Современное состояние организации нормирования труда и использования трудовых ресурсов сельского хозяйства России

В настоящее время в связи с дестабилизацией экономики, сокращением объемов производства продукции на сельхозпредприятиях значительно ослабилась работа по совершенствованию организации и нормирования труда.

Децентрализация нормативной работы привела к ликвидации нормативных служб (отделов) на предприятиях, а разработка и внедрение технически обоснованных норм труда и научной его организации практически сведена к минимуму. Из-за плохого финансового обеспечения многие отделы и лаборатории отраслевых и всероссийских научно-исследовательских институтов, занимающихся вопросами нормирования сельскохозяйственного труда, прекратили свою деятельность, а в связи с этим значительно сократилась методическая помощь предприятиям в разработке и внедрении научно обоснованных норм труда в производство.

Все это привело к большому разнобою применяемых в идентичных условиях хозяйств норм и нормативов по труду, отсутствию их технико-технологической, организационно-экономической и социально-правовой обоснованности.61

Такое положение в условиях рыночных производственных взаимоотношений порождает противоречия между работодателем и работником.

Кроме того, в последние годы многие предприятия внедряют контрактную систему управления производством, когда трудовые отношения между работодателем и работником регулируются с помощью контракта (договора) индивидуального или коллективного.

В контрактах согласно требованиям КЗОТ должны отражаться условия организации, нормирования и оплаты труда, а также требования обязательного пересмотра норм труда в каждом случае изменения технико-технологических и организационно-экономических условий выполнения работ, независимо от того, по чьей инициативе они произведены - работодателя или работника.

Помимо названных условий необходимо фиксировать условия, в которых будут применяться те или иные виды нормативов, методы контроля качества норм и степень использования рабочего времени, минимальный уровень выполнения норм, производственных заданий, гарантирующий работнику право на получение соответствующей тарифной ставки.

Однако внедрение контрактной системы управления производством сопряжено с трудностями из-за отсутствия необходимой нормативной базы по труду.

Таким образом, на наш взгляд, реформирование ранее действующих систем управления экономикой России повлекло серьезные проблемы и, в частности, в организации нормирования труда.62

В ходе подготовки перехода на рыночные отношения в органах управления сельского хозяйства сложилось мнение, что нормы труда, как таковые, утратили свое значение, поскольку они выполняют лишь функцию регулирования заработной платы. Подобное утверждение опровергается опытом стран с развитой рыночной экономикой, где обоснованно считают, что правильно организовать оплату труда на предприятии невозможно без его основополагающего элемента - нормирования труда, которое позволяет установить соответствие между объемом затрат труда и размером его оплаты в конкретных организационно-технических условиях.

Необходимость нормирования труда вызвано потребностью в постоянной работе по выявлению резервов снижения затрат на производстве, регламентации технологического процесса, определении его трудоемкости, обосновании графиков производства продукции и загрузки оборудования, решении задач гуманизации труда.

В практике хозяйствования России сложились, по меньшей мере, две тенденции. Первая - это фактически состоявшееся обесценивание рабочей силы, приведшее к тому, что заработная плата не может выполнять свои воспроизводственные функции, т.е. обеспечивать работнику условия для нормальной жизнедеятельности

Ослабление регулирующей роли государства привело к углублению межотраслевых диспропорций в заработной плате, резкому падению общественной оценки сельскохозяйственного труда. Если в 1990 году среднемесячная заработная плата в среднем по народному хозяйству была на 2%, а в промышленности на 7% выше, чем в сельском хозяйстве, то теперь этот разрыв63

увеличился, соответственно, до 2,3 и 2,7 раза. Доля оплаты труда в затратах на производство сельскохозяйственной продукции снизилась с 30% в 1992 году до 14%, в то время, как в промышленности она осталась практически неизменной.

Цена рабочей силы в сельском хозяйстве не обеспечивает даже биологического выживания работников. Так, реальная заработная плата за последние (1992 - 1996 годы) снизилась более чем на 60%. В 1997 г. среднемесячная начисленная заработная плата работника сельского хозяйства составила 423 руб. при официальном прожиточном минимуме - 462 руб.

Вторая - это процесс возникновения и углубления неоправданной дифференциации заработной платы. Если в 1992 году соотношение в уровнях заработной платы у 10% работников с наиболее низкой заработной платой и 10% работников с самой высокой заработной платой было 1:6, то в настоящее время это соотношение достигает 1:20.

Тенденции обесценивания рабочей силы свидетельствуют об исчезновении в экономике России обоснованной заработной платы, как экономической категории, о превращении ее в некую социальную выплату работнику, не связанную ни с количеством, ни с качеством труда. В значительной мере этому способствовало уменьшение занятости работников в сельскохозяйственном производстве.

