства и с повсеместным спадом производства продукции агропромышленного комплекса.217

В 1999 г. в стране насчитывалось 33 города с населением не менее 500 тыс. человек, из них 13 - с населением 1 млн. и более жителей, в которых проживало 26,3 млн. человек, или 18% населения страны. Однако только 8 городов с населением 9,7 млн. человек (36,9% от населения крупных городов) расположены в регионах с относительно благоприятными условиями для ведения сельского хозяйства и могли снабжаться в основном продовольствием за счет отечественного производства, тогда как остальные 5 городов с более чем миллионным населением (16,9 млн. человек, или 63,1%) для своего обеспечения могли рассчитывать на межрегиональные продовольственные связи и его поставки по импорту из стран ближнего и дальнего зарубежья.

В последние годы особенно резко обострилось положение обеспечения продовольствием и районов Крайнего Севера, а также приравненных к ним территорий, которые занимают 70% российской территории, где проживает более 12 млн. человек. Их продовольственное обеспечение имеет ряд особенностей, связанных со спецификой ведения отраслей сельского хозяйства, состава населения и типов его питания.

Процесс экономического освоения и урбанизации северных районов, переход большинства коренного населения на оседлый образ жизни изменил структуру питания в сторону увеличения потребления углеводов в пище. В результате, например, в Республике Коми среднедушевое потребление картофеля как наиболее углеводосодержащего продукта увеличилось до 120 кг, в Камчатской области - до 110 кг, в Сахалинской области -до 137 кг. Однако в 1999 г. в Мурманской области на душу населения потреблялось лишь 51 кг картофеля, Республике Тыва - 35 кг, Республике Саха (Якутия) - 83 кг.

Особенностью формирования продовольственной базы северных территорий является низкая самообеспеченность их сырьевыми ресурсами для производства продовольствия и необходимость его крупномасштабно-218

го завоза. Даже в дореформенный период за счет собственного производства северные территории удовлетворяли свои потребности в картофеле на две трети. Особенностью обеспечения населения северных районов картофелем является специфика завоза продовольствия, включая и картофель. В связи с неразвитостью транспортной инфраструктуры основным видом доставки продукции является речной транспорт, а для отдельных районов - морской. Поэтому завоз продовольствия имеет резко выраженный сезонный и сравнительно ограниченный характер. В современных экономических условиях "северный завоз" продовольствия, в том числе и картофеля, осуществляется в организованной и неорганизованной формах. Организованная поставка клубней производится как из регионов Российской Федерации, так и из стран ближнего и дальнего зарубежья. Из российских регионов поставки осуществляются на основе договоров с администрацией и по прямым связям с предприятиями.

Гарантированное снабжение населения крупных городов, промышленных центров, районов Крайнего Севера и приравненных к ним территорий продовольствием требует разработки программ продовольственного обеспечения, в которых следует учитывать комплекс вопросов, связанных с поставками и распределением продовольствия, демографический состав населения, уровень его платежеспособного спроса и ряд других внутренних и внешних факторов, прямо или косвенно влияющих на уровень потребления того или иного вида продовольствия, включая картофель и продукты его переработки.

Учитывая, что в современных условиях наиболее неразработанной остается решение проблемы обеспечения населения крупных городов продовольствием, в том числе и картофелем, более подробно нами рассмотрен этот аспект только применительно к крупным городам.

При обосновании потребности в картофеле следует исходить прежде всего из того, что его завоз в крупные города должен быть обеспечен в219

максимальной степени из того региона, где расположен крупный город, так как картофель является относительно малотранспортабельным видом продовольствия. Однако это требует создания в пригородных зонах высокоэффективных специализированных картофелеводческих хозяйств с помощью поддержки городских и местных органов власти. Но это только частично решает проблему надежного обеспечения населения крупного города картофелем. Чтобы избежать возможных ошибок и просчетов в снабжении им населения, необходимо иметь долгосрочную программу, рассчитанную на несколько лет, которая должна разрабатываться на научно-методической базе, учитывающей все аспекты надежного снабжения города продовольствием.

Основу методики разработки программы обеспечения населения крупных городов картофелем должен составлять системный подход, который базируется на использовании общих принципов разработки целевых комплексных программ. Разработке такой программы, определению ее цели и задач должен предшествовать анализ состояния рынка картофеля, который включает рассмотрение ряда основных вопросов:

производство картофеля в данном регионе и его реальные возможности для удовлетворения потребности местного населения;

состояние покупательной способности по группам населения, уровень потребления ими картофеля и соответствие его медицинским нормам;

возможный объем завоза картофеля из российских регионов, стран ближнего и дальнего зарубежья, эффективность сложившихся межрегиональных связей и импортных поставок;

экономическое положение производителей картофеля и предприятий, перерабатывающих его, их экономическая заинтересованность в наращивании производства и реализации картофеля и картофелепродуктов;

состояние и возможности картофелеперерабатывающих предприятий, наличие и деятельность кооперативных и интегрированных объеди-220

нений по производству, хранению, транспортировке, переработке и реализации картофеля;

сезонность поставки картофеля в город из разных источников его поступления;

состояние производственной и особенно рыночной инфраструктуры рынка картофеля и объемы его реализации по различным каналам сбыта;

качество картофеля и деятельность организаций, обеспечивающих за ним контроль;

динамика цен на картофель на городских рынках, в соседних регионах, а также на импортную продукцию.

