Государственное регулирование экономики специальных экономических зон
Правовой основой государственного регулирования специальных экономических зон в Республике Казахстан являются Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу Закона "О специальных экономических зонах в Республике Казахстан" /25/ и соответствующие Указы Президента Республики Казахстан об образовании Лисаковской, Кызылординской, Акмолинской, Жайрем-Атасуйской специальных экономических зон /72-75/.
В соответствии с этими Указами предусматриваются и регулируются особые режимы функционирования по финансам, банковской деятельности, налогообложению, таможенному регулированию, государственной регистрации юридических лиц, лицензированию, порядку пребывания иностранных граждан в специальной экономической зоне. Как правило, специальный порядок119
государственного регулирования деятельности в зоне есть не что иное как предоставление льгот различного вида и размера.
Рассмотрим что предусматривается нормативными документами для регулирования экономики в СЭЗ и какие существуют проблемы в практике их реализации.
Финансы. Итак, финансовая деятельность на территории специальных экономических зон предусматривает формирование Административными советами специальных экономических зон финансового фонда или в случае совпадения границы специальной экономической зоны с границей административно-территориальной единицы - бюджета, одновременно являющегося бюджетом административно-территориальной единицы. Так как, Акмолинская, Кызылординская, Лисаковская специальные экономические зоны образованы в границах административно-территориальных единиц, то их бюджеты одновременно являются и бюджетами соответственно городов Акмолы, Кы-зылорды, Лисаковска. В Жайрем-Атасуйской специальной экономической зоне формируется финансовый фонд, так как территория СЭЗ включает в себе территории города Каражал, поселка Жайрем, поселка Шалгинский и земли запаса бывшей Жезказганской области.
В доход финансового фонда или бюджета специальных экономических зон зачисляются общегосударственные и местные налоги и сборы, уплачиваемые юридическими и физическими лицами, местные налоги и сборы, уплачиваемые юридическими и физическими лицами, зарегистрированными на территории СЭЗ в качестве налогоплательщиков. Кроме того, платежи в специальные фонды, предусмотренные действующим законодательством, не могут быть источниками формирования финансового фонда (бюджета).
Исследование показало, что при формировании доходной части финансового фонда (бюджета) специальных экономических зон имеются особенности, обусловленные порядком зачисления налогов в финансовый фонд. Как уже было отмечено выше в условиях СЭЗ все общегосударственные и местные на-120
логи и сборы юридических и физических лиц подлежат зачислению в бюджет зоны, в то время как не в режиме СЭЗ на общих условиях часть доходов и платежей перечисляется в вышестоящий бюджет. Например, налог на добавленную стоимость, налог на операции с ценными бумагами, спецплатежи недропользователей подлежат перечислению в вышестоящий бюджет на общих условиях.
В таблице 26 показано зачисление видов налогов и других платежей в условиях специальных экономических зон и на общих условиях. По Кызылординской СЭЗ такое формирование доходной части бюджета увеличило бюджет зоны в 1997 году почти в два раза по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. Кроме того, объем субвенций для Кызылординской области уменьшился с 70% в 1996 году до 32% в 1997 году. Таблица 26
Особенности формирования доходной части финансового фонда (бюджета) специальных экономических зон
Наименование видов дохода На общих условиях В условиях СЭЗ
1. Подоходный налог с юридических лиц + * предусмотрена льгота
2. Подоходный налог с физических лиц + +
3. Налог на имущество + +
4. Земельный налог + +
5. Налог на операции с ценными бумагами - +
6. Налог на добавленную стоимость - +
7. Акцизы + +
8. Спецплатежи недропользователей (роялти, бонусы, налог на сверхприбыль) - +
9. Сбор за регистрацию физических лиц + +
Ю.Сбор за право занятия отдельными видами деятельности + +
11 .Сбор за регистрацию юридических лиц + +
12.Сбор с аукционных продаж + +
13.Сбор за реализацию товаров на рынках + +
* По подоходному налогу с юридических лиц налогооблагаемый доход в соответствии с Указом Президента РК от 21.12.1995г. № 2703, подлежит обложению налогом по ставке 20%.121
Аналогично, динамика доходов бюджета Лисаковской СЭЗ свидетельствует тоже о постоянном росте объема бюджета. Поступление доходов в бюджет по Лисаковской СЭЗ за 1997 год составило 165%, по Кызылординской СЭЗ -112,6%.
