Становление свободных и специальных экономических зон Казахстана

Первые свободные экономические зоны в Казахстане появились в 1991 году. Правовой основой для формирования СЭЗ в Казахстане стал Закон от 30 ноября 1990 г. № 360-Х11 " О свободных экономических зонах в Казахской ССР" /140/. Во исполнение этого Закона Верховный Совет Республики Казахстан постановлением от 18 июня 1991 года №678-ХП определил порядок образования Жайрем-Атасуйской свободной экономической зоны в Джезказганской области ; от 11 января 1992 г. №1114- XII - Алакульской и Жаркентской свободных экономических зон в Талды-Курганской области и свободной экономической субзоны на базе предприятия "Талдыкурганвнештранс" в Талды-Кургане ; от 30 июня 1992г. №1467 - XII Лисаковской свободной экономической зоны /141-144/. Постановлением №320 от 13 апреля 1992 г. Кабинет Министров Казахстана утвердил "Основные положения о свободных экономических зонах в Республике Казахстан" и соответствующим Указом Президента Республики Казахстан приняты меры по упорядочению деятельности свободных экономических зон /145/. Указом Президента Республики Казахстан №1663 от 18 апреля 1994г. была создана свободная торговая зона "Атакент" на территории бывшей выставки достижений народного хозяйства в г.Алматы.149

По оценке специалистов причиной того, что СЭЗы не смогли оправдать задуманные цели явилось то, что решения об их образовании были приняты без должного анализа экономических возможностей региона, не были разработаны правовой и организационный механизмы их исполнения, администрация зон не получила достаточной самостоятельности в решении финансовых, налоговых и организационных вопросов их функционирования /146, с. 12-13 /.

Между тем в Казахстане продолжался процесс объявления себя одной областью за другой свободной экономической зоной без всякого экономического обоснования. Еще ряд областей ( Атырауская, Восточно-Казахстанская, Карагандинская и Мангистауская ) были объявлены свободными экономическими зонами. Эти области, получили льготы в соответствии с Законом, приобрели полную экономическую самостоятельность, дополнительные государственные средства, возможность вывозить на экспорт основную часть производимой на территории СЭЗ продукции. Из восьми СЭЗ, созданных в республике, четыре -экономически сильные области, обладающие богатыми природными ресурсами и большим экспортным потенциалом.

Первые результаты создания свободных экономических зон показали, что такой подход ставит под угрозу осуществление целей и интересов Казахстана, срывает налаженные хозяйственные связи, поэтому было принято решение об упорядочении деятельности свободных экономических зон и Атырауская, Восточно-Казахстанская, Карагандинская и Мангистауская свободные экономические зоны были отменены /145/.

Дальнейшие исследования показывают, что основной целью создания СЭЗ на территории Казахстана является содействие развитию республики, решение социально-экономических проблем на конкретных участках территории и республики в целом на основе интеграции ее экономики в систему мировых хозяйственных связей и вовлечения в международное разделение труда. В первом законе о СЭЗ /140/ в статье 1 было записано, что СЭЗ создается "в целях привлечения иностранного капитала, прогрессивной зарубежной техно-150

логии и управленческого опыта для ускоренного социально-экономического развития территории страны". В статье 3 Закона 1996 года /25/ указано, что СЭЗ " создаются в целях ускоренного развития регионов для активизации вхождения экономики республики в систему мировых хозяйственных связей, создания высокоэффективных экспортоориентированных производств, освоения выпуска новых видов продукции, привлечения инвестиций, отработки правовых норм рыночных отношений, внедрения современных методов управления и хозяйствования, а также решения социальных проблем". В процессе становления свободных и специальных экономических зон в Республике Казахстан совершенствовалась нормативно-правовая база, которая в конечном итоге дает возможность реализовать свой потенциал в регионах образования СЭЗ ( таблица 32).