Цель программы обеспечения населения крупных городов картофелем может сводиться к более полному и гарантированному удовлетворению потребностей всех групп населения в высококачественном продукте питания преимущественно за счет отечественного производства, разработке экономического механизма и системы мер организационного характера, обеспечивающих стабильность и надежность снабжения населения города картофелем.

Основными задачами, которые должны быть решены в процессе реализации программы, являются:

устойчивое обеспечение населения города картофелем, исходя из рационализации структуры его питания;

формирование цивилизованной системы организованного рынка картофеля, обеспечивающей гарантированное снабжение им населения города в течение года;

совершенствование механизма экономических отношений между поставщиками и основными потребителями картофеля, базирующихся на взаимном экономическом интересе и долговременных договорах;

образование интегрированных объединений по производству картофеля, его сбыту и торговле, обеспечивающих снижение совокупных из-221

держек при доведении картофеля от производителя до потребителя, повышения качества клубней;

организация системы мониторинга рынка картофеля, позволяющего оперативно реагировать на изменения его конъюнктуры;

формирование эффективного механизма регулирования рынка картофеля.

Программа в первую очередь должна предусматривать устойчивость снабжения населения города картофелем, когда обеспечивается достаточное и бесперебойное его потребление всеми группами населения независимо от колебания уровня производства картофеля в регионе, стране и неоправданного изменения на него цен вследствие возрастания кризисных явлений.

Несмотря на то, что для Российской Федерации характерно повсеместное и в значительных количествах потребление картофеля, удовлетворение в нем потребности населения промышленных центров и таких крупных городов как Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург и ряда других зависит прежде всего от объемов привозного картофеля. Здесь развитие пригородного хозяйства не может обеспечить потребление картофеля в необходимых размерах. Однако в 90-е годы при резком увеличении его производства в личных подсобных хозяйствах населения и снижении объемов выращивания в сельскохозяйственных предприятиях характерна неразвитость межрегиональных связей по поставкам картофеля.

Оценка современного состояния обеспечения населения крупных городов картофелем должна отражать динамику фактических показателей его потребления. При этом важно определить с учетом уровня денежных доходов населения и розничных цен на картофель спрос на него по категориям покупателей, группам населения с различным уровнем доходов, а также спецпотребителей.222

Исходя из имеющихся в бюджете города средств, формируются наиболее вероятные источники поставок картофеля, то есть выделяется организованный завоз, объем которого определяется городской администрацией, ответственной за продовольственное обеспечение, и неорганизованные поставки картофеля, осуществляемые в порядке свободной рыночной торговли. В современных экономических условиях основная часть потребляемого городским населением картофеля приобретается на рынках, на улицах городов с автомашин и других видов транспорта.

Учитывая специфику размещения производства картофеля по категориям хозяйств и наличие пригородной зоны вокруг каждого крупного города, необходимо проанализировать сложившуюся структуру его поступления из пригородной зоны, российских регионов, а в отдельные годы и из стран ближнего и дальнего зарубежья. При этом стабильность поступления продукции отрасли картофелеводства должна определяться устойчивостью производства картофеля по годам, объемами его реализации, уровнем цен, качеством клубней в регионах-поставщиках, а также расстоянием и расходами на их перевозку. Снабжение населения города картофелем могут осуществлять предприятия (акционерные общества, унитарные предприятия и другие организации), разного рода оптовые торговые структуры, которые должны располагать помещениями для размещения и хранения клубней.

Чтобы поставки картофеля были гарантированными необходимо на основании анализа современного состояния обеспечения населения города картофелем, сложившихся связей с российскими регионами и странами ближнего зарубежья, действующего экономического механизма и имеющейся инфраструктуры рынка картофеля требуется решить следующие основные задачи:

обосновать потребность населения в картофеле с учетом его платежеспособного спроса;223

определить объемы поставок картофеля с учетом ассортимента, качества и сроков его доставки в город из пригородной зоны, российских регионов и стран ближнего зарубежья;

разработать организационно-экономические меры регулирования поставок картофеля по городскому заказу.

При обосновании потребности в картофеле на продовольствие необходимо учитывать возможность более полного удовлетворения спроса на него горожан. Поэтому на перспективу уровень потребления населением картофеля целесообразно определять с учетом прогнозной динамики прожиточного минимума и возможных изменений объемов и структуры питания горожан.

В "Методических рекомендациях по определению основных социально-демографических групп населения в целом по стране и в субъектах Российской Федерации" (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации 17 февраля 1999 г. № 192) содержатся принципы и порядок формирования минимального набора продуктов питания, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности с учетом объективных различий в их потреблении, определяемых природно-климатическими условиями, национальными традициями и местными особенностями, а также финансовыми возможностями государства по обеспечению социальной защиты населения на федеральном и региональном уровнях. Однако размер потребления картофеля в целом по стране и по ее 16 зонам определен без дифференциации этого показателя по крупным городам (табл. 22), хотя в химическом составе и энергетической ценности минимального набора продуктов питания картофель занимает заметное место, о чем свидетельствуют данные таблицы 23.