В результате реформирования бизнес план аптечный киоск аграрной экономики коренным образом изменилась структура кадров, занятых в сельскохозяйственном производстве. В 1990 году на государственные предприятия приходилось 49%, колхозы и общественные организации - 41% и частный сектор, функционирующий в форме личного подсобного хозяйства - 10% занятых в отрасли. В 199664

году доля сельскохозяйственных товаропроизводителей, занятых в частном секторе, достигла 48% (таблица 1.3.1).

Таблица 1.3.1 Структура занятых в сельскохозяйственном

производстве в 1996 г.

Наименование хозяйств Тыс. чел. В%

Занято в сельскохозяйственном производстве, ВСЕГО: 9241,1 100%

В том числе:

государственные предприятия, колхозы, общественные организации, предприятия смешанных форм собственности, совместные предприятия 756 8,2

частные предприятия 4437,3 48,0

крестьянские, фермерские хозяйства 899,8 9,7

личные подсобные хозяйства 1900 20,6

И Т.Д. 194 13,5

Уменьшение численности занятых в сельскохозяйственном производстве значительно отстает от темпов падения объемов производства, что свидетельствует о недоиспользовании рабочей силы, снижении эффективности, занятости и о нарастании безработицы в скрытой форме (таблица 1.3.2).65

Таблица 1.3.2

Темпы снижения валовой сельскохозяйственной продукции и численности работников, занятых в сельскохозяйственном производстве (по всем сельскохозяйственным предприятиям РФ)

Показатели 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997

Индексы фактического объема продукции сельского хозяйства

в % к предшествующему году 91,0 82,7 90,9 83,9 84,6 89,9 102,4

в %к 1990 году 91,0 75,3 68,4 57,4 48,6 43,7 44,7

Индексы численности работников, занятых в сельскохозяйственном

производстве

в % к предшествующему году 99,9 91,4 99,2 92,3 91,1 94,3 96,4

в %к 1990 году 99,9 91,3 90,6 83,6 76,1 71,8 69,2

Анализ показал, что при сокращении занятости в сельскохозяйственных предприятиях за 1991-1997 гг. в размерах, равных темпам падения производства, в 1997 году численность работников сельскохозяйственных предприятий составила бы 3891,4 тыс. чел. против фактических 6022,8 тыс. Это свидетельствует о необоснованном увеличении трудоемкости продукции. Все это связано с тем, что высвобождение работников сдерживается и требованием выполнения минимально необходимых организационных и производственно-технологических функций (хотя и при пониженных нагрузках) для поддержания производства,

Неэффективная занятость сопровождается недоиспользованием рабочего времени и квалификации работников а, следовательно, потерями трудового потенциала и снижением производительности общественного труда.66

В 1997 г. динамика условно избыточной рабочей силы сложилась следующим образом (таблица 1.3.3).

Таблица 1.3.3

Динамика условно избыточной рабочей силы, тыс. чел.

Годы 1992 1993 1994 1995 1996 1997

Количество рабочей силы, тыс. чел. 1394,1 1928;5 2281,5 2396,8 2443,0 2131,3

О неиспользовании рабочей силы, занятой в сельском хозяйстве, свидетельствует и снижение фонда отработанного рабочего времени в среднем на работника с 2228 чел-ч. в 1991 г. до 1866 чел-ч. в 1997 г. (на 16%).

В то же время сохранение в сфере сельского хозяйства накопленного трудового потенциала создает возможность восстановления и наращивания объемов производства при улучшении социально-экономических условий функционирования аграрного сектора и конъюнктуры на отечественном рынке продовольствия.

Таким образом, в настоящее время уровень использования рабочей силы и организации нормирования труда в сельском хозяйстве находится в худшем состоянии, чем при централизованном планировании и регулировании, разработки и внедрении технически обоснованных норм труда и применении их на сельскохозяйственных предприятиях.

Уровень применения технически обоснованных норм выработки на механизированные полевые, тракторно-транспортные работы составлял 86%, а в животноводстве - 73%.

На практике до перехода к рыночной экономике вопросы оплаты и тарификации труда решались в комплексе с исследованиями по нормированию труда, которые утверждались и согла-67

совывались централизованно вышестоящими государственными и профсоюзными организациями.

Технически обоснованные нормы труда, на основе которых формировались типовые сборники норм труда, разрабатывались нормативно-исследовательскими организациями совместно с лабораториями по научной организации и нормированию труда, научно-исследовательскими институтами на основе проведенных массовых фотохронометражных наблюдений за исполнителями непосредственно в поле, на фермах и др. производственных объектах. Они отражали объективные и достоверные затраты труда в зависимости от природных и производственных условий и других нормообразующих факторов.

В условиях хозяйств нормы труда корректировались с учетом типовых нормативов и требований научной организации труда и могли быть изменены в зависимости от конкретных условий производства.

С переходом на рыночные отношения многие руководящие работники стали отвергать целесообразность нормирования труда. Имели место случаи, когда хозяйства полностью ликвидировали экономическую службу по нормированию труда. Положение усугубляется тем, что отказ от административно-командных методов управления не бизнес план аренда сопровождается поиском действенных решений, которые бы заинтересовали хозяйства и предприятия в совершенствовании организации и нормировании труда.

