Резервы развития рыбопромышленного комплекса Камчатской области на долгосрочную перспективу

На основании результатов анализа, проведенного в 3.1 мы предлагаем выделить следующие группы резервов развития предприятий рыбопромышленного комплекса Камчатской области на долгосрочную137

перспективу: государственные, региональные, отраслевые, непосредственно резервы предприятий.

Рассмотрение резервов развития необходимо начать с анализа общегосударственных резервов. Поспешное ослабление роли и участия государства в деятельности рыбопромышленного комплекса России в период его перехода на рыночные отношения привело к негативным последствиям, выразившимся в снижении объемов добычи рыбы и других морепродуктов, особенно в открытой части мирового океана и исключительной экономической зоне других стран, падении объемов производства товарной продукции, убыточности большинства предприятий, резком снижении объема инвестиций (российских и иностранных), направляемых на финансирование проектов развития отрасли, увеличении размеров дебиторской и кредиторской задолженности предприятий, особенно в 1997 - 1999 годах, возникновении значительного числа посреднических структур, что стимулировало увеличение розничных цен на рыбные товары и соответственно сокращало спрос на них на внутреннем рынке России; резком увеличении заказов на продукцию и услуги иностранным фирмам при одновременном сокращении взаимодействия с российскими предприятиями. Реализация общегосударственных резервов развития позволит усилить государственное управление в целях неистощимого и устойчивого использования сырьевой базы и освоения всех рыбопромысловых запасов, в том числе потенциальных, исключения браконьерства, активизировать инвестиционный и инновационный процессы, сократить излишние промысловые мощности и достигнуть баланса флота на промыслах России, создать нормативно-правовую базу, соответствующую целям устойчивого развития предприятий отрасли. Наиболее значимые государственные резервы развития предприятий рыбопромышленного комплекса, по нашему мнению, можно сгруппировать по типам предполагаемых к реализации мероприятий: системы управления (законодательные и административные), информационные.138

В числе законодательных общегосударственных резервов развития мы предлагаем реализацию следующих мероприятий:

совершенствование правого обеспечения рыболовства, воспроизводства и охраны водных биоресурсов путем введения в действие законов о рыболовстве, об организации природопользования в исключительной экономической зоне, на шельфе, во внутренних морских водах, территориальных морях и прилегающих зонах на Дальнем Востоке. Закон должен утвердить специфичные роль и место прилегающей к Дальнему Востоку России зоны Тихого океана, ее геополитическое и геоэкономическое значение в развитии Российской Федерации;

конкретизация значения Конституционных положений о праве населения прибрежных регионов на использование природных ресурсов, с установлением приоритетов тех районов (субъектов Федерации), которые непосредственно образуют побережье морских зон хозяйственного освоения, с учетом экономических потребностей субъекта Федерации, определяемых сложившейся структурой регионального хозяйства, а также стратегическими задачами развития; утвердить эффективную систему управления природопользованием в морских акваториях, основанную на сочетании общегосударственного подхода к рациональной организации

природопользовательских процессов с долговременной экономической и социальной заинтересованностью субъектов Федерации (регионов) и экономических субъектов в сохранении и рациональном использовании природно-ресурсного потенциала и природной среды его воспроизводства;

приведение положений подзаконных актов в соответствие с действующими федеральными законами "О континентальном шельфе", "О животном мире", "Об исключительной экономической зоне" и т.д.;

отмена аукционной формы распределения квот на вылов биоресурсов, проведение зонирования участков лова, определение их экономической ценности, ранжирование и разработка механизма рентных отношений, который139

предусматривает закрепление биоресурсов анадромных видов за предприятием на долгосрочной основе;

формирование государственной политики в отрасли в области обновления рыбопромыслового флота, создание механизма обеспечивающего потребности отрасли в инвестиционных ресурсах путем направления доходов от продажи биоресурсов на цели инвестирования в развитие предприятий регионов рыбопромышленной ориентации.

В качестве общегосударственных резервов развития мы предлагаем следующие административные мероприятия:

своевременное внесение изменений в Правила рыболовства, недопущение пересмотра условий .промысла на предстоящий год непосредственно перед его началом при фактическом горизонте планирования работ предприятиями 6 месяцев (так приказом № 419 от 24.12.01г. были внесены изменения и дополнения в Правила рыболовства, которые вступили в силу с 1.01.02г., в 2002 году подписан аналогичный документ за номером 467 от 11.12.02г.);

в соответствии с долгосрочными задачами Морской доктрины введение государственного мониторинга вылова гидробионтов и увеличение комплексности ресурсных исследований, а также модернизация и создание НИСов нового поколения ;

строительство за счет средств федерального бюджета судов государственной собственности: научно-исследовательских, спасательных, учебных;

ускорение процесса согласования ОДУ, определение даты подписания комитетом по рыболовству России приказа о распределении промышленных квот на вылов биоресурсов на предстоящий год таким образом, чтобы каждое предприятие заблаговременно, за 6 месяцев до начала года могло

спланировать производственную деятельность и заключить договора на поставку продукции (на 2003 год приказ о распределении промышленных квот140

датирован 10.01.2003г., что автоматически привело к простою судов и убыткам судовладельцев);

создание жизнеспособных производственных, вспомогательных и финансовых структур в отрасли путем создания государственных унитарных предприятий (добыча и переработка особо ценных биоресурсов; реализации квот на вылов российскими и иностранными компаниями в экономической зоне России; эксплуатации судов на условиях лизинга; трастовом (доверительном) управлении рыбопромышленными предприятиями, объявленными решением суда банкротами; эксплуатации крупнотоннажных судов в открытых районах мирового океана, Антарктики, ЮВТО и в 200-мильных зонах иностранных государств);

организация современных типов крупных рыбопромышленных комплексов с государственным участием (финансово-промышленные группы, корпорации, холдингов, ассоциаций) первоочередное распределение между ними промышленных квот;

разработка механизма поддержки развития малого и среднего предпринимательства, связанного с развитием промышленного рыболовства и товарного рыбоводства в прибрежных районах, с производством и переработкой объектов марикультуры; - ужесточение контроля сроков эксплуатации судов;

учреждение российской лизинговой компании по организации строительства рыбопромысловых судов на российских верфях в соответствии с Федеральным законом о лизинге, предоставление государственных гарантий лизинговым компаниям и кредиторам строительства судов;

последовательное сокращение ввоза в страну тех рыбопродуктов, производство которых может быть обеспечено в России;

налоговое поощрение активных инвестиций в технологический потенциал предприятий;

упрощение процедур по сокращению сроков и снижению стоимости услуг таможенного и санитарного контроля в пунктах пропуска судов141'

рыбопромыслового флота через государственную границу РФ, в морских портах, тем самым создание благоприятных условий судовладельцам в портах с целью стимулирования заходов судов для проведения ремонтов, бункеровок и т.д.;

создание экономических механизмов регулирования

природопользования и охраны окружающей среды, установление пределов ответственности за экологические результаты хозяйственной деятельности, ужесточение экономической ответственности за нанесение ущерба окружающей среде путем компенсации затрат по восстановлению качества воды источника до принятого эталона "чистой" воды и восстановлению рыбного потенциала с учетом отрицательного воздействия загрязнения (устранимо оно или нет), длительности периода восстановления.