Потребление картофеля в городской местности существенно ниже, чем в сельской. Например, данные статистических органов свидетельствуют о том, что в 1997-1999 гг. в Санкт-Петербурге в расчете на душу насе-224

Таблица 22 Потребление картофеля в соответствии с рекомендуемым набором питания для основных социально-демографических групп населения по зонам Российской Федерации, кг в год

Зоны Трудоспособное население Пенсионеры [

1 Дети

мужчины женщины

0-6 лет 7-12 лет

I 120 по 105 85 135

II 115 ПО 100 80 120

III 120 95 90 80 120

IV 110 95 90 85 120

V 140 115 ПО 85 135

VI 120 95 90 80 125

VII 145 100 95 90 135

VIII 120 100 90 85 135

IX 120 100 90 85 130

X 120 100 100 80 120

XI 130 105 100 85 ^ 130

XII 130 100 95 85 130

XIII 130 ПО 100 85 130

XIV 120 105 100 80 125

XV ПО 95 90 85 135

XVI 100 80 75 80 120

ления потребление картофеля было почти вдвое меньше, чем в Ленинградской области, в Москве - в 1,5-1,6 раза меньше, чем в Московской области. В целом по стране, согласно материалам выборочных обследований бюджетов домашних хозяйств, в 1980 г. потребление картофеля в расчете на одного члена этих хозяйств в городской местности была меньше, чем в сельской на 32%, в 1985 г. - на 35, в 1990 г. - на 38, в 1995 г. - на 41, в 1997 г. - на 35 и в 1998 г. - на 28%.

В таблице 24 приведен перечень городов с населением не менее 500 тыс. человек, а также административных центров с населением более

Доля картофеля в химическом составе и энергетической ценности рекомендуемого минимального набо основных социально-демографических групп населения по зонам Российской Федера

Углеводы Энергетическая

Зоны Трудоспособное население Пенсионеры Дети Трудоспособное население Пе

мужчины женщины

0-6 лет 7-12 лет мужчины женщины

1 7,1 8,6 8,4 9,4 9,7 5,4 6,4

II 6,7 8,6 8,1 8,9 8,8 5,1 6,4

III 8 8,4 8,4 10,1 10 6,1 6,2

IV 7,4 8,5 8,4 10,9 10,1 5,6 6,2

V 9,5 10,0 10,2 10,8 11,3 7,1 7,5

VI 8,2 8,5 8,7 10,1 10,4 6,1 6,3

VII 9,8 8,9 9,0 11,3 11,2 7,4 6,6

VIII 8,1 8,8 8,4 10,7 11,1 6,1 6,5

IX 8,2 8,9 8,4 10,7 10,8 6,1 6,4

X 8,1 8,8 9,3 10,2 10,1 6,1 6,6

XI 8,8 9,2 9,3 10,8 10,8 6,6 6,9

XII 8,7 8,8 8,9 10,7 10,8 6,6 6,6

XIII 8,8 9,6 9,4 10,7 10,9 6,6 7,1

XIV 8,1 9,2 9,2 10,2 10,4 6,1 6,9

XV 7,5 8,3 8,5 10,6 11,1 5,6 6,1

XVI 6,6 6,6 7 10,1 9,9 5,0 5,1

226

Таблица 24

Соответствие городов х) и административных центров ^ Российской

Федерации зонам, сформированным в зависимости от факторов,

влияющих на особенности потребления населением продуктов питания

Зоны

Города

I Мурманск (388 тыс. человек) II

III Якутск (195), Петропавловск-Камчатский (199), Магадан (122)

IV Петрозаводск (282), Сыктывкар (231), Архангельск (368)

V

Вологда (303), Калининград (426), Киров (466), Кострома (289), Великий Новгород (232), Псков (204), Тверь (457), Ярославль, Санкт-Петербург

VI Ижевск, Пермь, Екатеринбург VII

Барнаул, Кемерово (498), Новосибирск, Омск, Томск (478), Тюмень, Новокузнецк

VIII Абакан (168), Красноярск, Иркутск

IX Улан-Уде (371), Чита (316)

X Владивосток, Хабаровск, Благовещенск (219), Южно-Сахалинск (180)

Брянск (463), Владимир (339), Иваново (467), Калуга (346), Нижний курсовые работы по логистике Новгород, Орел (347), Рязань, Смоленск (356), Тула, Москва

XII

XIII

Йошкар-Ола (251), Саранск (318), Казань, Чебоксары (456), Набережные Челны

Белгород (335), Воронеж, Курск (446), Липецк (478), Пенза, Самара, Тамбов (317), Ульяновск, Тольятти

XIV Уфа, Курган (368), Оренбург, Челябинск

Краснодар, Ставрополь (344), Астрахань (490), Волгоград, Ростов-на-Дону, Саратов

XVI Майкоп (167), Махачкала (337), Нальчик (236), Черкесск (121), Владикавказ (311), Грозный (?)

х) Города с населением не менее 500 тыс. человек.

^ Административные центры с населением свыше 100 тыс. человек.227

100 тыс. жителей (по состоянию на 1 января 1998 г.) с учетом упоминавшихся зон.

Учитывая вышеуказанное, нами предлагается следующая последовательность определения прогнозируемого объема потребления картофеля (в свежем и переработанном виде) в конкретном крупном городе:

во-первых, определяется средний размер потребления картофеля в соответствии с минимальным набором продуктов питания для основных социально демографических групп населения в целом по рассматриваемому региону (Пер) страны:

Пер = Пмт*Дмт + Пщ^Джт + Пп*Дп + ПД1*Дд, + Пд2*Дд2 ,

где: Пмт; Пжт; Пп; Пд!; Пд2 - показатели потребления картофеля в соответствии с рекомендуемым минимальным набором продуктов питания в данной для рассматриваемого региона зоне для мужчин и женщин трудоспособного возраста, пенсионеров, детей до 7 лет и от 7 до 15 лет, кг в год;

Дмъ Джъ Дш Ддь Дд2 - доля численности мужчин трудоспособного возраста, женщин трудоспособного возраста, пенсионеров, детей до 7 лет и от 7 до 15 лет в общей прогнозируемой численности населения региона, %;