Следует отметить, что взаимоотношения финансового фонда (бюджета) специальной экономической зоны с вышестоящим бюджетом определяются через долговременный стабильный норматив отчислений от общей суммы доходов, поступающих в финансовый фонд (бюджет) специальной экономической зоны. В соответствующих Положениях по каждой специальной экономической зоне были определены конкретные нормативы отчислений и надо отметить, что это способствует развитию не только зоны, но и региона в целом.
Уже первые годы функционирования специальных экономических зон показали, что зоны оказывают более сильное влияние на развитие региона, чем было предусмотрено установленными нормативами и поэтому был повышен долговременный стабильный норматив отчислений для Кызылординской специальной экономической зоны до 40% начиная с января 1998 года, для Лисаковской СЭЗ - до 50% начиная с июля 1998 года (таблица 27). Таблица 27
Нормативы отчислений в вышестоящий бюджет (в %) в 1996-1999 годах
СЭЗ 1996 1997 1998 1999
Акмолинская 40 40 40 40
Жайрем-Атасуйская 10 10 20 30
Кызылординская - 20 40 40
Лисаковская 20 25 30/50 50
Кроме того, государственным регулированием о специальных экономических зонах по финансам предусмотрено, что Административный совет специальной экономической зоны может учреждать целевые финансовые фонды, в том числе фонд экономического и социального развития специальной эконо-122
мической зоны. Такой фонд образован всеми специальными экономическими зонами Республики Казахстан, кроме того, по Акмолинской специальной экономической зоне предусмотрено образование фонда инвестиций, связанного с обустройством новой столицы, по Жайрем-Атасуйской специальной экономической зоне - фонда социальной защиты.
Целевые финансовые фонды специальных экономических зон образуются за счет свободных бюджетных средств, отчислений и сборов неналогового характера, доходов от проведения торгов, зональных лотерей, займов, добровольных взносов и пожертвований юридических и физических лиц, а также иных источников, незапрещенных действующим законодательством.
Здесь следует уточнить порядок определения свободных бюджетных средств. Очень часто под свободными бюджетными средствами понимают свободные остатки бюджетных средств. Согласно бюджетной классификации свободные бизнес планирование проектов остатки бюджетных средств образуются на конец отчетного года, в отличие от них свободные бюджетные средства, как было определено в постановлении Правительства РК, это - разница между общей суммой доходов, поступивших в бюджет СЭЗ, суммой отчислений в вышестоящий бюджет, рассчитанной согласно утвержденным долговременным стабильным нормативам, и ассигнованиями, выделенными на финансирование бюджетных мероприятий /113/. Необходимо отметить, что финансовое регулирование определяет свободные бюджетные средства как один из основных источников образования фонда экономического и социального развития СЭЗ.
Средства фонда экономического и социального развития специальных экономических зон направляются на финансирование мероприятий, предусмотренных программами развития СЭЗ, на создание и расширение мощностей по производству товаров народного потребления и оказание услуг населению, на подготовку кадров и другие цели, обусловленные существованием и развитием СЭЗ. В частности, из фонда экономического и социального развития Кызылординской СЭЗ в 1997 году были направлены денежные средства на123
развитие промышленных предприятий в сумме 58,7 млн.тенге, объектов городского хозяйства, в том числе теплоснабжение и водоснабжение города, реконструкцию и расширение инженерных сетей, благоустройство -162 млн. тенге, кредитование субъектов малого и среднего предпринимательства 41,7 млн.тенге и прочие расходы 28,5 млн.тенге. По Акмолинской специальной экономической зоне в 1998 году из фонда экономического и социального развития были профинансированы реконструкция здания аэровокзала, капитальный ремонт объектов энергообеспечения, реконструкция объектов водоснабжения и канализации, благоустройство набережной и дноуглубление реки Ишим.
