Планирование и координация разработок нормативных материалов для нормирования труда в сельском хозяйстве России.
Нормативно-исследовательская система может функционировать эффективно только при условии взаимосвязей как с органами управления АПК, так и с подведомственными организациями и непосредственно сельскохозяйственными предприятиями. Обеспечивает такую взаимосвязь научно обоснованное планирование нормативно-исследовательских работ и совместная разработка нормативных материалов по труду.
В то же время планы проведения нормативно-исследовательских работ должны быть научно обоснованными и предусматривать всестороннее выявление и использование резервов экономии рабочей силы, повышение ее эффективности,229
ускоренное внедрение научно обоснованных нормативов и норм труда в производство.
Комплексный план нормативно-исследовательских работ по труду ежегодно отражается в "Федеральной программе нормативно-исследовательских работ" Роснисагропрома, которая утверждается Министерством сельского хозяйства и продовольствия РФ.
Данная программа формируется по нескольким разделам:
1. Проведение исследований, разработка и совершенствование методик, положений и рекомендаций по нормированию труда.
2. Разработка научно обоснованных норм труда и подготовка сборников типовых норм и дополнительных изданий к действующим сборникам.
3. Разработка норм труда на новые технико-технологические и организационно-экономические варианты условий производства.
4. Апробация сборников типовых норм труда и дополнительных изданий сборников.
5. Планирование, координация, отчетность и контроль производственно-финансовой деятельности и выполнения нормативно-исследовательских работ зональных филиалов и территориальных отделов на региональном, областном и районном уровнях.
На основе Федеральной программы формируются планы зональных филиалов и территориальных отделов по нормированию труда. В планах конкретизируется тема разработки, ее объем, ожидаемый результат и ответственный исполнитель (сотрудники) за выполнение темы.230
Основой для формирования Федеральной программы нормативно-исследовательских работ служат директивные решения и Постановления Российского правительства, Министерства сельского хозяйства и продовольствия, Минтруда, других вышестоящих организаций по вопросам организации и нормирования труда, а также многочисленные заявки на разработку нормативных материалов различных сельскохозяйственных предприятий и организаций.
В связи с тем, что в настоящее время темпы высвобождения рабочей силы в сельском хозяйстве вступают в противоречие с рыночными принципами экономики и усиливают тенденцию обесценивания применяемого в нем живого труда, возникает необходимость обеспечения рациональной и эффективной занятости работников в сельском хозяйстве. С этой целью разработана "Отраслевая программа создания и сохранения рабочих мест в системе АПК на 1998-2000 гг. и на период до 2005 года".
Программа разрабатывалась в соответствии с Указом Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 768 "О комплексной программе мер по созданию и сохранению рабочих мест на 1996-2000 гг.", постановлением правительства РФ от 3 августа 1996 г. № 928 "О реализации комплексной программы мер по сохранению рабочих мест на 1996 -2000 годы", приказами Минсельхозпрода России от 9 декабря 1996 г. № 345 "О реализации комплексной программы мер по созданию и сохранению рабочих мест на 1996-2000 гг.", и от 22 сентября 1997 г. № 401 "О разработке программы создания и сохранения рабочих мест в системе АПК на 1998-2000 гг. и на период до 2005 года".
В качестве основных методических и нормативных документов при разработке Программы были использованы "Феде-231
ральная целевая программа содействия занятости населения Российской Федерации на 1998-2000 годы", одобренная в основном решением Правительства Российской Федерации от 1 марта 1998 г. № 11, "Порядок разработки и реализации Федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвуют Российская Федерация", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. № 594, "Генеральная схема создания рабочих мест" (основные принципы), разработанные Министерством труда и социального участки туапсе развития Российской Федерации, инструкционный материалы Минтруда России к разработке Федеральной целевой программы содействия занятости населения РФ на 1998-2000 г. и др. документы.
В основу расчета показателей программы положена Федеральная целевая программа стабилизации и развития агропромышленного производства в Российской Федерации на 1998-2000 гг., утвержденная Указом Президента РФ от 18.06.1996 г. № 937 и прогноз развития агропромышленного комплекса Российской Федерации на период до 2005 г., разрабатывались Департаментом экономики Минсельхозпрода России совместно с ВНИЭСХ и Роснисагропромом.
В соответствии с этой Федеральной программой определение потребности в рабочей силе и рабочих местах осуществлялось нормативно-исследовательской системой Роснисагропром с учетом Федеральных и региональных особенностей деятельности сельскохозяйственных предприятий.