во-вторых, проводится сравнение полученного показателя ПсР с фактическим уровнем среднедушевого потребления картофеля в регионе за ряд последних лет. Такое сравнение необходимо для разработки общих рекомендаций по совершенствованию структуры питания населения: увеличению или уменьшению потребления картофеля в регионе. Например, в 1998-1999 гг. в расчете на душу населения в Мурманской области потреблялось 50-51 кг картофеля, что существенно ниже даже рекомендуемого его минимального размера потребления для детей в возрасте до 6 лет. Это свидетельствует о целесообразности создания в перспективе необходимых условий для увеличения потребления картофеля в области. В Вологодской228

области, наоборот, среднедушевое потребление картофеля превышало 200 кг при рекомендуемом его минимальном размере потребления мужчинами трудоспособного возраста на уровне 140 кг, что указывает на необходимость уменьшения потребления картофеля в регионе и некотором замещении его в рационе питания другими, более высокоценными в пищевом отношении продуктами питания. Эти же два примера свидетельствуют о возможности определенного товарообмена между Мурманской и Вологодской областями - первая может обеспечивать вторую рыбой и рыбной продукцией в обмен на поставки картофеля;

в-третьих, на основании экспертных исследований специалистов определяется прогнозная величина потребления картофеля в расчете на душу населения в данном регионе ПРп с учетом предполагаемой структуры потребителей: а) доли населения, которое будет потреблять картофель в соответствии с минимальным набором продуктов питания; б) остального населения, которое будет потреблять картофель в меньшем по сравнению с минимальным набором продуктов питании количестве:

/т =/7 * 77 +К *П *____~Мм

11 РП Х1СР Iй-м ^1Хо 11СР ,™ "

где: Дм - доля населения региона, которая будет ориентироваться на потребление картофеля в соответствии с минимальным набором продуктов питания, %;

Ко - коэффициент, учитывающий уменьшение потребления картофеля остальной частью населения региона по сравнению с величиной рекомендуемого минимального набора продуктов питания.

Например, экспертным путем установлено, что в перспективе ожидаемая численность населения региона с наименьшими среднедушевыми доходами составит 30% всех жителей. Это население будет в основном229

ориентироваться на потребление основных продуктов питания в соответствии с минимальным продуктовым набором. Остальная его часть будет потреблять картофель в расчете на душу населения в количестве на 25% меньшем по сравнению с минимальным набором продуктов питания. В этом случае средний по региону показатель потребления картофеля составит:

ПРП = Пс * - + 0,75 * ПСР * 100~30 = 0,825ПСР РП СР }0() СР 1()0 СР

Величина ПРП может быть как больше фактически сложившегося показателя потребления картофеля в расчете на душу населения, так и меньше, о чем упоминалось в пункте 2. Так, в Республике Тыва, где в 1997-1998 гг. потребление картофеля на душу населения не превышало 40 кг (по факторам, влияющим на особенности потребления продуктов питания, этот регион отнесен к IX зоне с рекомендуемой минимальной величиной потребления картофеля от 85 кг - для детей от 0-6 лет до 130 кг -для детей от 7 до 15 лет) и где доля коренного населения составляет около 65%, маловероятно заметное увеличение этого показателя в ближайшей перспективе. Вместе с тем потенциально возможная интенсификация промышленного освоения имеющихся здесь природных ресурсов потребует привлечения сюда трудоспособного населения из других регионов страны, в связи с чем потребность региона в картофеле в расчете на душу населения может заметно возрасти;

в-четвертых, на основании экспертных оценок определяется соотношение между прогнозируемым показателем среднедушевого потребления картофеля в целом по данному региону (ПРП) и в конкретном крупном городе (ППг), то есть ППг = КР*ПРп. Как отмечалось выше, в 1995-1998 гг. для Российской Федерации характерно пониженное потребление этого продукта питания в расчете на душу городского населения по сравнению с сельским населением на 28-39%, что означает условие КР < 1,0.230

Существенное влияние на величину КР оказывает общее состояние продовольственного рынка региона, в том числе рынка, соответствующего крупного города, соотношение уровня дохода в расчете на душу населения в целом по региону и в городе, а также другие факторы;

в-пятых, с учетом прогнозируемой численности населения крупного города (Чпг, тыс. человек) определяется общее расчетное количество потребляемого картофеля в крупном городе (КПг, тыс.т):

Завоз в город картофеля рациональнее осуществлять самими его производителями и различными коммерческим структурами и в счет поставок, предусмотренных договорными соглашениями с потребителями. При этом соотношение организованного и неорганизованного завоза определяется степенью удовлетворения потребностей в картофеле спецпотребителей, детских и школьных учреждений, предприятий общественного питания, наличием оптовых и розничных рынков, сложившихся прямых связей с производителями клубней.

Ввоз картофеля необходимо сконцентрировать из более ограниченного количества российских регионов, и прежде всего из тех, где себестоимость его производства ниже, а качество клубней значительно выше. Объем возможного ввоза картофеля в город определяется согласно имеющегося баланса его производства и использования в регионах поставщиках. С учетом их местных потребностей и реализации картофеля другим потребителям определяется объем возможных его поставок. К ним должны относиться в первую очередь специализированные картофелепроизводя-щие хозяйства пригородной зоны. Для этого определяется требуемое количество специализированных хозяйств с относительно высоким уровнем урожайности клубней и товарности отрасли картофелеводства не ниже 50%. Исходя из опыта работы специализированных картофелепроизводя-231

щих хозяйств, при условии обеспечения их высококачественным семенным материалом, соответствующей техникой и удобрениями целесообразно как можно больший объем поставок картофеля получать по городскому заказу из пригородных картофелепроизводящих хозяйств.

