Методические подходы к разработке прямых затрат труда на производство продукции животноводства
Эффективная деятельность сельскохозяйственных предприятий связана со снижением трудоемкости производства продукции и успешное решение этой задачи во многом зависит от правильной организации работы коллективов на основе научно обоснованных норм труда и экономного использования как материальных, так и трудовых ресурсов.
Анализ прямых затрат труда на производство центнера молока, мяса КРС, свинины, баранины и птицы в хозяйствах России со сравнительно одинаковыми технико-технологическими и организационно-экономическими условиями производства показывает, что разница в затратах труда составляет более, чем в три раза. Так, при одинаковых условиях содержания коров в сельскохозяйственном кооперативе "Ши-ловский" Свердловской области затраты труда на центнер молока в 1997 году составили 12,5 чел.ч., а ТОО "Такма" Ярославской области 3,9 чел.ч. и почти при одинаковом удое, соответственно, 5406 и 5322 кг. Это свидетельствует о том, что планирование затрат труда осуществляется от достигнутого фактического уровня производства при отсутствии четкой их обоснованности.
При этом также следует отметить, что даже имеющиеся некоторые рекомендации по разработке прямых затрат труда не содержат достаточного обоснования, так как они не учитывают всех факторов, влияющих на затраты труда.
В связи с этим, как показали исследования, возникла необходимость разработки новой методики расчета прямых затрат на производство продукции животноводства для хозяйств различных регионов России.280
Методические подходы решения данной задачи рассмотрим на примере определения затрат труда на производство центнера молока.
1. Методические рекомендации по разработке прямых
затрат труда на центнер молока в хозяйствах всех
форм собственности
Основой разработки прямых затрат труда на производство единицы животноводческой продукции являются нормативно-технологические карты. Затраты труда разрабатываются для различных видов и половозрастных групп скота с учетом производственного направления животных, уровня продуктивности применяемых типов оборудования и технологии выполнения работ. Главная их роль состоит в формировании общей трудоемкости работ и численности коллективов, оценки различных технико-технологических вариантов производства сельскохозяйственной продукции.
Нормативно-технологическая карта составляется на конкретные условия производства, характеризующие:
- вид и возрастную группу животных;
- технологию и объемы выполняемых работ;
- тип оборудования и используемых машин по маркам, количество и производительность их в течение суток;
- уровень продуктивности и валовое производство продукции;
- характеристику и объемы вспомогательных работ, связанные с производством и первичной обработкой продукции в соответствии с санитарно-ветеринарными требованиями;
- нормы и рационы кормления животных;281
-качественные показатели производимой продукции и работ;
- научно обоснованные нормы труда .
В связи с тем, что в сборниках типовых норм обслуживания затраты времени на погрузку и раздачу кормов даны в расчете на 1 центнер корма, а на переезды с грузом и без груза указаны только скорости, то для определения затрат времени на один цикл транспортировки груза необходимо провести дополнительные расчеты с учетом условий работы тракторных агрегатов.
Так же следует рассчитать затраты труда на обслуживание животноводческого оборудования.
При расчете затрат труда на одну голову учитывается марка машины и оборудования, их количество и годовые затраты времени на проведение ежесменного технического ухода, периодических технических уходов №1 и №2, ремонт, а затем определяются суточные затраты времени на 1 голову по формуле:
1сут = (2 1год х 60) : 365 : К™ (28)
где 1сут - суточные затраты времени на 1 голову (мин);
Г 1год - суммарные затраты времени на обслуживание всех машин и оборудования в течение года (чел. час);
60 - минут;
365 - дней в году;
Кгол - количество голов на ферме.
Полученный норматив времени записывается в карту затрат труда в том случае, если вся работа по обслуживанию машин и оборудования выполняется членами коллектива. Если члены коллектива выполняют работы только по техническому обслуживанию, то расчет производится по вышеуказанной фор-282
муле с уменьшением суммарных годовых затрат времени на ремонт.