Реформирование экономической системы привело в движение рыночные механизмы, что предполагает интеграцию в мировую экономическую систему за счет разнообразных форм торгового и делового сотрудничества. ресторанный консалтинг Цель создания зоны, определенная в Указе, должна обеспечивать развитие экономического потенциала, это и инструмент ускорения регионального развития. СЭЗ оказывает на экономику, как показывает опыт других стран, положительное воздействие и по мнению казахстанских ученых должен сыграть важную роль не только в оживлении отдельных регионов, но и в создании условий для устойчивого экономического роста всей страны /147/. На международной конференции, посвященной проблемам развития свободных экономических зон в Бишкеке (октябрь, 1997г.), свободные экономические зоны рассматривались как точки экономического роста и интеграции стран и регионов /117/.

Отсюда основными задачами, решаемыми специальными экономическими зонами, являются: развитие производства промышленных товаров, привлечение инвестиций, создание дополнительных рабочих мест и обеспечение занятости населения, привлечение новых технологий, управленческого опыта, расширение поставок на внутренний рынок конкурентоспособных товаров и? * ф

Таблица 32

Становление свободных и специальных экономических зон в Каза

Наименование 1990 г. 1991-1994г.

Нормативные документы Закон "О свободных экономических зонах в Казахской ССР" от 30.11.90г. №360-ХП Образование Постановлениями Верховного Совета Республики 5 свободных экономических зон и свободной торговой зоны "Атакент"

Концепция и цели создания зон Создаются в целях привлечения иностранного капитала, прогрессивной зарубежной технологии и управленческого опыта для ускоренного социально-экономического развития территории зоны.

Допускаемые виды зон и критерии отбора территорий Тип зоны не определен Тип зоны не определен

? # *

Льготы и преференции - Освобождение от уплаты налога на прибыль на срок от 2 до 5 лет с момента получения объявленной прибыли

- Освобождение от платы за местные трудовые ресурсы -Освобождение от уплаты налогов на прибыль с товаров, производимых в зоне для реализации на территории Казахстан

Практические результаты Для реализации Закона не были разработаны правовые и организационные механизмы их исполнения СЭЗ образованы без учета анализа экономических возможностей региона. Администрация СЭЗ не получила достаточной самостоятельности в решении финансовых, налоговых и организационных вопросов их функционирования

153

услуг производственного и непроизводственного назначения, создание инфраструктуры для расширения международных экономических связей, подготовка высококвалифицированных кадров.

Выше уже отмечалось, что в соответствии с Указом Президента Республики Казахстан, имеющим силу Закона "О специальных экономических зонах в Республике Казахстан" в Казахстане в 1996 году были образованы Лисаков-ская, Кызылординская, Акмолинская и Жайрем-Атасуйская специальные экономические зоны.

Лисаковская специальная экономическая зона является первой свободной экономической зоной, доказавшей свою жизнеспособность и получившей в 1996 году статус специальной. Зона создана до 2010 года на территории города Лисаковска Костанайской области и занимает площадь 26152 га, население 43 тыс .человек.

Главным условием для развития свободной экономической зоны в Лиса-ковском регионе явились его минерально - сырьевые ресурсы. Прежде всего экономическую основу района составляют действующие горные предприятия, добывающие бурожелезняковые руды (Лисаковский ГОК ), магнетитовые железные руды ( Куржункульский рудник ) и сырье для алюминиевой промышленности ( бокситы Краснооктябрьского бокситового рудоуправления ). В то же время на территории зоны имеется ряд сырьевых ресурсов, которые могут служить основой для привлечения потенциальных инвесторов. Это - запасы сырья для производства строительного и огнеупорного кирпича, керамического и керамзитового производства, строительного и огнеупорного кирпича, керамического и керамзитового производства, строительного и поделочного камня и другие /148, с.ЗЗ/. Кроме этих запасов инвесторов привлекут месторождения региона с наличием в них редкоземельных элементов: галлия, индия, скандия, пятиокиси ванадия и другие.