ужесточение контроля за нарушением правил рыболовства. В условиях ослабления контроля и управляемости рыболовством на промысле возросли выбросы мелкой рыбы, усилилось браконьерство и произошло разрушение достоверной статистической отчетности о результатах промысла. Потери в результате сокрытия неучтенных объемов вылова рыбы, завышения стоимости, ведения двойной бухгалтерии, реализации продукции с судна на судно без таможенного оформления составляет более 300 млн. долларов США ежегодно. Установлено, что фактическая предоплата инофирмами рыбопродукции на условиях кредитования увеличивает ее себестоимость на 5-10%. Информационные общегосударственные резервы развития представляют собой создание объективной государственной информационной системы о состоянии запасов и среды обитания, о фактических условиях промысла и использования водных биоресурсов, о функционировании производственных, региональных и финансовых структур отрасли; организацию постоянного мониторинга отечественного рынка рыбопродукции и оценка продовольственной безопасности России в разрезе базовых его составляющих.

Осуществление законодательных, административных мероприятий направленных на активизацию инвестиционной и инновационной142

деятельности, обновление и модернизацию основных фондов найдет свое выражение в повышении индекса инвестиций предприятий. Административные мероприятий по упорядочению контроля за деятельностью предприятий и информационные общегосударственные резервы будут способствовать снижению издержек в долгосрочной перспективе и тем самым - росту показателя превышения рентабельности собственного капитала над безрисковой ставкой.

Использование общегосударственных управленческих и

информационных резервов развития и внешних связей в совокупности с реализацией региональных и отраслевых резервов позволит создать благоприятные внешние условия для выхода предприятий отрасли из депрессивного состояния и перехода на устойчивое развитие.

Проведенные нами исследования экономики рыбопромышленного комплекса Камчатской области позволили сделать вывод о необходимости внедрения стратегического управления рыбопромышленным комплексом в системе экономики региона, что предполагает углубленное развитие его как кластера, т.е. системы взаимосвязанных предприятий рыбодобычи, переработки, а также других вспомогательных и обслуживающих предприятий, выделение рыбопромышленного комплекса в качестве приоритетного в структуре экономики и разработка соответствующих мер поддержки на уровне региона. Устойчивому развитию предприятий комплекса будет способствовать система региональных резервов развития, в числе которых:

совершенствование региональной нормативно-правовой базы в части утверждения областной инновационной Программы, определяющей принципы, цели, задачи, методы и основные направления инновационной политики в Камчатской области, методы стимулирования научно-прикладных исследований, внедрение прорывных высокопроизводительных и природосберегающих технологий, опытно-промышленных разработок с общей стратегической задачей ускорить внедрение в экономику Камчатской области высокоэффективных достижений научно-технического прогресса и ее143

выведение из состояния сырьедобывающего придатка развитых регионов на уровень передовых технологий в первую очередь в рыбной промышленности; принятия закона Камчатской области "О природопользовании в Камчатской области", положения которого должны содержать общую правовую характеристику особенностей природопользования в Камчатской области, закрепить приоритеты отраслевого и межотраслевого использования природных ресурсов с целью обеспечения исторически длительного устойчивого социально-экономически эффективного и экологически обоснованного использования природно-ресурсного потенциала Камчатки и прилегающих морей, утвердить на обозримый период приоритет рационального использования самовозобновляющихся биологических и в первую очередь водных биологических ресурсов региона, как занимающих особо значительное место в продовольственном балансе России и человечества, в развитии экономики Камчатской области, в создании экономических стимулов к сохранению биоразнообразия и формированию "устойчивого развития" в регионе в целом, в Северо-Западной зоне Тихого океана и прилегающей части Северо-Востока Азии; закрепить принципы и методы создания и развития охраняемых и особо охраняемых природных территорий и акваторий в Камчатской области как единой системы рационально и эффективно функционирующих природоохранных зон, обеспечивающих сохранение уникальных и эталонных природных комплексов, естественное экологическое состояние природной среды в регионе в целом, возможность экономически эффективно и экологически обоснованно использовать природно-ресурсный потенциал для социально-экономического развития страны и Камчатской области; определить принципы, цели, задачи, механизмы управления природопользованием в Камчатской области и на прилегающих акваториях с рациональной координацией прав, обязанностей и ответственности между ведомствами в общей системе управления природопользованием. Положения принимаемых нормативных документов,144

изменения, вносимые в действующие нормативные акты должны подаваться пакетом документов, взаимноувязанных по содержанию, методам, срокам;

формирование региональной политики в области развития предприятий комплекса в кратко-, средне- и долгосрочной перспективе;

маркетинг региона, способствующий повышению инвестиционной активности в регионе, улучшению инвестиционного климата, тем самым способствующий притоку инвестиций как в основные, вспомогательные и обслуживающие подотрасли комплекса, так и в инфраструктуру региона (развитие транспортной сети, банковской системы, создание мощностей по изготовлению товаров народного потребления, расширенное воспроизводство материальной базы социальной сферы,). Для создания привлекательного имиджа Камчатки в сфере иностранных инвестиций необходимо информировать потенциальных инвесторов об имеющихся в регионе инвестиционных возможностях на основе проведения рекламно-информационных кампаний в СМИ, организации и участия в инвестиционных выставках, конференциях и т.д.;

- организация рыбных аукционов в Петропавловске-Камчатском, которые имели бы законодательную основу, обязывающую и заинтересовывающую промысловиков доставлять продукцию на берег, а также в этом случае обеспечивается гарантированный контроль качества и безопасности рыбопродукции;

создание региональных объединений: специализированных ассоциаций, вертикально - структурированных холдингов от добычи - до реализации), кооперативных структур из основных градообразующих рыбодобывающих предприятий (т.е. региональных систем управления по видам и способам лова), которые бы совместно с администрацией участвовали в комплексном решении проблем рыболовства и были заинтересованы, с одной стороны в устойчивом рыболовстве, а с другой - в полном и эффективном использовании добываемого сырья. Такое привлечение позволит решать многие проблемы сегодняшнего дня: избыточный флот и огромный перерасход средств на145

промыслах, контроль на промыслах через выделение судам, допускаемым на промысел, квот в соответствии с их производственными возможностями, и, наконец, реализацию добытой продукций в России и за рубежом с возвратом в ;

развитие прибрежного рыболовства. "Прибрежное рыболовство - рыбохозяйственная деятельность, по эколого-экономически согласованному освоению (добыче) водных биологических ресурсов прибрежной 50-мильной зоны, полному и экономически эффективному использованию (береговой переработке и потреблению) изъятых биоресурсов с целью обеспечения рационального природопользования, устойчивого экономического и социального развития побережья" . Высокая степень видового разнообразия и сложная структура биоценозов прибрежной зоны определяют сравнительно невысокую величину биомассы промысловых гидробионтов и сложную структуру уловов. По данной причине эти ресурсы до недавнего времени не представляли интереса для дальневосточных рыбаков. Кроме того, эти объекты остаются мало изученными с позиций оценки их пищевой, технической и биологической ценности. Успешная работа прибрежного комплекса позволит решить многие социально-экономические проблемы региона, такие как создание новых предприятий и рабочих мест, обеспечение загрузки уже существующих мощностей, закрепление населения в местах проживания, обеспечение достойной оплаты труда, осуществление региональных социальных программ за счет увеличения налоговых отчислений и т. д. Развитие прибрежного рыболовства - общая тенденция мирового рыболовства, позволяющая снизить затраты на ведение промысла, расширить число используемых объектов рыболовства, а также ассортимент и качество выпускаемой продукции, повысить коэффициент использования сырья, внедрить безотходные технологии. Вовлечение в рыболовство разнообразных ресурсов прибрежной зоны, многие из которых являются дорогостоящими, позволит значительно поднять экономические показатели рыбного хозяйства в целом и регионов в частности. Рыбные запасы прибрежья Камчатки позволяют146