Для расчета затрат времени на вспомогательные работы по учету и охлаждению молока, оформлению документов на отправку продукции, мытье посуды и другие работы, необходимо определить все виды выполняемых работ и их суточный объем на единицу измерения и на весь объем работы.
Затраты времени на выполнение вспомогательных работ на одну голову определяются по формуле:
1всп = 21ВСп : Кгол (мин) (29)
где: Е 1всп - суммарные затраты времени на выполнение вспомогательных работ (мин);
Кгол - количество голов.
Полученные затраты времени на вспомогательные работы записываются в нормативно-технологическую карту. Также при расчете затрат труда учитывают время на выполнение подготовительно-заключительной работы, отдых и личные надобности.
Затем определяется общая сумма затрат времени на обслуживание животных в день.
На основе полученных данных рассчитывается суточная трудоемкость, норма обслуживания, нормативно-расчетная численность и затраты труда на центнер продукции.
Нормативно-технологические карты должны являться документом для расчета прямых затрат труда, денежных средств для заработной платы, расчетной цены на производимую продукцию, численности коллектива, а также контроля за соблюдением технологии производства продукции.
На основе впервые разработанной методики определения прямых затрат труда на производство центнера продукции под283
руководством автора разработан сборник "Комплексные нормативы затрат труда на обслуживание крупного рогатого скота и свиней", изд. Москва, 1994 г. В этом сборнике помещено 23 нормативно-технологических карты. В настоящее время разработано еще 40 карт. При внедрении в хозяйствах надо учитывать, что если условия в хозяйствах, способ содержания, механизация, технология выполняемых работ и др. соответствуют приведенным в картах, то их следует применять.
При этом предварительно необходимо провести сравнение фактических затрат времени на производство 1 центнера молока и рекомендованных типовых. При этом установить, если имеются несоответствия, то необходимо выявить причины и затем принять соответствующие меры к устранению непроизводительных затрат труда, то есть привести в соответствие условия хозяйства с типовыми требованиями и обеспечить внедрение научно обоснованных нормативных показателей на производство центнера молока.
Полностью рассчитанная нормативно-технологическая карта и трудоемкость работ на производство 1 центнера молока имеет следующий вид (таблица 4.3.1.):284
Таблица 4.3.1 Нормативно-технологическая карта и прямые затраты труда
на производство молока на ферме вместимостью 200 голов
Затраты времени на обслуж. 1 головы (мин) в зависим.
№ п/п Технологические операции от годовой продуктивн. (кг) V 1 периода года
2501.. .3000 3001.. 3500 3501... 4000 4001... 4500
зима лето зима лето зима лето зима лето
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1. Доение 4,65 4,65 4,77 4,77 4,92 4,92 5,04 5,04
2. Погрузка, подвоз и раздача кормов:
грубых 0,15 - 0,13 - 0,13 - 0,13 -
силос 0,27 - 0.27 - 0"27 - 0,27
концентратов 0,08 0,08 0,11 0,11 0,14 0,14 0,16 0,16
корнеплодов 2,74 - 4,10 - 5,47 - 5,47 -
зеленой массы - 0,29 - 0,36 - 0,36 - 0,43
3. Чистка:
стойл
кормушек, поилок, 3,30 1,60 3,78 1,84 3,78 1,84 3,90 1,92
кормовых проходов навозных проходов 0,70 0,52 0,70 0,52 0,70 0,52 0,70 0,52
и тамбуров 0,36 0,31 0,36 0,31 0,36 0,31 0,36 0,31
4. Смена подстилки 0,46 0,28 0,46 0.28 0,16 0,28 0,46 0,28
5. Удаление навоза 0,44 0,44 0,44 0,44 0,44 0,44 0,44 0,44
6. Чистка животных 1,13 1,00 1,13 1,00 1,13 1,00 1,13 1,00
7. Привязывание, отвя-
зывание, выгон на прогулку и пастьбу 0,85 1,04 0,85 1,04 0,85 1,04 0,85 1,04
8. Пастьба - 2,05 - 2,05 - 2,05 - 2,05
9. Разовые и прочие ра-
боты 0,30 0,30 0,30 0,30 0,30 0,30 0,30 0,30