Особого внимания заслуживает решение вопроса надежного обеспечения населения крупных городов ранним картофелем. Рыночный спрос определяет ввоз картофеля, обусловленный разными сроками получения урожая в южных, центральных и северных регионах страны, создание благодаря этим поставкам своеобразного "конвейера".

В пригородных зонах, где природно-экономические условия не позволяют выращивать ранний картофель, необходимо предусмотреть его поставку из регионов, где он производится. Обоснование наиболее эффективных направлений по каждой из этих категорий товарных потоков картофеля должно характеризоваться специфическими подходами. Так, выбор партнеров по поставкам позднего продовольственного картофеля наряду с минимизацией транспортных расходов определяется особой значимостью сохранности клубней. Одно из основных условий их обеспечения - долговременные соглашения поставщиков и покупателей, обуславливающие объем, сортовой состав, товарную подготовку клубней, условия их транспортировки и др.

При определении регионов-поставщиков раннего картофеля следует четко определять сроки его поставок. Целесообразно сочетание вывоза картофеля из южных российских регионов с частичным его импортом в самые ранние сроки из государств Закавказья и Средней Азии. При этом следует иметь в виду, что ранний картофель потребляется одновременно с поступающими из хранилищ клубнями урожая прошлого года. Соотношение объемов этих товарных потоков картофеля в основном определяется спросом населения с различным уровнем доходов.232

Поставщиками раннего картофеля на внутренний рынок страны являются и останутся регионы Северо-Кавказского, Поволжского, Центрально-Черноземного экономических районов. В города Дальнего Востока, Восточной Сибири целесообразнее ввозить ранний картофель из Казахстана. При этом объем импорта картофеля должен покрывать разницу между платежеспособным рыночным спросом и возможными поставками в город продукции российских регионов-поставщиков. Импортным поставкам картофеля из стран ближнего зарубежья должна отводиться роль не только в равномерном и устойчивом обеспечении населения города картофелем, но и улучшении его ассортимента. Организованный ввоз картофеля, выбор российских регионов и страны-поставщика определяется в зависимости от складывающейся конъюнктуры рынка, качества клубней, цены, надежности поставок, транспортных расходов. При обосновании выбора стран-импортеров картофеля целесообразно прежде всего ориентироваться на восстановление и развитие продовольственных связей со странами СНГ.

Дефицит картофеля в северных, восточных и южных регионах страны с ограниченными возможностями развития отрасли картофелеводства должен восполняться за счет завоза не только свежего картофеля, но и изготовленных из него пищевых продуктов, а также полуфабрикатов с длительными сроками хранения, обладающих относительно высокой транспортабельностью и требующих для перевозки в несколько раз меньше транспортных средств и затрат.

При обосновании размера и направлений товарных потоков необходимо учитывать возможности использования наиболее эффективных видов транспортных средств и способов перевозки картофеля. Следует также принимать во внимание, что ряд российских регионов имеет возможность поставлять картофель в значительно больших размерах, чем это определяется городским заказом. Поэтому необходимо обеспечить его реализацию233

на оптовых рынках города и по другим организованным каналам, что будет способствовать более устойчивому снабжению горожан картофелем по доступным для них рыночным ценам. Эти и ряд других мер должны обеспечить устойчивый и необходимый уровень потребления населением картофеля.

В целях совершенствования организации поставок в город картофеля целесообразно заключение договоров и соглашений на его поставку в объеме городского заказа между сельскими товаропроизводителями (или перерабатывающими предприятиями) и оптовыми организациями.

Одним из условий выполнения городского заказа должно быть согласование уровня закупочных цен, обеспечивающих экономическую заинтересованность поставщиков в увеличении производства и поставок клубней. Реализация картофеля должна осуществляться по складывающимся рыночным ценам. Для повышения экономической заинтересованности сельских товаропроизводителей необходимо предусматривать ежегодно, до начала очередного календарного года, совместное с ними согласование минимальной базовой (договорной) цены на картофель, которую следует индексировать перед началом квартала с учетом инфляции или динамики цен на материально-технические ресурсы, используемые в сельском хозяйстве вообще и в отрасли картофелеводства в частности. При ее определении должна учитываться нормативная себестоимость продукции и уровень производства картофеля. Рассчитанная таким образом цена картофеля может корректироваться по фактически сложившимся рыночным ценам. Оптовые цены на поставляемый картофель включают транспортные расходы по его доставке в город.

Учитывая слабую материально-техническую базу большинства кар-тофелеводческих хозяйств, недостаток собственных средств для проведения необходимых агротехнических мероприятий, в целях выращивания высококачественного продовольственного картофеля и выполнения го-234

родского заказа на его поставки, могут использоваться следующие меры их стимулирования:

выплаты хозяйствам аванса, в размерах определенных договором. В счет аванса может быть оплачена покупка семенного материала необходимых сортов картофеля, согласованная с администрацией города. При окончательных расчетах за продукцию цена закупки уменьшается на 5-10%.

выделение средств в специализированные картофелеводческие хозяйства для лизинга специальной техники для возделывания картофеля, приобретения минеральных удобрений и средств защиты растений.