изымать 164-323 тыс. т (в среднем 244). Здесь немалые возможности имеет промысел лососей, камбал, наваги, трески и многих других рыб любыми разрешенными орудиями лова (тралами, ярусами, неводами, ловушками). Особо следует подчеркнуть очевидное недоиспользование запасов ценных в пищевом отношении рыб (трески, камбалы, наваги и ряд других), брюхоногих, двухстворчатых и головоногих моллюсков, водорослей и трав. Широкое вовлечение их в сферу рыболовства позволило бы гораздо больше вылавливать и сопутствующие ценные виды - палтусов, окуней и др. Среди промысловых беспозвоночных, вылов которых возможен в пределах 12 - 18,5 тыс. т (в среднем 15), резко выделяются запасы крабов. Кроме них, можно промышлять креветок, трубачей, иглокожих и морских млекопитающих. Возможный вылов гидробионтов в прибрежных водах Камчатки оценивается в 176 - 342 тыс. т (в среднем 259) . Развитие прибрежного рыболовства в соответствии с разработанной ВНИРО концепцией обеспечит:

1) стабилизацию и развитие социально-экономической инфраструктуры приморских регионов, выведение их из разряда дотационных и прекращение оттока населения;

2) заселение и развитие отдельных приморских территорий и закрепление здесь геополитического присутствия России;

3) "разворот" потоков рыбопродукции на российскую территорию;

4) безопасность страны в области продовольствия, медицинских препаратов, кормовой и технической продукции;

5) внутренний рынок России качественной рыбопродукцией в соответствии с медицински обоснованными нормами потребления и по социально-доступным ценам;

6) развитие смежных отраслей производства и экономики: судостроения, рыбопереработки, транспорта, торговли, туризма, марикультуры т.д.;

7) увеличение разведанных запасов водных биоресурсов и повышение их суммарного вылова;147

8) легализацию большей части уловов, сокращение масштабов браконьерства и наносимого им ущерба; сохранение российских водных биоресурсов в долговременной перспективе;

9) приведение в соответвие результатов деятельности хозяйствующих субъектов рыбодобывающей отрасли с налоговыми ожиданиями государства;

10) получение достоверной статистической информации и повышение точности прогнозирования уловов для многих объектов промысла. [78, стр. 73]

создание промышленных хозяйств марикультуры на акваториях бухт восточного побережья Камчатки, разработка и принятие пакетов нормативных документов, регламентирующих этот процесс. Развитие на Камчатке марикультуры в части культивирования бурых водорослей, моллюсков и выращивания в садках лососевых, тресковых видов рыб позволит иметь стабильную загрузку производственных мощностей и возможность организовать производство из водорослей, рыбы, морепродуктов пищевой охлажденной, мороженной, сушеной продукции; сушеного корма для животных; продукцию глубокой переработки - биологически активные добавки, для пищевой, медицинской, косметической промышленности. К преимуществам марикультуры относятся: сравнительно достаточная обеспеченность морскими водными ресурсами и естественными кормами при "пастбищном" выращивании гидробионтов, возможность широкого выбора объектов культивирования, приближенность производства (марихозяйств) к местам потребления, реализация продуктов в основном в свежем виде. При этом продукция марикультуры используется обычно как деликатесы или ценное сырье. В ней (в первую очередь, это касается водорослей и моллюсков) нуждаются такие отрасли хозяйства, как текстильная, кондитерская, медицинская, животноводство и птицеводство. Таким образом, развитие этого направления использования природных ресурсов позволяет не только получать148

дополнительную рыбную продукцию, но и восполнять биологические ресурсы морей.

разработка системы мероприятий, обеспечивающих восстановление информационных связей рыбопромышленных предприятий региона и частично компенсирующих снижение информационной роли головных НИИ отрасли, прежде являющихся основным источником информации, включающая организацию системы мероприятий, направленных на содействие информационному обмену в области передовых технологий (постоянно действующих семинаров по профильным для Камчатского региона научно-инновационным направлениям с привлечением специалистов из других регионов, выставок, ярмарок); развитие системы предприятий, специализирующихся на технологическом трансферте, учредителями которых могли бы стать органы регионального управления. С целью существенного расширения информационно-правового обеспечения предприятий рыбохозяйственного комплекса Камчатской области бизнес логика консалтинг можно предложить создание в системе ИНТЕРНЕТ административного сервера - Сайта Департамента рыбного хозяйства администрации Камчатской области. Основные задачи сервера - ликвидация информационного дефицита на рынке рыбопродукции, транспортных, судоремонтных услуг Камчатской области среди субъектов рыбной отрасли, укрепление их связей с администрацией области, систематизация и использование информации в решении вопросов развития рыбного хозяйства. На Сайт может поступать информация непосредственно от администрации области, Государственного комитета по рыболовству РФ, предприятий судостроения и судоремонта, рыбного и морского портов, агентирующих и транспортных организаций, рыбодобывающих и рыбоперерабатывающих предприятий, предлагающих свои товары для реализации, предложения потенциальных покупателей, а также правовые акты администрации Камчатской области, Госкомрыболовства, Таможенного комитета РФ, нормативная документация по правилам рыболовства, техники безопасности, итогах заседаний областного149

рыбохозяйственного совета, решения комиссии администрации области по ресурсам, перечень инновационных и инвестиционных проектов, предлагаемых к внедрению на территории области. Постоянный доступ информации позволит предприятиям своевременно и быстро реагировать на изменения в законодательстве, ситуации на рынке. Проведение электронных конференций будет способствовать оперативному решению многих проблем отрасли на уровне региона, обмену опытом.

создание объектов и средств, предотвращающих или снижающих до нормативно допустимого уровня отрицательные воздействия на здоровье людей и на экономическую эффективность производства некомплексного использования природных ресурсов, загрязнения окружающей среды (вода, воздух, земля);

- наличие незанятого квалифицированного персонала на рынке труда области.

Использование региональных резервов направлено на повышение сразу нескольких показателей, характеризующих устойчивое развитие предприятий комплекса. Реализация законодательных и административных мероприятий, информационных резервов будут способствовать улучшению

инвестиционного климата региона, снижению инвестиционного риска, и как следствие, росту индекса инвестиций предприятий. Использование сырьевых региональных резервов позволит, в первую очередь, увеличить объемы и расширить ассортимент выпускаемой продукции, что найдет отражение в росте показателя индекса доли рынка.

Развитие предприятий рыбной отрасли бесперспективно рассматривать без учета достижений фундаментальной науки и техники, изменений сырьевой базы, а также экологической безопасности и экономической целесообразности процессов обработки. Использование отраслевых резервов позволяет наиболее полно реализовать потенциал управления рыбопромышленным комплексом, отраслевой науки. .