10. Обслуживание оборудования 1,77 1,77 1,77 1,77 1,77 1,77 1,77 1,77
11. Учет и охлаждение
молока, зооучет, мытье посуды 2,43 2,43 2,43 2,43 2,43 2,43 2,43 2,43
12. Подготовит.-заклю-
чительное время 1,94 1,69 2,09 1,78 2,17 1,81 2,26 1,89
13. Время на отдых и лич-
ные надобности 0,98 0,85 1,04 0.89 1,09 0,90 1,13 0,95
14. Всего затрат, мин 22,55 19,30 24,73 19,89 26,46 20,11 26,90 20,53
15. Суточная трудоем-
кость дневник по практике в реанимации производства молока, чел.-ч. 75,2 64,3 82,4 66,3 88,2 67,0 89,7 68,4
16. Численность работников, чел. 11,3 9,6 12,4 9,9 13,2 10,0 13,4 10,3
17. Норма обслуживания
на одного работающего, гол. 17,7 20,7 16,2 20,1 15,1 19,9 14,9 19,5
18. Затраты труда на 1 ц. молока, чел.-ч. 4,98 4,26 4,62 3,72 4,29 3,26 3,85 2,94
285
Способ содержания: стойлово-пастбищный, привязный.
Условия выполнения работ: доение - в молокопровод, 3-кратное, 3-мя двухтактными аппаратами.
Автопоение. Погрузка грубых, сочных кормов - ПГ-0,5, концентратов - транспортером. Подвоз и раздача - КТУ-10 с МТЗ-80 на две стороны, концентратов - КУТ-ЗА, корнеплодов -из кормового тамбура с подносом до 20 м. Чистка помещений -вручную. Удаление навоза - ТСН-2,0Б. Пастьба - с электропастухом.
Обслуживание животноводческого оборудования, охлаждение и отправка молока, учет продукции, прочие и разовые работы учитываются при определении суточной трудоемкости. Работы по искусственному осеменению, ветеринарно-санитарные в карту не включаются.
2. Методические подходы расчета прямых затрат труда на производство одного центнера молока для республик,
краев и областей.
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации поручило нормативно-исследовательской службе разрабатывать прямые затраты труда на производство одного центнера молока для всех регионов России в соответствии с отраслевой "Программой создания и сохранения рабочих мест в системе АПК России на 1998-2000 гг. и на период до 2005 года".
Разработка осуществлялась на основе вышеприведенной методики.
Исследования показали, что работа должна выполняться в следующей последовательности:286
1. Необходимо определить средние затраты труда на производство 1 ц молока на основании нормативно-технологических карт, разработанных на наиболее распространенные условия содержания животных, путем обобщения всех имеющихся нормативно-
технологических карт. Обобщенные показатели приведены в таблице 4.3.2.
Таблица 4.3.2 Обобщенные показатели нормативно-технологических
карт
№ п/п Нормативные
показатели
(мин.) Годовой удой (кг)
2501. ..3000 3001...3500 3501...4000 4001...4500
зима лето Зима лето зима лето Зима лето
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1. Затраты времени на обслуживание дойного
стада 24,45 22,34 27,74 24,85 30,54 26,15 32,26 27,94
2. Подготовительно-заключительное время 2,19 2,03 2,39 2,17 2,51 2,24 2,47 2,31
3. Время на отдых и личные надобности 1,09 0,94 1,19 1,16 1,26 1,12 1,33 1,18
4. Искусственное осеменение 0,37 0,37 0,37 0,37 0,37 0,37 0,37 0,37
5. Всего затрат времени 28,10 25,68 31,69 28,55 34,68 29,88 36,43 31,80
6. Суточная трудоемкость производства молока, чел.-ч. 93,7 85,6 105,6 95,2 115,6 99,6 121,4 106,3
7. Численность работников, чел. 12 И 14 12 15 13 16 14
8. Норма обслуживания,
гол 16 18 14 16 13 15 12 14
9. Затраты труда на 1 ц молока, чел.-ч. 5,84 5,46 5,38 4,92 4,99 4,33 4,58 3,98
10. Среднегодовые затраты труда, чел.-ч. 5,67 5, 8 4,71 4,83
2. Разработка нормативно-технологических карт и обоснованных затрат труда на 1 ц молока на основании полученных средних показателей в зависимости от надоев молока в различных регионах России.287
В результате расчета на основании нормативно-технологических карт получены следующие прямые затраты труда на 1 центнер молока (таблица 4.3.3).