Наряду с этим при заключении долгосрочных и годовых договоров на поставку картофеля в случае, когда предусматриваются дополнительные меры по стимулированию, необходимо предусмотреть страхование хозяйств-поставщиков клубней с тем, чтобы при стихийных бедствиях или неблагоприятных погодных условиях они имели возможность частично вернуть ранее выделенные им средства. Финансовая поддержка поставщиков картофеля со стороны администрации города должна быть гарантирована выполнением своих обязательств по его продаже и возврату полученных средств.

Для хранения поставляемых по городскому заказу картофеля необходимо на базе имеющихся емкостей в плодоовощных предприятиях организовать при сохранении нынешних функций специализированные оптовые продовольственные рынки. Особые требования при этом следует предъявлять к упаковке и таре для картофеля, которые должны соответствовать высоким требованиям для сохранения его качества и внешнего вида. С учетом вводимых в действие новых оптовых продовольственных рынков это позволит в относительно короткие сроки существенно расширить организованную оптовую торговлю картофелем, привлечь на продовольственный рынок города поставщиков из российских регионов и стран СНГ, а также упорядочить систему распределения картофеля, создать ус-235

ловия для удешевления продукции, закупаемой для своих нужд учреждениями здравоохранения и другими организациями социальной сферы.

В условиях упорядочения товарных потоков картофеля, мониторинга за ценами на рынке этой продукции и возможности их регулирования целесообразно создание на базе оптовых продовольственных рынков головного информационно-маркетингового центра. В задачу этого центра будет входить сбор и обобщение информации о реальном состоянии рынка картофеля, о ценах на него и обеспечение этой информацией покупателей и продавцов, органов исполнительной власти города, ответственных за обеспечение его продовольствием.

Устойчивость обеспечения населения города картофелем и четкость работы по реализации программы требует наличия в системе его исполнительной власти специализированного муниципального органа управления. В части выполнения городского заказа в его обязанности должно входить:

налаживание и поддержание устойчивых связей с поставщиками картофеля и контроль за осуществлением его поставок;

установление в рамках городского курсовые работы по логопедии заказа договорных отношений (целесообразно долгосрочных) между предприятиями поставщиками и торговыми, транспортными организациями, банковскими структурами;

осуществление контроля за товародвижением и ценами в рамках городского заказа на поставку картофеля;

разработка и осуществление системы экономических мер стимулирования и поддержки предприятий, связанных с выполнением городского заказа на поставку картофеля.

Соответствующие муниципальные органы должны осуществлять мониторинг рынка картофеля в городе и при существенном колебании оптовых и розничных цен вносить предложения в вышестоящие органы по регулированию поступления картофеля в торговую сеть. Муниципальным органам, отвечающим за гарантированное обеспечение городского236

населения картофелем, могут быть переданы в управление акции плодоовощных предприятий, находящихся в собственности органов исполнительной власти города.

В тех случаях, когда в субъекте Российской Федерации насчитывается более 3-5 поставщиков картофеля, ими может быть создана организационная структура (или выделяется головная организация), координирующая деятельность других предприятий-поставщиков и несущая экономическую ответственность за выполнение принятых ими перед городской администрацией обязательств.

Реализация программы по снабжению городского населения картофелем позволит:

обеспечить устойчивое снабжение населения крупного города картофелем за счет наращивания производства и улучшения реализации этой продукции на основе заключения взаимовыгодных долгосрочных договоров;

приблизить потребление картофеля к рациональным нормам, обеспечивающим здоровый уровень питания горожан;

восстановить и повысить роль и место пригородной зоны в обеспечении населения картофелем;

формировать ассортимент и улучшить качество поступающего в город картофеля;

обеспечить приемлемый уровень цен, способствующий повышению покупательной способности и доступности картофеля для всех групп населения города за счет более рационального выбора регионов и предприятий-поставщиков с относительно низкой себестоимостью производства продукции отрасли картофелеводства, сокращения расстояния и удешевления перевозок клубней;237

повысить управляемость поставок картофеля в город, вырабатывать и реализовывать согласованную политику развития и регулирования рынка картофеля.

Вышеназванные методические подходы и положения были реализованы нами при разработке проекта программы надежного обеспечения г. Москвы, которая является одним из типичных мегаполисов мира с постоянно проживающим 9 миллионным населением. Кроме того, ее положение как административного, финансового, промышленного, транспортного, научного, образовательного, культурного, медицинского и спортивного центра страны обусловило значительное количество временно проживающих в столице, приезжающих в город на работу или с иными целями. В результате общая численность потребителей продовольствия в г. Москве составляет примерно 12 млн. чел., или 8% населения страны.

Поэтому снабжение продовольствием самого крупного города страны - важная составная часть обеспечения ее продовольственной безопасности. В связи с этим возникает необходимость разработки специальных программ и проектных расчетов по устойчивому снабжению продовольствием населения г. Москвы. Необходимость этих разработок определяется также специфическими особенностями продовольственных потребностей столицы и коренным изменением средств их удовлетворения в условиях формирования цивилизованных рыночных методов работы по поставке продовольствия в город, включая и картофель.

К числу специфических условий обеспечения населения г. Москвы продовольствием, включая и картофель, относятся:

структура потребления продовольствия, связанная с повышенным уровнем доходов населения. По данным обследований домашних хозяйств среднедушевой денежный доход в столице более чем втрое выше, чем в среднем по стране;238

положение города как субъекта Российской Федерации, не располагающего земельными угодьями для производства продукции растениеводства и животноводства, но имеющего развитую базу переработки многих видов сельскохозяйственной продукции;

ограниченные возможности самообеспечения москвичей продовольствием за счет садово-огородных участков и других внерыночных источников поступления продуктов питания.