К отраслевым резервам развития можно отнести:150

возможности сотрудничества научных подразделений с крупными, устойчиво работающими предприятиями. Такое сотрудничество позволило разработать современную методологию изучения рыбных запасов и научного сопровождения промысла, основанную на современных дистанционных (спутниковых и авиационных) методах изучения ТПО и уровня моря, распределения скоплений рыб, модельных прогнозов промысловой обстановки с учетом динамики атмосферы и структуры течений. На этой основе составляются рекомендации по расстановке флота. В результате суточные выловы судов по разработанным рекомендациям возрастают в 1,5-1,8 раза, что в свою очередь сокращает время нахождения судов на промысле и способствует снижению затрат судовладельцев за счет сокращения простоев и повышения интенсивности работы персонала .

разработку специалистами Госкомрыболовства России комплекта нормативно-технической документации в соответствие с системой сертификации, принятой для стран - членов ВТО, который заменит собой обязательные ГОСТы. Называться эти документы будут техническими регламентами отражающими требования к рыбной продукции от вылова до потребления готовой продукции ;

возобновление океанического рыболовства в открытых водах тихоокеанского бассейна. Объектами отечественного промысла могут быть в основном только малоиспользуемые или недоиспользуемые гидробионты: кальмары, отдельные виды тунцов, криль. Совокупный ежегодный сырьевой резерв отрасли оценивается не менее 800 тыс. т. ставриды и в меньших количествах скумбрии и сардины. Реализация этого наиболее значимого сырьевого отраслевого резерва сопряжена с рядом серьезных проблем. Во-первых, отсутствие информации о состоянии и перспективах рынков сбыта рыбных товаров из указанных районов. Открытым остается вопрос о возможной реакции внешнего рынка на массовое поступление рыбных товаров с отечественных судов. Промысел в открытой части ЮВТО151

предполагает использование крупных и больших добывающих судов, которым сегодня присущ большой физический износ, неудовлетворительным является их технический уровень, большинство не отвечает современным требованиям, необходимым для работы в открытых районах Мирового океана. Результаты предварительной оценки экономической эффективности работы отечественных траулеров, проведенной во ВНИЭРХе, показали убыточность экспедиционной формы организации промысла. Только при очень высоких и стабильных суточных нагрузках возможна эффективная работа этих судов. Такие нагрузки, если и достигались в 80-е годы, то только при наличии хорошо налаженной поисковой разведки и при постоянно проводившихся научных исследованиях водных биоресурсов. В 90-е годы подобные исследования были прекращены. Возобновление масштабного промысла (с постепенным доведением объема вылова ставриды до 600-800 тыс. т), по мнению специалистов ВНИЭРХ, возможно только при создании новых типов добывающих судов с основными характеристиками, близкими к супертраулерам "нидерландского типа", обладающих высокой суточной производительностью (не менее 150-200 т) или путем модернизации действующих судов. Однако возможности модернизации являются весьма ограниченными в связи со значительным уровнем физического износа и морального старения судов. Серьезной остается финансовая проблема. Для подготовки экспедиции потребуются крупные оборотные средства на подготовку судов к рейсу, переход в район промысла, проведение поисковых исследований, обслуживание судов, обеспечение безопасности мореплавания. Возможности использования такого

стратегического отраслевого, сырьевого резерва развития предприятий, как биоресурсы Мирового океана требуют соответствующей дополнительной проработки ряда вопросов: международно-правовых вопросов; маркетинговых исследований производства и реализации рыбных товаров; направлений и масштабов государственной поддержки;. В общем случае использование крупных траулеров в открытой части ЮВТО может потребовать значительных дотаций со стороны государства на возмещение убытков [91, с.30-31].152

- выработка совместных согласованных мер с соседними с Россией либо трансграничными государствами, как по ежегодному изъятию, так и по правилам рыболовства и контролю за деятельностью рыболовных флотов, добывающих запасы важнейших объектов - минтая Охотского, Берингова морей. Это направление требует не только соответствующего научного обеспечения, но и повышенного внимания и при поддержке со стороны соответствующих государственных структур, и прежде всего Министерства иностранных дел.

проведение отраслевыми научными центрами круглогодичных исследований рыбных ресурсов для точного определения рыбопромыслового потенциала; разработку научных обоснований по сохранению, воспроизводству (за счет товарного и пастбищного выращивания наиболее ценных промысловых объектов) и полному использованию рыбных запасов; разработка безотходных технологий по переработке рыбопродукции и технологий глубокой переработки морепродуктов с целью получения высокоценной конечной продукции; проведение в рамках маркетинговых исследований для наиболее выгодной реализации рыбопродукции на внутреннем и внешнем рынке, разработка и испытание новых нетрадиционных для региона методов и орудий лова гидробионтов, постоянный мониторинг за состоянием биоресурсов прибрежной зоны и контроль экологической обстановки.

- разработку методик расчета статистических показателей, характеризующих деятельность предприятий рыбопромышленного комплекса. Для анализа состояния развития предприятий региона, отрасли и обоснования региональных резервов развития используются статистические данные. Проблема состоит в том, что "статистические цифры - объемы уловов, производства, потребления - как в программных документах, так и в отчетных данных некачественны, степень их достоверности вызывает большие сомнения, более того идет подтасовка данных: один показатель выдается или153

используется за другой" . Порядок их расчета, регламентированный отраслевыми методическими разработками устарел, новых не разработано. Так, расчет показателя "улов рыбы и других морепродуктов" в тоннах ведут не по объему добытой рыбы и других морепродуктов, а по объему сданной (или принятой) рыбы и других видов промысла в "весе сырца", водорослей - в "воздушно-сухом весе". На крупных рыбопромысловых судах улов и объем добычи считают обратным счетом от объема выпуска мороженной (или охлажденной) рыбы с помощью технологических коэффициентов, что приводит к недоучету "некондиционной" рыбы, отбракованной молоди. Выпуск товарной продукции в стоимостном выражении включает и реализуемую и валовую продукцию.

создание централизованных банков данных по разработанным технологиям, нормативно-технической документации. Одной из ключевых проблем в решении комплексной переработки сырьевых ресурсов является отсутствие в рыбной отрасли структур, которые бы специализировались на внедрении результатов НИР. Это приводит к тому, что многие разработки, выполненные на стации нормативно-технической документации, остаются не востребованными, создание на базе высших учебных заведений отрасли мини-технопарков для выпуска опытных партий биологически активных веществ из гидробионтов;

- организацию электронных информационных баз данных, в которых нашли бы отражение заявки предприятий на инженерно-технические разработки и были бы представлены разработки, прошедшие экспертную оценку. Форма представления инженерно-технических разработок должна обязательно включать в себя области применения, расчеты потенциального эффекта, возможности сопровождения процесса внедрения;

обеспечение отраслевых научно-исследовательские институты специализированным исследовательским флотом, способным осуществлять154

морские экспедиционные научные исследования и мониторинг сырьевых ресурсов;

введение так называемых сблокированных квот, когда к квоте на вылов рыночного объекта добавлялось бы обязательно задание на вылов определенного вида гидробионта, имеющего пищевую или иную ценность для населения России;