Таблица 4.3.3 Рекомендуемые показатели прямых затрат труда
на производство 1 ц молока в зависимости от продуктив-
ности животных
Продуктивность, кг Затраты труда, чел.ч./ц Продуктивность, кг Затраты труда, чел.ч/ц
1 2 3 4
4500 4,33 2700 6,16
4400 4,38 2600 6,23
4300 4,43 2500 6,30
4200 4,48 2400 6,37
4100 4,53 2300 6,44
4000 4,59 2200 6,50
3900 4,64 2100 6,57
3800 4,69 2000 6,63
3700 4,76 1900 6,71
3500 4,97 1700 6,87
3400 5,05 1600 6,95
3300 5,15 1500 7,03
3200 5,23 1400 7,11
3100 5,33 1300 7,10
3000 5,43 1200 7,27
2900 5,53 1100 7,35
2800 5,63 1000 7,43
Полученные затраты должны приниматься за основу в зависимости от надоя молока на одну фуражную корову.288
3. Необходимо сравнить фактические затраты труда за предыдущие годы в данном регионе с рекомендованными и скорректировать фактические затраты труда.
Фактические затраты труда определяются из отчетных данных. Для проектируемых прямых затрат труда в республиках, краях и областях следует по полученному надою, согласно разработанных обоснованных прямых затрат труда, определить затраты труда для данного региона.
При этом учитывается процент повышения производства молока по проектируемым годам, который устанавливается отраслевой Программой.
В результате проведенных исследований и расчетов и на основании нормативно-технологических карт получены следующие затраты труда на 1 центнер молока в каждом регионе России (таблица 4.3.4):289
Таблица 4.3.4 Рекомендуемые нормативы прямых затрат труда
на перспективу по регионам России
№ п/п Наименование регионов Факт.затр. в 1996 г. Проектируемые затраты
1999 г. 2000 г. 2005 г.
1 2 3 4 5 6
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ 6,50 6,21 6,01 5,19
1. Республика Карелия 6,60 6,22 6,08 5,61
2. Республика Коми 6,87 6,51 6,12 5,39
3. Архангельская обл. в т.ч. Ненецкий АО 7,07 6,63 6,17 5,47
4. Вологодская область 6,50 6,08 6,08 5,75
5. Мурманская область 5,48 4,85 4,27 3,53
6. Ленинградская обл. 5,67 4,89 4,88 3,79
7. Новгородская обл. 6,91 6,47 6,43 5,35
8. Псковская область 6,99 6,69 6,30 5,51
9. Брянская область 6,99 6,65 6,59 5,32
10. Владимирская обл. 6,44 6,03 6,01 4,65
11. Ивановская область 6,63 6,31 6,28 5,17
12. Калужская область 6,71 6,31 6,28 5,17
13. Костромская область 6,79 6,39 6,36 5,29
14. Московская область 6,19 5,08 5,22 4,07
15. Орловская область 6,73 6,34 6,28 5,09
16. Рязанская область 6,27 6,36 6,34 5,23
17. Смоленская область 6,89 6,49 6,44 5,35
18. Тверская область 6,83 6,51 6,48 5,39
19. Тульская область 6,75 6,47 6,44 5,29
20. Ярославская область 6,60 6,27 6,21 5,23
21. Республика Марий Эл 6,37 5,74 5,47 4,36
22. Республика Мордовия 7,09 6,61 6,55 5,45
23. Чувашская республика 6,33 5,49 5,42 4,34
290
продолжение таблицы 4.3.4
1 2 3 4 5 6
24. Кировская область 6,55 6,12 6,08 4,67