Все это определяет необходимость создания системы крупномасштабного, хорошо организованного ввоза в г. Москву продовольствия в ассортименте, соответствующем структуре столичного спроса, включая картофель и продукты его переработки.

В результате активной деятельности структур продовольственного комплекса, созданных Правительством столицы, московские потребители в течение последних лет практически бесперебойно обеспечиваются всеми видами продовольственных товаров. Однако в продовольственном обеспечении столицы есть ряд нерешенных проблем. Они связаны прежде всего с ограниченным и нестабильным поступлением продукции отечественного производства, недостаточной ориентацией близлежащих регионов на производство сельскохозяйственной продукции для поставки на продовольственный рынок г. Москвы.

Сложившаяся система поставок сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, несмотря на то, что она основана на согласовании их объемов с субъектами Российской Федерации, в целом не несет характера обязательств. Не полностью используются потенциальные возможности сельского хозяйства Московской области, которое медленно перестраивается с учетом спроса на рынке столицы и неадекватно реагирует на изменившиеся условия реализации продукции АПК. Москва относится к числу городов страны с наиболее высокими розничными ценами на продукты питания, однако значительная часть выручки, полученной от реали-239

зации отечественного продовольствия различным потребителям поступает не товаропроизводителям, а разного рода многочисленным посредникам. Требуют существенного улучшения ассортимент и качество потребляемых в столице пищевых продуктов, повышение стабильности снабжения ими москвичей. Все это обусловливает необходимость разработки комплексной долгосрочной целевой программы по обеспечению населения Москвы продовольствием, включая и такой традиционный продукт питания как картофель.

Потребительский фонд, обеспечивающий бесперебойное потребление картофеля населением столицы, составляет около 800 тыс.т. Поставки картофеля в г. Москву обеспечивают более 25 российских регионов. Однако в последние годы наметилась тенденция снижения доли организованных поставок картофеля, на которые приходилась лишь седьмая часть его объема.

Основным поставщиком картофеля являются хозяйства Московской области. Однако его производство в столичной области малорентабельно, а в большинстве картофелепроизводящих хозяйств, поставляющих его в Москву, даже убыточно. Кроме того, поставщиками картофеля в г. Москву являлись Орловская, Рязанская, Липецкая и Владимирская области, а также Мордовия, Чувашия и Татарстан. Мелкими партиями ввозился картофель из Республики Марий Эл, а также Челябинской, Нижегородской, Самарской областей и Краснодарского края. Резко сократился ввоз картофеля из стран дальнего и ближнего зарубежья. Из стран СНГ картофель завозится в основном из Белоруссии.

Самообеспеченность населения г. Москвы картофелем за счет садово-огородных участков значительно ниже, чем в других крупных городах страны, а основная часть потребляемого москвичами картофеля приобретается не через магазины.240

Снабжение населения г. Москвы картофелем в основном осуществляют предприятия (акционерные общества, унитарные предприятия) 26 оптовых торговых структур, которые располагают помещениями для размещения и хранения картофеля, овощей и фруктов на 915 тыс.т единовременного хранения, в том числе с холодом на 521 тыс.т (57%). Каждое из восьми из этих предприятий имеют емкости более 50 тыс.т. Однако производственные площади хранилищ используются на 25-30%. Объемы реализации картофеля этими предприятиями сократились в 4,7 раза. В столице имеется 1,2 тыс. магазинов, торгующих плодоовощной продукцией, 25 розничных рынков. Ежегодно дается разрешение подмосковным хозяйствам вести самостоятельную торговлю плодоовощной продукцией в 350 отведенных для этого точках города.

При обосновании потребности в картофеле на продовольственные цели учитывалась необходимость полного удовлетворения спроса населения г. Москвы прежде всего за счет хозяйств столичной области и ввоза клубней из других российских регионов. На перспективу уровень потребления населением картофеля определялся с учетом возможных изменений прожиточного минимума и структуры питания москвичей. В расчете на душу населения он может снизиться с 90 до 80 кг, а общая потребность в картофеле уменьшится почти на 10% (табл. 25). При этом возможность потребления раннего картофеля жителями г. Москвы будет составлять 15- 20 кг на душу населения, а потребительский фонд ранней продукции отрасли картофелеводства- 185 тыс.т.

Потребность населения г. Москвы в картофеле может удовлетворяться за счет поставок по городскому заказу примерно на 10%. Поступление остального его объема возможно за счет ввоза продукции самими производителями картофеля и различными коммерческими структурами и посредниками. Ввоз картофеля целесообразно сконцентрировать из более ограниченного количества российских регионов и прежде всего из тех, где241

Таблица 25

Потребность населения г. Москвы в картофеле на перспективу

Показатели Годы

2000 х) 2001 2002 2003 2004 2005

Норма среднедушевого потребления картофеля, кг 90 90 90 90 80 80

Потребность в картофеле -

всего, тыс.т 1031 1029 1026 1024 907 905

в том числе: ранний 207 207 207 207 185 185

х; Оценка.

себестоимость его производства ниже, а качество продукции значительно выше. К ним относятся в первую очередь специализированные картофеле-производящие хозяйства Московской области. Для этого следует определить около 50 специализированных хозяйств с урожайностью клубней не менее 200-250 ц/га при уровне товарности не ниже 50%.

Потенциальная возможность картофелепроизводящих хозяйств столичной области, обеспеченных высококачественным семенным материалом, соответствующей техникой, удобрениями, средствами защиты растений, способна обеспечить до 60% объема городского заказа поставок картофеля. В качестве других регионов-поставщиков клубней могут быть хозяйства Брянской, Тульской, Калужской и Курской областей (табл. 26).