Таким образом, особенности формирования финансов позволяют иметь специальным экономическим зонам значительные денежные средства для выполнения социально-экономических программ развития региона.
Налогообложение на территории специальной экономической зоны регулируется и осуществляется в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан, которое предусматривает на хозяйствующие субъекты, зарегистрированные на территории СЭЗ льготный режим налогообложения. Подоходный налог с юридических лиц взимается в размере 20%, в то время как на других территориях, не имеющих режима СЭЗ - в размере 30% (таблица 28). Таблица 28
Особенности налогообложения в условиях специальных экономических зон
в 1996-2000 гг.
Наименование На общих условиях В условиях СЭЗ
Подоходный налог с юридических лиц 30% 20%
Следует отметить, что это - единственная льгота по налогам, предусмотренная в условиях СЭЗ. Она делает режим более привлекательным для потен-124
циальных инвесторов, но этого недостаточно, так как если посмотреть особенности функционирования других свободных экономических зон, то там, как уже было отмечено в первой главе, предоставляется больше льгот.
Кроме льготы по подоходному налогу с юридических лиц в зонах могут предоставляться льготы по Закону РК "О государственной поддержке прямых инвестиций"/112/, предусматривающие для реализации приоритетных инвестиционных проектов льготы и преференции в виде:
- государственных натурных грантов;
- на срок до 5 лет с момента заключения контракта понижение ставки подоходного налога, земельного налога и налога на имущество до 100% основной ставки, а также на последующий период до 5 лет понижение ставки подоходного налога, земельного налога и налога на имущество в пределах не более 50% основной ставки (таблица 29).
Данные льготы предоставляются Государственным комитетом РК по инвестициям, поэтому для специальных экономических зон было бы целесообразно ввести его уполномоченный орган с целью поддержки приоритетных инвестиционных проектов в СЭЗ. Таблица 29
Льготы по налогам для инвесторов по Закону "О государственной поддержке прямых инвестиций"
Наименование налогов До 5 лет На последующий период до 5 лет
Подоходный налог с юридических
лиц Освобождаются 50% от основной ставки
Земельный налог Освобождаются 50% от основной ставки
Налог на имущество Освобождаются 50% от основной ставки
Установленная льгота по подоходному налогу с юридических лиц в размере 20% для специальных экономических зон неконкурентна со льготным режимом, применяемым Законом "О государственной поддержке прямых инвестиций", который более благоприятен для инвесторов в других регионах, чем125
СЭЗ. Поэтому необходимо, чтобы льгота по подоходному налогу не превышала 10-15%.
Учитывая происходящие реформы в финансово-кредитной и налоговой системе Республики Казахстан, а также опыт других стран, добившихся успехов в области действенности налоговой политики СЭЗ (например, США, Китай) становится очевидной необходимость совершенствования налогового режима в СЭЗ и установления больших льгот по налогам в условиях специальных экономических зон.
Таможенное регулирование на территории специальных экономических зон регламентируется соответствующими Указами Президента Республики Казахстан. Территория специальной экономической зоны рассматривается как находящаяся вне таможенной территории Республики Казахстан, на которой действует режим свободной таможенной зоны. Данный режим предусматривает освобождение от таможенных пошлин и налогов и применения мер экономической политики ввозимого оборудования, сырья, материалов, а также других товаров, необходимых для выполнения производственных операций.