25. Нижегородская обл. 6,57 6,12 6,06 5,09
26. Белгородская область 6,40 6,09 6,05 4,53
27. Воронежская область 6,89 6,57 6,51 5,32
28. Курская область 7,01 16,69 6,63 4,57
29. Липецкая область 6,89 6,49 6,47 5,37
30. Тамбовская область 7,21 6,71 6,67 5,43
31. Республика Калмыкия 7,17 6,86 6,79 5,61
32. Республика Татарстан 5,63 5,22 5,13 4,28
33. Астраханская область 7,39 6,90 6,86 5,81
34. Волгоградская обл. 7,03 6,65 6,59 5,23
35. Пензенская область 7,13 6,63 6,57 5,51
36. Самарская область 6,63 6,12 6,08 4,59
37. Саратовская область 7,01 6,28 6,18 5,17
38. Ульяновская область 6,85 6,28 6,25 5,15
39. Республика Адыгея 6,67 6,51 6,47 4,65
40. Республика Дагестан 7,39 6,98 6,96 5,83
41. Республика Ингушетия 7,93 7,14 7,06 5,98
42. Кабардино-Балкарская республика 6,71 6,30 6,23 5,17
43. Карачаево-Черкесская республика 7,33 7,02 6,98 5,89
44. Республика Северная Осетия - Алания 6,37 6,14 6,08 4,61
45. Чеченская республика 7,89 7,11 7,02 5,90
46. Краснодарский край 5,67 6,01 5,98 4,47
47. Ставропольский край 6,57 6,18 6,15 4,69
48. Ростовская область 7,01 6,87 6,73 4,60
291
продолжение таблицы 4.3.4
1 2 3 4 5 6
49. Респ. Башкортостан 6,57 6,25 6,25 5,25
50. Удмуртская республика 6,42 6,07 6,01 4,89
51. Курганская область 6,81 6,28 6,23 5,15
52. Оренбургская область 6,95 6,58 6,50 5,39
53. Пермская область 6,47 6,07 6,03 4,60
54. Свердловская область 5,67 5,17 5,16 4,28
55. Челябинская область 6,91 6,36 6,34 5,29
56. Республика Алтай 7,19 6,55 6,44 5,43
57. Алтайский край 6,63 6,31 6,30 5,19
58, Кемеровская область 6,61 6,28 6,25 5,17
59. Новосибирская обл. 6,50 6,38 6,36 5,25
60. Омская область 6,63 6,21 6,20 5,11
61. Томская область 6,47 6,17 6,15 4,89
62. Тюменская область 6,37 5,47 5,42 4,26
63. Республика Бурятия 7,35 7,06 7,02 5,81
64. Республика Тыва 7,43 7,06 7,02 5,86
65. Республика Хакасия 6,79 6,55 6,48 5,31
66. Красноярский край 6,47 6,17 6,12 4,89
67. Иркутская область 6,93 6,61 6,59 5,41
68. Читинская область 7,35 6,10 7,06 5,93
69. Республика Саха (Якутия) 7,15 6,75 6,73 5,60
70. Еврейская автономная область 7,43 7,02 6,90 5,76
71. Приморский край 7,17 6,67 6,65 5,51
72. Хабаровский край 6,67 6,17 6,13 4,65
73. Амурская область 7,13 6,53 6,50 5,40
292
продолжение таблицы 4.3.4
1 2 3 4 5 6
74. Камчатская дневник по практике в сбербанке область 7,31 6,69 6,65 5,55
75. Магаданская область 6,87 6,51 6,44 5,37
76. Сахалинская область 7,03 6,50 6,41 5,31
77. Калининградская обл. 6,71 6,20 6,18 4,89
78. Чукотский авт. округ 6,63 6,01 5,98 4,61
Данные нормативы прямых затрат труда на производство 1 центнера молока представлены Минсельхозпроду России и одобрены.
На основе спроектированных затрат труда нормативно-исследовательской службой России была рассчитана численность работников по регионам до 2005 г.