Основные поставки раннего картофеля возможны из Московской, Калужской и Рязанской областей, а в наиболее ранние сроки - из картофелепроизводящих хозяйств Белгородской, Воронежской и Липецкой областей - всего 25,0% от его общего объема.

Для ряда российский регионов, имеющих возможность поставить картофель в значительно больших размерах, чем это определено городским заказом, представится возможность обеспечить их реализацию на оп-242

Таблица 26

Поставки картофеля в г. Москву из субъектов Российской Федерации по городскому заказу, тыслг

Показатели Годы

2000 х) 2001 2002 2003 2004 2005

Поставки картофеля - всего,

тыс.т 102 103 104

в том числе: раннего 22 23 24

из них:

Московская область - всего 56 58 59

в том числе: ранний 6 6 7

Брянская область 10 10 10

Калужская область ^ 9 9 9

Тульская область - всего 5 5 5

Рязанская область - всего 12 12 12

в том числе: ранний 4 4 4

Владимирская область 5 5 5

Липецкая область ^ 2 2 2

Воронежская область хх) 1 1 1

Курская область "^ 1 1 1

; Оценка. "^ Объем городского заказа раннего картофеля.

товых рынках города и по другим организованным каналам сбыта, что будет способствовать более устойчивому и равномерному обеспечению москвичей этой продукцией по доступным для них ценам независимо от сезона года.

Преобразования в инфраструктуре городского рынка картофеля следует направить прежде всего на более полное и целевое использование имеющихся производственных мощностей плодоовощных предприятий. В этих целях необходимо продолжить работу по установлению долговременных связей между поставщиками картофеля и оптовыми предприятиями с постепенным формированием на их базе интегрированных объединений. При этом может быть использован опыт АОЗТ "Красная Пресня" и

105 106 107

25 26 27

60 61 62

8 9 10

10 10 10

9 9 9

5 5 5

12 12 12

4 4 4

5 5 5

2 2 2

1 1 1

1 1 1

243

АО "Малино". Для хранения же поставляемых в г. Москву по городскому заказу картофеля, овощей и плодов достаточно около одной трети имеющихся емкостей в плодоовощных предприятиях.

Рациональная организация поставок в г. Москву картофеля должна обеспечить прежде всего равномерные и стабильные объемы поступлений картофеля как ранних так и поздних сортов. С целью улучшения контроля за качеством клубней необходим переход на прямые связи с регионами поставщиками. При этом совершенствование организации поставок в г. Москву картофеля должно предусматривать:

стабильные объемы организованных поступлений продукции отрасли картофелеводства;

улучшение структуры поставок картофеля в сторону увеличения доли ранней продукции отрасли картофелеводства;

переход преимущественно на прямые связи с регионами поставщиками, что позволит повысить контроль за качеством продукции и сократить затраты на ее транспортировку.

Объем городского заказа формируется Правительством г. Москвы, исходя из суммы финансовых средств, выделяемых на его формирование из городского бюджета, с учетом цены и качества картофеля, расходов на его транспортировку. Под этот объем московскому правительству необходимо заключать Соглашения о долговременном сотрудничестве с российскими регионами, желающими поставлять картофель в столицу и ежегодные контракты на поставку с конкретными поставщиками продукции. Поставщики определяются по критерию минимальной цены поставки за единицу продукции с учетом ее качества и ассортимента, расходов на транспортировку клубней.

Устойчивость обеспечения населения г. Москвы картофелем требует наличия в системе исполнительной власти города специализированного органа управления. Эти функции следует возложить на Департамент про-244

довольственных ресурсов Правительства Москвы и его Управление плодоовощного хозяйства. Для этого в части выполнения городского заказа в обязанности данной структуры должны входить:

налаживание и поддержание устойчивых связей с региональными поставщиками продукции отрасли картофелеводства и контроль за осуществлением поставок картофеля;

установление в рамках городского заказа договорных отношений между предприятиями-поставщиками картофеля, торговли, транспортными организациями и банковскими структурами;

осуществление контроля за товародвижением и ценами на картофель в рамках городского заказа;

разработка и осуществление экономических мер стимулирования и поддержки предприятий, связанных с выполнением городского заказа на поставку картофеля.

Департамент продовольственных ресурсов должен осуществлять мониторинг всего рынка картофеля в г. Москве, который при изменении его конъюнктуры, возникающем дефиците продукции или нецелесообразном колебании оптовых и розничных цен на нее вносят в Правительство Москвы предложения по регулированию столичного рынка картофеля.

Реализация мер, намечаемых такой долгосрочной программой, позволит:

обеспечить гарантированность и устойчивость снабжения населения столицы картофелем за счет отбора наиболее эффективных отечественных его поставщиков, заключения с ними взаимовыгодных долгосрочных договоров;

обеспечить потребление картофеля на душу населения г. Москвы по рациональным нормам, гарантирующим здоровый уровень питания москвичей;245

восстановить роль и место столичной области в обеспечении г. Москвы картофелем в качестве главного поставщика этой продукции;

расширить ассортимент и улучшить качество поступающего в столицу картофеля;

не допускать необоснованного повышения цен на реализуемый в г. Москве картофель, сделать его более доступным для социально малоза-щищенных слоев населения;

обеспечить высокий уровень управляемости городского рынка картофеля, для чего обязательным условием является выработка и реализация единой согласованной политики его развития и регулирования.

Силаева, Лидия Павловна