разработка и реализация в ИЭЗ балансов между наличной и прогнозируемой сырьевой базой и требующимися для ее изъятия промысловыми мощностями, особенно при осуществлении монопромысла (трески, минтая, лососей, краба и др.);

- разработку Госкомитетом по рыболовству специальной программы снижения производственного травматизма среди рыбаков, распространение ее рекомендации по всем заинтересованным рыбодобывающим организациям. Из этой программы могли бы вытекать наиболее эффективные пути совершенствования конструкций судов, орудий рыболовства, оборудования и организации промысла. Известно, что общие потери общества в связи с гибелью одного человека вызванной условиями производства, достигают одного миллиона долларов. И только уклонение от выплат пострадавшему и его семье, сокрытие фактов несчастных случаев, чрезмерно "либеральное" законодательство по охране труда позволяют существовать многим предприятиям, практикующим лов при недостаточном уровне обеспечения его безопасности. Можно выделить следующие причины травмирования и гибели рыбаков:

o неоправданное применение малотоннажных и недостаточно приспособленных к условиям районов промысла судов;

o старение рыболовных судов, снижение требовательности к их техническому состоянию;

o лов рыбы при неблагоприятных погодных условиях. Нарушение погодных ограничений, установленных правилами техники безопасности, отсутствия155

надежной системы своевременного оповещения об опасных изменениях в состоянии погоды приводят к массовой гибели рыбаков;

o недостаточный уровень надежности орудий лова и промыслового оборудования, частые отклонения от нормального хода технологического процесса;

o недостаточная профессиональная подготовка рыбаков к обслуживанию орудий лова;

o специфика судовых условий, связанных с качкой и особенностями производственной среды;

o чрезмерная длительность рейсов, нерациональные суточные режимы труда и отдыха рыбаков. Продолжительность рейсов, режим труда и отдыха рыбаков, система заработной платы, судовая производственная и бытовая среда должны соответствовать действующим нормам и правилам.

Сегодня факт наличия даже самого оснащенного рыбопромыслового флота не является единственным и основным условием достижения устойчивого развития предприятий отрасли. Без обеспечения безопасной эксплуатации флота и предотвращения загрязнения окружающей среды, развитие рыболовства не представляется возможным.

Огромные резервы развития для предприятий комплекса в перспективе представляют собой сегодняшние исследования отраслевой науки по разработке и всестороннее изучению химического состава, биологической ценности, технологических свойств и особенностей новых видов гидробионтов как объектов комплексной переработки для получения пищевой, кормовой, технической продукции и концентратов БАД для лечебного и профилактического питания; совершенствованию и разработке технологий получения новых видов пищевых, кормовых продуктов, БАД с позиций нутрициологии - максимального сохранения их пищевой и биологической ценности и расширения ассортимента продукции; технологий получения рыбных жиров и сопутствующих веществ, а также белковых продуктов -156

гидролизатов, ферментативных препаратов с целью их использования в медицине, пищевой, микробиологической и кормовой промышленностях; создание новых технологий на основе применения физических методов обработки морепродуктов для интенсификации технологических процессов и повышения биологической ценности продуктов; развитию биотехнических исследований для конструирования пищевых, лечебно-профилактических и кормовых продуктов с заданными свойствами; разработка и совершенствование технологии высококачественной кормовой муки для аквакультуры и животноводства.

Таким образом, административные мероприятия со стороны органов управления рыбопромышленным комплексом России по снижению травматизма позволят предупредить возникновение аварийных ситуаций и тем самым исключить непредвиденные расходы предприятия. Использование потенциала отраслевой науки даст возможность реализовать сразу несколько отраслевых резервов: информационные, технологические, технические, сырьевые, что в перспективе может привести к прекращению сворачивания добычи рыбы и морепродуктов, созданию устойчивой сырьевой базы, производству экологически чистой валютоемкой продукции с высокой степенью комплексной переработки исходного сырья. Отмеченные процессы окажут непосредственное влияние на позитивное изменение таких показателей устойчивого развития предприятий как индекс доли рынка, превышение рентабельности собственного капитала над безрисковой ставкой.

Механизм формирования и регулирования доступного для предприятия уровня представленных в диссертационном исследовании внешних резервов развития находится в компетенции государственных, региональных и отраслевых структур управления рыбопромышленным комплексов региона. Предприятие может лишь воспользоваться теми или иными ресурсами, возможностями, связями или нет. Несомненно, что без активного участия государства в целом, региона, отраслевых научно-исследовательских центров в157

организации целевой, действенной поддержки устойчивое развитие предприятий рыбопромышленного комплекса маловероятно. Однако, "устойчивое развитие предполагает наличие внутренних источников развития (саморазвития), а не постоянное внешнее стимулирование" . Таким источником, по нашему мнению, являются внутренние резервы развития предприятия, целиком и полностью находящиеся в его управлении.

На сегодняшний день достаточно хорошо изучены традиционные внутрипроизводственные резервы производственно-экономической

подсистемы предприятия, к которым относится сокращение простоев оборудования, снижение потерь рабочего времени, материалоемкости изделий и т.д. Развивая подходы к управлению резервами предприятия и придавая понятию резервы более широкое значение как одного из механизмов устойчивого развития, мы предлагаем расширить систему резервов развития предприятия за счет осуществления их поиска в организационно-

управленческой подсистеме предприятия. На материалах представленного анализа для предприятий рыбопромышленного комплекса Камчатской области мы выявили общие резервы развития предприятий основной подотрасли, классифицировав их по видам ресурсов.

В качестве технических резервов развития предприятия можно назвать модернизацию действующего флота и строительство судов нового поколения, развитие ресурсосберегающей техники лова и технологий обработки (совершенствование методов лова и ' первичной обработки сырья для сохранения качества сырца и готовой продукции, а также с целью сокращения потерь сырья для получения продуктов широкого ассортимента), оснащение судов современными поисковыми приборами и орудиями лова. Перечисленные резервы являются на сегодняшний день стратегическими, взаимосвязанными и взаимозависимыми от финансовых и сырьевых резервов и могут быть доступными лишь крупным и средним предприятиям. В перспективе именно158

они будут определять динамику роста потенциала предприятия, именно от них будут зависеть темпы перехода предприятия к устойчивому развитию.

К наиболее значимым резервам следует отнести повышение эксплуатационной надежности судов. Промышленное рыболовство представляет отрасль, насыщенную повышенными рисками и опасностями, которые обусловлены длительным нахождением флота в сложных, нестандартных, быстро меняющихся и порой непредсказуемых ситуациях. Это индустрия, где работа судов характеризуется пространственной разобщенностью и рассредоточенностью, что осложняет не только стратегическое управление ими, но и оказание оперативной помощи. Усовершенствование техники и технологии лова с точки зрения повышения их безопасности является наиболее перспективным направлением снижения профессионального риска и потерь предприятий.

Сохраняются традиционные резервы, выявленные при анализе технического потенциала - наличие незагруженных простаивающих производственных мощностей во всех подотраслях рыбохозяйственного комплекса, неиспользованные возможности многофункциональной эксплуатации имеющихся судов, оборудования по рыбопереработке.