Разработана "Отраслевая программа создания и сохранения рабочих мест в системе АПК на 1998-2000 г.г. и на период до 2005 года". Основным разработчиком научно обоснованных нормативов прямых затрат труда и потребности в рабочей силе на производство сельскохозяйственной продукции для данной Программы является автор.( табл. 4.3.5,4.3.6).
Полученные результаты получили одобрение соответствующими Департаментами Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации.293
Таблица 4.3.5 (свод таблиц)
САХАРНАЯ СВЕКЛА (ФАБРИЧНАЯ)
ДЛЯ ОТРАСЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ, СОЗДАНИЕ И СОХРАНЕНИЕ РАБОЧИХ МЕСТ В СИСТЕМЕ АПК РОССИИ НА 1998-2000 г.г. И НА ПЕРИОД ДО 2005 ГОДА294
Таблица 4.3.5.1 Производство сахарной свеклы (фабричной)
п/п Всего по регионам Ед,изме рения, тыс.га Факт Проект
1996г. 1997г. (ожил. 1998г 1999г 2000г 2005г
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ тыс.т 16167 13839 19500 23000 27000 32000
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ РАЙОН тые.т 787 514 940 1300 1700 2005
1. Брянская область тыс.т 58 52 60 90 130 150
2. Орловская область тыс.т 368 199 480 650 850 1000
3. Рязанская область тыс.т 143 98 160 230 300 355
4. Тульская область тыс.т 217 165 240 330 420 500
ВОЛГО-ВЯТСКИЙ РАЙОН тыс.т 170 172 300 340 400 465
5. Республика Марий Эл тыс.т 3,5 0,5 10 15 20 25
6. Республика Мордовия тыс.т 89 96 150 165 180 210
7. Чувашская республика тыс.т 13 12 25 30 40 45
8. Нижегородская область тыс.т 65 64 115 130 160 185
ЦЕНТРАЛЬНОЧЕРНОЗЕМНЫЙ РАЙОН тыс.т 7191 5987 9320 11500 13900 16450
9. Белгородская область тыс.т 2040 1881 2550 2900 3400 4030
10. Воронежская область тыс.т 2124 1729 2900 3300 3700 4400
11. Курская область тыс.т 1431 1071 1950 2650 3400 3960
12, Липецкая область тыс.т 827 649 1020 1350 1700 2045
13. Тамбовская область тыст 770 657 900 1300 1700 2015
ПОВОЛЖСКИЙ РАЙОН тыс.т 1688 1492 1850 2000 2200 2600
N. Республика Татарстан тыс.т 971 957 950 1000 1050 1240
15. Пензенская область тыс.т 401 303 550 590 650 770
16. Самарская область тыс.т 67 47 80 85 100 120
17, Саратовская область тыс.т 92 65 НО 125 150 175
18. Ульяновская область тыст 156 120 160 200 250 295
СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ РАЙОН тыс.т 4761 4336 5300 5930 6700 7990
19. Республика Адыгея тыс.т 97 72 80 105 140 165
20. Кабардино-Балкарская Республика тыс.т 3,2 1,8 5 7 10 15
21. Карачаево-Черкесская Республика тыс.т 162 105 185 223 270 320
22. Краснодарский край тыст 3794 3549 4250 4750 5350 6300
23. Ставропольский край тыс.т 647 557 625 680 750 980
24. Ростовская область тыс.т 57 51 155 165 180 210
УРАЛЬСКИЙ РАЙОН тыс.т 1192 1113
25. Республика Башкортостан тыс.т 1192 ШЗ 1200 1300 1400 1660
ЗАПАДНО-СИБИРСКИЙ РАЙОН тыс.т
26. Республика Алтай тыс.т 375 225 590 630 700 830
295
Таблица 4.3.5.2 Планируемые нормативы прямых затрат труда на производство
1 центнера сахарной свеклы (фабрвгчнов)
№№ ! Всего по регионам Елизмере имя Факт 1996г. Проект
п/п
1998-2000г.г. 2005г.