При вывозе товары, произведенные или подвергнутые переработке на территории специальной экономической зоны, тоже освобождаются от таможенных пошлин. Построив предприятие в специальной экономической зоне, можно беспошлинно ввозить оборудование и сырье и беспошлинно же вывозить готовую продукцию. Остальные товары при ввозе с территории СЭЗ на остальную территорию РК и вывозе за пределы РК облагаются таможенными пошлинами в зависимости от страны происхождения.
Учитывая, что хозяйствующие субъекты, работающие на территории специальной экономической зоны, имеют еще и налоговые льготы, можно отметить, что режим таможенного оформления СЭЗ стимулирует производство, выпуск экспортоориентированной продукции.
В таблице 30 рассмотрены особенности таможенного регулирования специальных экономических зон на примере некоторых видов товаров при126
ввозе и использовании их для производственных целей.
Таблица 30
Особенности таможенного регулирования специальных экономических зон
Наименование товара на общих основаниях на условиях КСЭЗ
сбор пошлина акциз НДС всего сбор пошлина акциз НДС всего
Спирт этиловый неде-нату-рированный 0,2% 1 экю за 1
л. 3,5
экю
за 1
л. 20% 20,2% + 4,5 экю
за 1 л. 0,2% 0,2%
Бензин 0,2% 5,0% 31 экю за 1 тн. 20% 25,2% + 31 экю за 1 тн. 0,2% 0,2%
Дизельное бизнес планирование ресторана топливо 0,2% 5,0% 6 экю за 1 тн. 20% 25,2%
+ 31
экю
за 1
тн. 0,2% 0,2%
Табачное сырье 0,2% 5,0% - 20% 25,2% 0,2% - - - 0,2%
Лаки, краски, шпаклёвка, мастика и чернила, типографические краски 0,2% 5,0% 20% 25,2% 0,2% 0,2%
Фото- и кинотовары 0,2% 10% - 20% 30,2% 0,2% - - - 0,2%
Древесина и изделия из неё 0,2% 20% 20% 40,2% 0,2% 0,2%
Следует отметить, что специальные экономические зоны имеют принципиальное отличие от свободных таможенных зон и если в последних не предусмотрено освобождение розничной продажи товаров от таможенных по-127
шлин и налогов, то эта норма не может быть приемлемой для специальных экономических зон. Товары народного потребления ввозятся на территорию СЭЗ, как правило, для их реализации населению, поэтому целесообразно освободить розничную продажу товаров в СЭЗ от таможенных пошлин и налогов.
Наличие налоговых и таможенных льгот делает привлекательным климат СЭЗ для потенциальных инвесторов. Например, в Кызылординской СЭЗ уже работают совместные предприятия по добыче нефти и газа и есть конкретные предложения по организации строительства нефтеперерабатывающего завода, производства обуви (Турция), расширению производства мяса кур (Испания), выпуску прохладительных напитков (Израиль) и другие. В Акмолинской СЭЗ созданы совместные предприятия СП "Фудмастер-НС", СП "Баян-Аул", АО "Ырыс", обеспечивающие город молочной и мясной продукцей, прорабатывается вопрос создания совместного предприятия с известной американской фирмой "Джон-Дир" по сборке комбайнов и другие.
Банковская деятельность осуществляется на территории специальных экономических зон в соответствии с банковским законодательством, для иностранных инвесторов предусмотрено право открытия счетов в национальной валюте или иностранной валюте на территории СЭЗ.
Государственная регистрация юридических лиц, а также учетная регистрация филиалов и представительств юридических лиц в соответствии с Указом Президента Республики Казахстан должна производиться уполномоченным органом Министерства юстиции непосредственно на территории специальной экономической зоны. Однако, внесение изменений в статье 13 Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу Закона от 26 января 1996 года № 2823 /114/, значительно ухудшило условия регистрации юридических лиц, особенно регистрацию совместных предприятий с участием иностранного капитала, вынужденных теперь проходить регистрацию только в Министерстве юстиции. Исходя из того, что порядок регистрации юридических лиц128
должен быть упрощенным, необходимо, чтобы хозяйствующие субъекты, организующие совместные предприятия проходили регистрацию непосредственно на территории СЭЗ. В мировой практике регистрацию хозяйствующих субъектов осуществляют органы управления на территории СЭЗ, поэтому целесообразно восстановить регистрацию юридических лиц в соответствии с Указом Президента РК от 26 января 1996 года /25/.