Комплекс технологических резервов достаточно разнообразен. К технологическим резервам можно отнести внедрение новых технологических приемов, которые позволят продлить сроки хранения гидробионтов без существенных изменений их качества путем использования прогрессивных видов тары, антисептиков, антибиотиков, регулируемых газовых сред, ультрафиолетового излучения; комплексное использование сырья, основанное на информации о его составе и функционально-технологических свойствах, направленное как на изготовление пищевых продуктов, так и рациональную переработку отходов; применение в технологии рыбных консервов мягких, кратковременных режимов предварительной тепловой обработки полуфабриката, положительно влияющие на качество готового продукта.159

Переход на производство консервов в мягкой таре позволит сократить на 30 % время воздействия высоких температур при стерилизации, внедрение технологий консервов для детского питания с использованием гидробионтов. Высокоприбыльным является производство пресервов из рыбы и морепродуктов.

Рыбная промышленность располагает значительными ресурсами, которые можно использовать для получения кормовых эмульсий: бульоны, образующиеся при бланшировании рыбы, а также при производстве муки прессово-сушильным способом, которые могут служить источником белка и жира. Наиболее полно принцип рационального и комплексного использования сырья соответствует технологии рыбного фарша, из которого можно производить широкий ассортимент продуктов. Например, на производство крабовых палочек направляется промытый рыбный фарш типа сурими белого цвета, без вкуса и запаха, с высокой гелеобразующей способностью.

Заслуживает внимания технология производства соленой продукции из лососевых (в том числе горбуши) законченным ненасыщенным посолом с применением пониженных дозировок поваренной соли, что позволяет уменьшить расход поваренной соли не менее чем на 30 %, сократить трудоемкость производственного процесса.

Переход на температуру замораживания и последующего холодильного хранения -25 °С с соблюдением непрерывной цепи холода способствует увеличивает стойкость мороженой продукции и продлевает нормативные сроки ее хранения.

Использование модифицированных атмосфер как в камерах хранения, трюмах, где находится охлажденная рыба, так и в полимерных упаковках, особенно для рыбы ценных пород, моллюсков, ракообразных позволяет сохранить хорошее качество продукта в 2,5 раза более продолжительное время по сравнению с хранением в обычных условиях .

Перспективным резервом является внедрение технологии изготовления лечебно-профилактических продуктов и БАД посредством кислотного160

гидролиза, условия проведения которого могут быть экспериментально подобраны, применительно к любому виду сырья, в зависимости от его химического состава. Технология безотходная, бизнес процессы консалтинг поскольку твердый остаток (побочный продукт, образующийся при гидролизе, является биологически активной кормовой добавкой .

Освоение предприятиями рассмотренных выше современных технологий обработки гидробионтов увеличивает возможность производства экономически выгодных и экологически безвредных продуктов. Именно реализация этих резервов будет способствовать возможности выпуска конкурентоспособной продукции, на которую в долгосрочной перспективе ожидается платежеспособный спрос.

Исследование технических и технологических резервов развития невозможно без рассмотрения дополняющих их сырьевых резервов. Основными направлениями реализации сырьевых резервов по нашему мнению должно стать освоение недоиспользуемых ресурсов и ресурсов прибрежного рыболовства, а также отходов производства.

Находящие хороший сбыт за рубежом, минтай, лососи, треска, крабы используются промыслом практически полностью, а нередко перелавливаются. Опасность подрыва запасов становится вполне реальной для всех наиболее ценных ключевых ресурсов. При обосновании перспектив своего развития в ближайшее время предприятия могут столкнуться со снижением объемов допустимого вылова по большинству промысловых видов. В такой ситуации реально воспользоваться пока еще доступными резервами сырьевых ресурсов, мало эксплуатируемыми по экономическим причинам, а также пересмотреть принципы организации и осуществления рыболовства в прибрежной зоне. На дальневосточном бассейне при "дефиците" сырьевой базы, ряд объектов ежегодно недоосваивается (камбалы, сайра, тихоокеанский кальмар и др.), в том числе ресурсы "территориального моря" (водоросли, морские ежи, мойва и др.). Полное (с охватом всех промысловых объектов) промысловое освоение биологических ресурсов позволит увеличить объемы вылова, в целом по161

дальневосточному бассейну, не менее чем на 20-30% от существующего. Из всего перечня промысловых объектов дальневосточного бассейна, которые с учетом их сложной популяционной структуры, составляют около 350 единиц запаса, только 10-ти видов осваиваются на 70-90% (минтай, сельдь, лососи, камбалы, навага, палтусы, крабы, трубачи), около 10-ти на 50% (треска, сайра, терпуги, бычки, лемонема, креветки), а основная часть гидробионтов - не более чем на 20-30% (мойва, анчоус, тунцы, кальмары, иглокожие, водоросли). Более 700 - 650 тыс т резервов ресурсов приходится на кальмаров и водоросли дальневосточных морей, для добычи которых нет специализированных судов или обрабатывающих предприятий. К этой группе следует отнести ряд видов рыб, совершенно не добывающихся отечественным промыслом из-за невысокой потребительской стоимости (макрурусы, анчоус, скаты) или отсутствие традиций и опыта лова (мойва, мелкие тунцы). Основу второй половины резерва составляют также дальневосточные ресурсы: традиционные для российского рыболовства сельди, треска, камбала, сайра, терпуги, навага и другие виды рыб. Резервы эти (порядка 600 тыс. тонн годового вылова) - наиболее реальная основа для наращивания объектов вылова или компенсации возможного снижения запасов основных объемов современной добычи в будущем. Самые большие потенциальные резервы отечественного рыболовства в прогнозах науки обозначены за пределами российских вод - свыше 3,2 млн. тонн при фактическом вылове 1 млн. тонн. Эти резервы сосредоточены преимущественно в юго-восточной части Тихого океана и у побережья государств Западной Африки. Сегодня из потенциальных ресурсов зарубежных зон осваивается чуть более 20 %.

Традиционные виды отечественного рыболовства недоиспользуются из-за отвлечения промышленности на более выгодные объекты (Дальний Восток) или по организационно-техническим причинам (внутренние моря). Возрождение их промысла и наращивание вылова не связаны с какими-то серьезными трудностями и потребуют относительно небольших финансовых средств поддержки. Иначе обстоит дело с резервами кальмаров, ластоногих и162

водорослей. Их освоение возможно и целесообразно только при значительных капиталовложениях в создание практически нового для страны добывающего флота (для кальмаров) или масштабного производства по глубокой переработке сырья в ценные продукты питания и товары технического назначения. Уникальные запасы водорослей, тюленей и котиков должны приносить пользу и прибыль, спрос на продукцию их переработки гарантирован. Освоение резервов за пределами отечественных вод возможно только при постоянном и существенном дотировании со стороны государства, потому что промысел в отдаленных районах будет, безусловно, убыточным .

Использование отходов от переработки рыбного сырья даст возможность выпускать дополнительное количество продукции. Отходы могут служить сырьем для производства пищевых и кормовых продуктов, а также использоваться в фармацевтике, биохимии, косметике и др. Согласно проведенным расчетам, в настоящее время только при изготовлении филе и консервов объем недоиспользуемых отходов в нашей стране составляет около 0,3 млн. т. Перспективным и экономически выгодным является использование отходов от разделки гидробионтов, для получения биологически активных добавок .

Использование предприятием доступных сырьевых резервов будет способствовать расширению ассортимента выпускаемой продукции, увеличению объемов реализации, расширению рынков сбыта, экономической безопасности предприятия.