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ чел.ч, 0,90 0,77 0,52
1 Брянская область чел.ч. 1.49 0,91 0,57
2 Орловская область чел.ч. 1,04 0.82 0,57
3 Рязанская область чел.ч. 0,90 0,89 0,43
4 Тульская область чел.ч. 1.14 0,82 0,56
5 Республика Марий Эл чел.ч. 1,34 0.95 0,62
6 Республика Мордовия чел.ч. 1.70 0,77 0,56
7 Чувашская республика чел.ч. 3,41 0,65 0,45
3 Нижегородская область чел.ч. 1,81 0,98 0,77
9 Белгородская область чел.ч. 0,91 0,57 0.41
10 Воронежская область чел.ч. 0.68 0,68 0,47
11 Курская область чел.ч. 1,09 0.67 0,46
12 Липецкая область чел.ч. 1,27 0,82 0,50
13 Тамбовская область чел.ч, 1,18 0,89 0,57
14 Республика Татарстан чел.ч. 1,02 0,66 0,45
15 Пензенская область чел.ч. 1.77 0,90 0.61
16 Самарская область чел.ч. 1,68 0.87 0,57
17 Саратовская область чел.ч. 1,68 0,99 0,66
18 Ульяновская область чел.ч. 1.32 0,79 0,47
19 Республика Адыгея чел.ч. 0,67 0.80 0,56
20 Кабардино-Балкарская Республика чел.ч, 1,07 0,71 0,50
21 Карачаево-Черкесская Республика чел.ч. 1,68 0,51 0,36
22 Краснодарский край чел.ч. 0,43 0,49 0,34
23 Ставропольский край чел.ч. 0,32 0.49 0,35
24 Ростовская область чел.ч. 1,60 0,80 0,54
25 Республика Башкортостан чел.ч. 3.46 0,77 0,51
26 1 Республика Алтай чел.ч. 0,89 0,89 0,57
296
Таблица 4.3,5.3 Требуется работников на проектируемые объемы производства сахарной свеклы (фабричной) по прямым затратам труда
тыс.чсл.
ЛУЙ Всего по регионам Факт Проект
п/п 1996г. 1998г 1999г 2000г. 2005г
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ 69.0 65.7 74.3 81.6 69.4
1 Брянская область 0,4 0,3 0.4 0,5 0,4
2 Орловская область 1.8 1.9 2,6 3,2 2,7
3 Рязанская область 0,6 0.7 1.0 1.2 0,7
4 Тульская область 1Д 1.0 1,3 1,5 1.3
5 Республика Марий Эл 0,02 0,05 0,07 0,08 0,07
6 Республика Мордовия 0.7 0.6 0,6 0,6 0.5
7 Чувашская республика 0,2 0,08 0,1 0,1 0,09
8 Нижегородская область 0,6 0,5 0.6 0.7 0.7
9 Белгородская область 8.8 7.2 8,0 9,1 7.8
10 Воронежская область 6.9 9.7 10,7 11.8 9,8
11 Курская область 7,4 6.7 8,6 10,0 8.7
12 Липецкая область 5.0 4,5 5.2 5.7 4,9
13 Тамбовская область 4,3 4.2 5.5' 6.4 5.5
14 Республика Татарстан 4.7 3.0 3.2 3.3 2.6
15 Пензенская область 3,4 2.5 2,6 2,6 -? ->
16 Самарская область 0,5 0,4 0,4 0,4 0,3
17 Саратовская область 0,7 0.5 0.6 0.7 0.6
18 Ульяновская область 1,0 0.7 0.8 0.8 0,7
19 Республика Адыгея , 0.3 0.3 0.4 0,5 0,4
20 Кабардино-Балкарская Республика 0,02 0.02 0,02 0,03 0,03
21 Карачаево-Черкесская Республика 1.3 0,5 0.6 0.6 0.5
22 Краснодарский край 7,8 10,7 11,3 11.7 10.2
23 Ставропольский край 1,0 1.6 1.6 1,6 1,6
24 Ростовская область 0.4 0.6 0,6 0,6 0,5