Однако свободная (а позже специальная) экономическая зона создавалась для условий, когда из-за отсутствия риск консалтинг заказов не может работать Лисаковский154

ГОК и основной целью ставилось создание и развитие альтернативного сектора экономики. Так, в 1993 году объем производства предприятий горнорудной промышленности в общем объеме производства составлял 91,6%, предприятий легкой и пищевой промышленности - 4,9%, прочих отраслей экономики -3,5%. К началу 1998 года произошли значительные структурные изменения : объем производства предприятий горнорудной промышленности составил 31,8%, предприятий легкой и пищевой промышленности - 64,9%, прочих отраслей экономики - 3,3%.

Необходимо также отметить, что транспортное развитие и географическое положение Лисаковска, уровень объектов социальной и производственной инфраструктуры, существование предпринимательских структур достаточны для развития зоны.

Кызылординская специальная экономическая зона образована 8 октября 1996 года на территории областного центра на площади 82,1 тыс.га, численность населения - 190,4 тыс.человек.

Целевая направленность Кызылординской специальной экономической зоны - это ускоренное развитие экономики города и Кызылординской области в целом. Реформирование экономики региона по принципу создания специальной экономической зоны в городе Кызылорда является радикальным средством обеспечения стабилизации, накопления потенциала и интенсивного подъема производительных сил региона /149/.

Акмолинская специальная экономическая зона образована 7 октября 1996 года в пределах административно- территориальной границы города Астаны, численность населения 280 тыс.человек.

Создание Акмолинской специальной экономической зоны обусловлено целями ускоренного развития города как столичного центра путем привлечения финансовых средств отечественных и иностранных инвесторов, использования современных методов хозяйствования в условиях рыночной экономики, применения передовых современных технологий, активизации предпри-155

нимательской деятельности, формирования современной производственной и социальной инфраструктуры.

При этом основными приоритетами экономической программы развития СЭЗ являются: развитие современной базы строительной индустрии, развитие машиностроительного комплекса, развитие рыночной инфраструктуры, строительство объектов жилья, водоснабжение и канализация, энергоснабжение города и его развитие с применением современных технологий по производству и хранению энергии /150, с.81/.

Жайрем-Атасуйская специальная экономическая зона образована 14 ноября 1996 года, расположена ныне на территории Карагандинской области и включает в себя территории города Каражал, поселка Жайрем, поселка Шал-гинский, а также земли запаса Карагандинской области. Общая площадь Жайрем-Атасуйской СЭЗ 12662 кв.км.

Жайрем-Атасуйская СЭЗ является уникальным горнорудным регионом с высокой степенью насыщенности различными полезными ископаемыми, как полностью разведанными с геолого-экономическими оценками, так и находящимися на различных стадиях разведки. На территории СЭЗ расположено более 40 месторождений полезных ископаемых. Наиболее крупные из них месторождения полиметаллических руд, железомарганцевых руд, которые имеют запасы более одного миллиарда тонн. Имеются залежи с большими запасами барита, средние и мелкие запасы белого и цветного мрамора, гранита, поделочных камней, сырья для производства цемента, кирпича, извести, стекла, минеральных красителей.

Разработка крупных месторождений ведется градообразующими предприятиями региона: АООТ "Жайремский ГОК" и АО "Атасуруда". Ряд мелких месторождений разрабатывается предприятиями малого и среднего бизнеса, такими как АО "Алуэт", АОЗТ "Тулпар", филиал ТОО "Айроннедра" и другие. Кроме того, в целях развития региона поставлены задачи по диверсификации156

экономической базы СЭЗ, создания альтернативного сектора экономики, прежде всего за счет малого и среднего бизнеса.

Проведенное исследование показывает, что создание СЭЗ в Казахстане позволяет осуществить проведение экономических реформ в регионах, направленных на развитие производства промышленных товаров, привлечение инвестиций, создание дополнительных рабочих мест и обеспечение занятости населения , расширение поставок на внутренний рынок конкурентоспособных товаров и услуг производственного и непроизводственного назначения.

Ким, Ирина Леонидовна