Не менее актуальными являются резервы развития организационно -управленческой системы предприятия. Наиболее значимыми из них стали в последнее время резервы системы управления, к которым в диссертационном исследовании отнесены:

оценка (после инвентаризации) реальной (рыночной) стоимости имущества с учетом необходимости возврата его части, которая была незаконно передана подставным фирмам ;163

разработка программы управления рисками на предприятии, которая должна гарантировать высокую устойчивость деятельности предприятия и защищенность от внутренних и внешних рисков. Программа должна содержать:

план проведения превентивных мероприятий;

перечень рисков, подпадающих под план превентивных мероприятий;

перечень рисков не подпадающих под план превентивных мероприятий;

конкретные методы управления по всем рискам;

методы контроля убытков;

по всем рискам значение следующих характеристик: вероятность наступления убытка и его возможный размер, однородность и количество аналогичных рисков;

пересчитанные с учетом внедрения программы управления рисками значения максимально возможного, наиболее вероятного и ожидаемого убытков [134, с. 131].

Структура программы является типовой для всех предприятий, однако перечень рисков специфичен. Для оценки риска деятельности предприятий рыбопромышленного комплекса можно использовать следующие группы рисков:

- сырьевые (погрешность прогнозов уловов водных биоресурсов; изменение организации распределения квот и вылова водных биоресурсов);

- экономические (нестабильность экономического законодательства, в том числе в области налогообложения, кредитования и таможенной политики; текущей экономической ситуации; условий инвестирования и использования прибыли; колебание рыночной конъюнктуры цен на рыбные товары на внутреннем и внешнем рынках; валютных ресурсов; изменение цен на рынке энергоносителей и материально-технических ресурсов);164

- социальные (риск неблагоприятных социально-политических изменений в стране и в регионе в частности и, как следствие, возникновение трудностей с обеспечением квалифицированными трудовыми ресурсами);

- экологические (риск неблагоприятных воздействий на водные биоресурсы Камчатки);

- технические (производственно-технологический риск (аварии, отказы оборудования, производственный брак и т.п.) в результате изношенности производственного аппарата, в первую очередь промыслового флота, задержанного со списанием; неполнота и неточность информации о динамике технико-экономических показателей, параметрах новой техники и технологии, особенно при освоении промыслом ранее неизученных и мало используемых объектов и их переработке, а также при расширении выпуска конкурентоспособной продукции на внутреннем и внешнем рынках).

Учет действия факторов риска предполагает разработку специфических элементов механизма управления рисками на предприятии, позволяющих снизить риск или уменьшить связанные с ним неблагоприятные последствия.

В качестве предупредительной меры, направленной на уменьшение влияния сырьевых факторов риска может быть предусмотрено расширение изучения и освоения промысла, ранее не изученных и мало используемых объектов. Учет спросовых явлений на внутреннем и внешнем рынках потребительских товаров и материально-технических ресурсов может быть осуществлен путем организации мониторинга мировых и внутренних цен на рыбные товары и материально-технические ресурсы, регулярного проведения работ по созданию и внедрению в производство новых видов продукции, конкурентоспособной на внутреннем рынке и за рубежом, широкого использования стандартизации, в том числе международных стандартов, увеличения производства продукции высокой степени готовности (в мелкой потребительской таре), постоянного проведения работ по удешевлению165

продукции, уменьшению затрат на ее выпуск. В качестве путей снижения влияния действия технических факторов риска на флоте предполагается использовать постоянный контроль за техническим состоянием судов, повышение квалификации плавсостава, соблюдение правил эксплуатации промысловых судов, развитие службы безопасности мореплавания.

Сертификация продукции в авторитетных центрах и создание на предприятии системы экологического менеджмента. Применение экологических стандартов становится дополнительным условием доступа на рынки развитых стран конкурентоспособной продукции. Передовые западные фирмы предпочитают выбирать партнеров по бизнесу и производственной кооперации с высоким экологическим рейтингом, имеющих опыт экологического менеджмента, согласованного с экономическими интересами. Экологический менеджмент является составной частью внутрифирменного менеджмента, в его сферу деятельности входит планирование природоохранных мероприятий, управление процессами производства с экологической точки зрения. Реализация экологического менеджмента позволяет повысить конкурентные преимущества (так, например, предоставление на рынок экологически чистых продуктов, не оказывающих отрицательного воздействия на окружающую среду и получивших признание у потребителя, дает возможность предприятию обеспечить и удержать соответствующую долю рынка, сформировать экологический имидж продукта и предприятия), снизить затраты, связанные с хранением или уничтожением отходов производства, снизить экологический риск .

Организация эффективной рекламы и связей с общественностью, обеспечение безопасности фирмы и защиты ее коммерческих секретов .

Разработка паспорта, дающего всестороннюю оценку потенциала фирмы и ее предприятий для инвесторов .166

Внедрение стратегического планирования позволяет определить цели предприятия, проанализировать внешнюю среду функционирования, обследовать сильные и слабые стороны деятельности предприятия, проанализировать стратегические альтернативы развития, выбрать стратегию, разработать план ее реализации и оценить стратегию в соответствии с миссией предприятия. Стратегическое планирование обеспечивает руководству

видение проблем развития на перспективу, дает основу для принятия обоснованных и систематизированных решений.

Одним из перспективных и самым мощным резервом, способствующим успешному и стабильному развитию предприятия является реинжиниринг, который представляет собой фундаментальное преобразование и радикальное перепроектирование систем организации и управления производственно-торговыми и инвестиционными процессами в целях повышения конкурентоспособности и финансовой устойчивости. В результате существенно улучшаются все остальные показатели (издержек, качества продукции и услуг, скорость функционирования, финансы, маркетинг, построение информационных систем). Происходит глубинная реорганизация предприятия по всей цепочке создания продукта. Также радикально преобразуется весь процесс удовлетворения потребностей потребителей. Процедура реорганизации нацелена на производство и потребителя, на применение новейших технологий. Особенности стратегической линии и миссии предприятия предопределяют выбор тех объектов, которые становятся основой преобразования. К ключевым процессом чаще всего относятся разработки новой продукции, интеграция логистики и т.д. .

Другим действенным резервом развития является реструктуризация или реформирование предприятия, которое в настоящее время поддерживается федеральными и местными властями. Реструктуризация - не только и не столько отсрочка по налоговым и кредитным обязательствам, сколько диверсификация профильной деятельности, рационализация состава структурных подразделений и потоков товаров, услуг, финансов, информации167

и прочее. Составным элементом реструктуризации становится совершенствование объема полномочий и меры ответственности управленческой деятельности.