25 Республика Башкортостан 8,4 4,7 4.8 4.8 4.0
26 Республика Алтай 1.6 2.8 2,7 2.6 2.2
Таблица 4.3.6 (свод таблиц)
СОЯ
ДЛЯ ОТРАСЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ, СОЗДАНИЕ И СОХРАНЕНИЕ РАБОЧИХ МЕСТ В СИСТЕМЕ АПК РОССИИ НА 1998-2000 г.г. И НА ПЕРИОД ДО 2005 ГОДА298
Таблица 4.3,6 Л Производство сои
п/п Всего по регионам Ед.изме рения Факт Проект
1996г 1997г. (ожид. 1998г 1999г 2000г. 2005г
РОССИЙСКАЯ ФВДЕРАЦИЯ тыс.т 275,1 275,2 300,0 315,9 348,4 377,3
1, Волгоградская область тыс.т 0,1 0,2 0,2 0,3 0,3 0,3
2, Саратовская область тыс.т 0,5 0,5 0,6 0,6 0,6 0,6
3. Республика Адыгея тыс.т 2,3 3,5 3,5 3,5 3,5
4. Кабардино-Балкарская Республика тыс.т 0,1 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2
5. Краснодарский край тыс.т 32,0 46,0 50,0 52,4 54,9 65,8
6. Ставропольский край тыс.т 1,2 4,2 4,5 4,5 4,5 4,5
7. Ростовская область тыс.т 0,4 0,4 0,4 0,4 0,4 0,4
8. Приморский край тыс.т 61,1 33,0 56,5 59,3 60,7 67,5
9. Хабаровский край тыс.т 8,7 7,7 8,0 8,4 8,5 9,2
10. Еврейская АО тыс.т 11,5 8,2 10,0 11,3 12,0 13,2
П. Амурская область тыс.т 155,1 165,0 165,0 175,0 202,8 212,0
299
Таблица 4.3.6,2 Проектируемые нормативы прямых затрат труда на производство 1 центнера
сои
п/п Всего по регионам Ед. измерения Факт Проект
1996г.. 1998-2000г.г. 2005г
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ чел.ч 2,35 1,96 1,62
1. Волгоградская область чел.ч 3,2 1,22 0,97
2. Саратовская область чел.ч 3,1 1,53 1,22
3. Республика Адыгея чел.ч 4,3 1,29 1,03
4. Кабардино-Балкарская Республика чел.ч 1,66 1,33
5. Краснодарский край чел.ч 3,5 1,37 1,09
6. Ставропольский край чел.ч 4,0 1,55 1,23
7. Ростовская область чел.ч 6,0 1,60 1,28
8. Приморский край чел.ч 2,8 2,29 1,83
9. Хабаровская область чел.ч 3,6 2,18 1,74
10. Еврейская АО чел.ч 4,8 2,83 2,26
11. Амурская область чел.ч 2,9 2,07 1,61
300
Таблица 4.3.6.3 Требуется работников на проектируемые объемы производства сои по прямым затратам труда
тыс.чел
п/п Всего по регионам Факт Проект
1996г.. 1998г 1999г 2000г. 2005г
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ 5,1 3,1 2,9 3,1 2,9
1. Волгоградская область 0,01 0,01 0,02 0,02 0,0"
2. Саратовская область 0,01 0,01 0,01 0,01 0,01
3. Республика Адыгея 0,04 0,02 0,02 0,02 0,02
4. Кабардино-Балкарская Республика 0,01 0,01 0,01 0,01
5. Республика Северная Осетия 0,7 0,3 0,3 0,3 0,3
6. Краснодарский край 0,02 0,03 0,03 0,03 0,03
7. Ставропольский край 0,02 0,01 0,01 0,01 0,01
8. Ростовская область 1"4 0,6 0,6 0,6 0,6
9. Приморский край 0,2 0,09 0,09 0,09 0,08
10. Еврейская АО 0,4 0,1 0,2 0,2 0,1
11. Амурская область 2,8 1,7 1,7 1,8 1,6
Попов, Владимир Константинович