Согласно нашим исследованиям, проводимым в более 402 хозяйствах разных зон Российской Федерации, установлено, что хозяйства крайне неудовлетворительно обеспечены сборниками норм труда, в среднем всего лишь на 63%.68

В среднем на хозяйство требуется около 20 сборников норм труда, в том числе для работников растениеводства - 6, животноводства - 4, ремонтных служб -6 и остальные для других подразделений, служб, отдельных профессий.

Степень обеспеченности отдельных экономических районов типовыми сборниками норм труда отражены в таблице 1.3.4.

Таблица 1.3.4

Обеспеченность сельскохозяйственных предприятий различных регионов России сборниками норм труда,

1997-1998 г.г.

№ п/п Наименование экономических районов Кол-во Хоз-в Количество сборников норм труда (штук) %

Обес-пе-чен-

ности

Имеется в наличии Требуется дополнительно Требуется

всего с имеющимися

1. Центрально-Нечерноземный 77 1011 529 1540 65

2. Поволжский 78 1323 237 1560 85

3. Западно-Сибирский 120 694 1706 2400 29

4. Восточно-Сибирский 54 914 166 1080 85

5. Дальневосточный 73 1104 356 1460 75

ИТОГО: 402 5046 2994 8040 63

В настоящее время товаропроизводителям Министерства сельского хозяйства и продовольствия требуется как минимум более 630 тысяч сборников по труду (из расчета по одному комплекту сборников на предприятие).

По состоянию на 1 января 1997 года при Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации69

функционирует государственное учреждение - Центральная нормативно-исследовательская станция (Роснисагропром) с 10 зональными филиалами и 61 территориальным отделом по нормированию труда (ТОНТ), расположенными в республиках, краях и областях.

Учитывая, что хозяйства неудовлетворительно обеспечены сборниками по труду , Роснисагропром разработал и издал комплект сборников пооперационных и укрупненных нормативов времени и норм выработки (обслуживания), нормативы численности по различным видам сельскохозяйственной деятельности, подсобным цехам и производствам, применение которых позволит оптимизировать трудовые процессы, снизить технологическую трудоемкость, стабилизировать производство.

За период своей деятельности Роснисагропром подготовил и издал 204 сборника норм труда. Особенно активизировалась эта работа за последние пять лет.

За этот период нами было издано более 30 сборников типовых норм выработки, времени и обслуживания.

Следует отметить, как отрицательное явление, тот факт, что на издание и переиздание сборников не хватает средств и в этой связи некоторые разработанные сборники не выходят в свет по несколько лет.

В настоящее время для издания только одного сборника на механизированные работы в объеме 36 усл.п.л. тиражом 10 тыс. экз. потребуется 150 тыс. руб., а всего, чтобы удовлетворить заявки хозяйств и предприятий - в пределах 400-500 тыс. руб. В этой связи Министерство труда и социального развития обозначило необходимость дальнейшего совершенствования нормирования труда Постановлением от 18.02.98 г. № 275 - ЕК " Об уси-70

лении роли Минсельхозпрода России по разработке обоснованных норм трудовых затрат".

В Постановлении указывается, что "Отсутствие на рабочем месте технически обоснованных норм рассматривать как нарушение трудового Законодательства со стороны работодателя, подлежащее санкционированию в порядке, установленном законодательством" .

В соответствии с новыми требованиями вопросы нормирования труда должны включаться в коллективный договор и соглашение всех уровней социального партнерства.

В Постановлении отмечается, что при проведении работы по реализации "Генеральной схемы создания и сохранения рабочих мест на 1996-2000 гг. и на период до 2005 года" определение количества необходимых рабочих мест возможно лишь при наличии технически обоснованных норм труда.

Кроме того, в настоящее время разработаны основные направления концепции реформирования заработной платы, где указывается одно из требований - использование обоснованных норм трудовых затрат (трудовых обязанностей работников).

Технически обоснованные нормы труда требуются также для новых хозяйственных образований - машинно-технологических станций.

В ходе дальнейшего реформирования экономики должно быть обеспечено нормирование труда более высокого качества, чем это было в прежней экономической модели.

В связи с новыми условиями функционирования нормативной службы России на Росниеагропром, его зональные и территориальные отделы возлагаются новые обязанности и требования к разработке более совершенных методических подходов71

к нормированию трудовых процессов, определению технологической трудоемкости производства продукции, организации и планированию рабочих мест, формированию численного и профессионального состава трудовых коллективов, оценке и оплате их труда. В этой связи меняются задачи, функции и требования к основным направлениям деятельности нормативно-исследовательских организаций, совершенствованию их организационной структуры, специализации, взаимосвязям с сельскохозяйственными предприятиями различных форм собственности. Исследованиям данных вопросов посвящены следующие главы диссертационной работы.

Попов, Владимир Константинович