Принципиально новые возможности для предприятия создают информационные резервы развития, в числе которых:

построение современной информационной сети, связывающей все рабочие места (независимо от их удаленности), имеющие доступ к новым базам данных. Это позволяет избавиться от ограничений, налагаемых бумажным документооборотом, вести маркетинг во всем мире, создать принципиально новые ресурсы;

оборудование судов современными средствами приема и обработки спутниковой океанологической и гидрометеорологической информации, обработки и анализа ретроспективных и получаемых оперативно биологических и океанологических данных;

создание системы постоянного мониторинга (силами специалистов фирмы или консультантов) индикаторов конкурентоспособности и прогнозирования актуальных для данной фирмы изменений в государственной политике, экономике, социальной сфере и технологии (РЕ8Т - роНсу есопоту, зос1егу, 1есЬпо1оу). Показатели (в зарубежных фирмах их число достигло 100-150) должны быть постоянными на длительный период и доводиться до сведения соответствующих менеджеров в виде визуальных изображений (графиков, диаграмм и т.д.) на экране компьютера в сопоставлении с прошлым периодом, планами фирмы, данными ее конкурентов и т.д. При этом выделяются отклонения, свидетельствующие о чрезвычайной ситуации, предлагаются модели принятия решений на основе анализа данных;

построение с учетом особенностей фирмы мультипликатора - агрегированного показателя, выведенного на базе ряда измерителей и позволяющего дать сводную оценку финансового состояния и конкурентоспособности фирмы. Ряд отечественного компьютерных программ168

позволяет автоматизировать расчет коэффициентов и получение сводной оценки рыночных позиций и конкурентных преимуществ фирмы, выявление ее наиболее острых внутренних и внешних проблем, а также путей их решения. В российских условиях коэффициенты можно свести к четырем позициям - финансовая устойчивость, платежеспособность, деловая активность и рентабельность, используя четыре градации состояния, - благоприятное (высокое), удовлетворительное (нормальное), неудовлетворительное (низкое) и критическое (опасное). При ухудшении оценок необходим анализ частных (первичных) показателей;

создание и внедрение на предприятии комплексной автоматизированной системы бюджетирования. Бюджетирование позволит согласовать

деятельность подразделений внутри предприятия и подчинить ее общей цели, оценить достигнутые результаты, скорректировать стратегию развития.

Формирование корпоративной культуры на предприятии, совершенствование системы материального и социального стимулирования работников, заключение контрактов с менеджерами и четкое разграничение прав и обязанностей собственников, менеджеров и работников, а также определение источников их доходов, выделение показателей, характеризующих работу отдельных служб (объем продаж - коммерческая служба, платежеспособность - финансовый отдел, оборачиваемость активов - маркетинг и т. д.), при этом ориентиром будут являться не только отчетные, но и среднеотраслевые данные, а также опыт конкурентов на наш взгляд могут стать действенными кадровыми резервами развития предприятия.

Назначение финансовых резервов развития предприятия - способствовать повышению платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия. Значимость этой категории резервов обусловлена необходимостью соблюдения предприятием порогового значения

коэффициента платежеспособности при достижении устойчивого развития. С этой целью целесообразно рекомендовать такие резервы, как:169

определение размеров уставного капитала (с учетом стоимости земельного участка, промышленных прав и т.д.) и валюты баланса (с учетом нематериальных активов, дебиторской и кредиторской задолженности и т.д.). Из 40 тыс. АО лишь 3% имели уставный капитал свыше 1 млн. руб., а 75 % -менее 100 тыс. руб., что абсолютно недостаточно для удовлетворения возможных требований кредиторов и заключения серьезных контрактов ;

выявление и консервация убыточных производств, с концентрацией средств на перспективных участках и ликвидацией не загруженных и излишних рабочих мест;

введение четкого порядка реализации продукции с предварительной проверкой платежеспособности заказчика, использованием факторинга и т.д.

инвентаризация основных средств, незавершенного капитального строительства, оценка целесообразности с точки зрения экономической эффективности дальнейшего их использования, реализация или списание ненужного оборудования, приобретение новой техники на основе лизинга;

заключение долгосрочных контрактов на реализацию продукции, которые могут стать базой для получения кредитов и инвестиций;

принятие взвешенной дивидендной политики. Инвесторы могут высоко оценить стоимость акций предприятия даже и без выплаты дивидендов, если они хорошо информированы о его программах развития, причинах невыплаты или сокращения выплаты дивидендов' и направлениях реинвестирования прибыли .

Все резервы развития предприятия взаимосвязаны и взаимообусловлены, составляя единую систему. Совместная их реализация позволит позитивно повлиять на изменение экономических показателей, характеризующих устойчивое развитие предприятий рыбопромышленного комплекса. Проведенные исследования показали:170

1. В настоящее время Камчатская область находится в глубоком экономическом и социальном кризисе. Неопределенность государственной политики и стратегических оценок необходимости, форм и масштабов сохранения на Камчатке структур общегосударственного значения, а также государственных подходов к сохранению самостоятельной региональной экономики со своими исторически устойчивыми отраслями специализации, спонтанный характер действий государственных органов власти и управления в отношении Камчатки негативно отразились на развитии рыбопромышленного комплекса области.

2. Выход на стационарную траекторию устойчивого развития предприятий рыбопромышленного комплекса Камчатской области в перспективе возможен только в рамках реализации общегосударственных, региональных, отраслевых резервов развития, при условии оказания государственной поддержки на федеральном и, особенно, региональном уровнях.

3. Реализация общегосударственных резервов развития позволит усилить государственное управление в целях неистощимого и устойчивого использования сырьевой базы и освоения всех рыбопромысловых запасов, в том числе потенциальных, исключения браконьерства; активизировать инвестиционный процесс; сократить излишние промысловые мощности и достигнуть баланса флота на промыслах России; создать нормативно-правовую базу, соответствующую целям устойчивого развития предприятий отрасли.

4. Проведенные нами исследования экономики рыбопромышленного комплекса Камчатской области позволили выделить ряд региональных резервов развития и сделать вывод о необходимости внедрения стратегического управления рыбопромышленным комплексом в системе экономики региона, что предполагает углубленное развитие его как кластера, т.е. системы взаимосвязанных предприятий рыбодобычи, переработки, а также других вспомогательных и обслуживающих предприятий, выделение рыбопромышленного комплекса в качестве приоритетного в структуре экономики и разработка соответствующих мер поддержки на уровне региона.171

Задачами стратегического развития рыбопромышленного комплекса в перспективе является сохранение и воспроизводство водных биоресурсов, их эффективное и осторожное освоение во всех доступных районах промысла, удовлетворение платежеспособного спроса внутреннего рынка на рыбные товары на основе приоритетного использования отечественного производства и получения максимальной выгоды от внешнеэкономической деятельности.

5. Использование отраслевых резервов позволяет наиболее полно реализовать потенциал достижений отраслевой фундаментальной науки и техники, управления рыбопромышленным комплексом. Механизм формирования и регулирования доступного для предприятия уровня внешних резервов развития, представленных в диссертационном исследовании, находится в компетенции государственных, региональных и отраслевых структур управления рыбопромышленным комплексов региона. Предприятие может лишь воспользоваться теми или иными ресурсами, возможностями, связями или нет.

6. Без активного участия государства в целом, региона, отраслевых органов управления и научно-исследовательских центров в организации целевой, действенной поддержки устойчивое развитие предприятий рыбопромышленного комплекса маловероятно. Однако, внешнее стимулирование не решает проблемы устойчивого развития непосредственно предприятия, оно лишь создает благоприятные предпосылки. По нашему мнению, только рациональное сочетание, целенаправленное использование внутренних источников развития (саморазвития) в виде внутренних резервов развития предприятия и внешних могут создать эффективный механизм устойчивого развития предприятия.

Древинг, Светлана Робертовна