Лицензирование деятельности, осуществляемой хозяйствующими субъектами на территории специальной экономической зоны производится в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан.
Порядок пребывания иностранных граждан в специальной экономической зоне установлен соответствующим законодательством Республики Казахстан и международными соглашениями, участником которых является Республика Казахстан. Для выполнения функции по оформлению въезда, выезда, транзита и пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства и их транспортных средств на территории СЭЗ центральными исполнительными органами создаются отдельные подразделения соответствующих государственных органов. Однако, отсутствие консульских пунктов и агентств на территории отдельных СЭЗ сдерживает оперативное оформление порядка пребывания иностранных граждан.
Порядок государственного регулирования режима специальных экономических зон показан на рисунке 15.
В целом изучение опыта функционирования специальных экономических зон Республики Казахстан показало, что в целях эффективного государственного регулирования экономики специальных экономических зон, обеспечения нормального функционирования, необходимо совершенствование нормативно-правовой базы СЭЗ /115/.
Во-первых, предусмотреть государственную регистрацию юридических лиц, а также учетную регистрацию филиалов и представительств юридических лиц на территории специальной экономической зоны через уполномоченные
Государственное регулирование режима специальной экономической зоны Респу
Государственное регулирование режима специальных экономически
Финансы
1. Формирование финансового фонда (бюджета).
2. Долговременный стабильный норматив отчислений от общей суммы доходов.
3. Образование целевых финансовых фондов (ФЭСР)________________
Налогообложение Льготный механизм налогообложения, а именно: подоходный налог с юридических лиц в размере 20%.
Государственная регистрация юридических лиц Регистрация через уполномоченный орган Министерства юстиции.
Банковская деятельность и ли-
цензирование деятельности хозяйствующих субъектов осуществляются в соответствии с действующими законодательством
Там Режим с ны.
Пребы
Оформлени разделения дарственных
Рисунок 15органы Министерства юстиции Республики Казахстан непосредственно на территории специальной экономической зоны;
Во-вторых, предусмотреть в статье 74 Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу Закона от 20 июля 1995 года №2368 "О таможенном деле в Республике Казахстан" /116/ дополнение о том, что на территории специальных экономических зон, в которых действует режим свободной таможенной зоны, может производиться розничная продажа товаров для внутреннего потребления.
В-третьих, необходимо внесение изменений и дополнений в действующие законодательные акты по расширению полномочий Административных сове тов и увеличению льгот и преференций. Вызвано это тем, что хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность на территории специальной экономической зоны, порой оказываются в менее выгодных условиях, чем находящиеся за ее пределами. Административные советы, призванные решать практически все вопросы, касающиеся деятельности СЭЗ, не имеют соответствующих полномочий. Более того, в специальных экономических зонах других стран для инвесторов обеспечены более привлекательные условия, чем в Казахстане. К примеру, отечественные казахстанские предприниматели предпочитают устанавливать свои взаимоотношения со свободной экономической зоной "Бишкек" ввиду ее большей привлекательности, чем условия СЭЗ Казахстана /117/. Поэтому, необходимо, чтобы хозяйствующие субъекты в специальной экономической зоне имели условия, достаточные для ведения их деятельности.
Внесение дополнений и изменений в соответствующие нормативные акты будет способствовать улучшению регулирования режима функционирования специальных экономических зон и позволит обеспечить ускоренное экономическое развитие данных регионов.
Ким, Ирина Леонидовна