Участие Роснисагропрома в разработке этой Программы позволило реализовать комплексный подход к решению проблемы создания и сохранения рабочих мест в сельском хозяйстве232
с учетом состояния, перспектив его развития и прогнозируемого трудового потенциала.
В программе предусмотрены конкретные показатели по созданию и сохранению рабочих мест в отраслях и сферах деятельности сельского хозяйства, обеспечивающие рациональный уровень занятости работников при объектируемых объемах производства, определена численность высвобождаемых работников и их использование в других секторах сельской экономики.
Для решения вопросов создания и сохранения рабочих мест на региональном уровне разработана специальная инструкция по формированию региональных разделов генеральной схемы создания рабочих мест.
Инструкция имеет цель оказать методическую помощь организациям государственного управления субъектов Российской Федерации и органам местного и муниципального самоуправления, региональным нормативно-исследовательским организациям в разработке мер по созданию и поддержанию занятости населения, повышения эффективности труда в интересах работодателей и работников.
Участие Роснисагропрома в разработке таких программ позволяет более обоснованно решать вопросы использования трудовых ресурсов в нашей стране как на Федеральном, так и на региональном уровнях.
Большое значение в повышении эффективности разработки межотраслевых нормативных материалов для нормирования труда имеет формирование совместных "Программ по созданию и совершенствованию межотраслевой нормативной базы по233
труду для стран СНГ на 1996 г. и последующую перспективу", в разработке которой участвовал автор диссертации.
В соответствии с этой программой осуществляется разработка межотраслевой нормативной базы по труду. В ней определено конкретное участие исследовательских организаций стран СНГ в общем объеме выполняемых работ по согласованию с центральными органами по труду.
В целях координации научной и нормативно-исследовательских работ по труду, исключения дублирования и параллизма проектов и планов нормативно-исследовательских работ согласовываются и утверждаются соответствующими вышестоящими организациями.
При планировании разработок по нормированию труда должны быть учтены следующие требования:
- расширение сферы нормирования труда при выполнении различных видов работ как основными, так и вспомогательными работниками сельскохозяйственного производства;
- высокая объективность и качество разрабатываемых нормативных материалов и приближение их к необходимым обоснованным затратам труда;
- обеспечение технико-технологической, организационно-экономической, психо-физиологической и социально-правовой обоснованности норм труда;
- гуманизация норм труда, соответствие его содержания личным интересам работника, сохранению его здоровья, интеллектуальному и творческому развитию личности;
- применение при разработке норм затрат труда, проектировании технологической трудоемкости работ, моделировании234
трудовых процессов программных средств с использованием электронно-вычислительной и компьютерной техники.
Для реализации разработанных научно обоснованных материалов цены дачи в туапсе и внедрения их в производство необходимо составлять рабочие программы оказания методической и практической помощи сельскохозяйственным предприятиям по их заявкам на внедрение технически обоснованных норм труда в производство. Предприятие, в свою очередь, должно совместно с нормативной организацией решить несколько вопросов:
- проанализировать состояние нормирования труда всех категорий работников и разработать план пересмотра фактических норм труда и внедрения научно обоснованных нормативов трудоемкости;
- установить необходимость проведения паспортизации условий производства, аттестации и рационализации рабочих мест;
- привести фактические условия производства в соответствие с теми, которые предусмотрены типовыми нормами труда;
- разработать мероприятия по рационализации рабочих мест и совершенствованию условий труда;
- провести при необходимости выборочные или сплошные фотохронометражные наблюдения, сделать оценку применяемых на производстве норм труда;
- проанализировать работу службы по нормированию труда, ее состав, квалификационный уровень, решить вопрос повышения квалификации специалистов по нормированию труда;
- разработать программу планового пересмотра и внедрения технически обоснованных норм труда на предприятии в связи с изменением технико-технологических, организационно-235
экономических и социальных условий производства, совершенствования нормирования и оплаты труда, снижения трудоемкости работ.
В соответствии с Федеральной программой проведения нормативно-исследовательских работ исследования должны осуществляться по следующим основным направлениям:
1. Обобщение имеющихся литературных данных, методических материалов и практических рекомендаций, ОСТов, ГОСТов и др. материалов, необходимых для проведения нормативно-исследовательских работ. Уточнение, координация, согласование с подведомственными организациями методик, рабочих программ, проведение других подготовительных работ как на федеральном, так и региональном уровнях.
2. Обоснование технико-технологических и организационно-экономических вариантов организации производства труда и управления, на которые будут разрабатываться технически обоснованные нормы труда.
Определение объектов проведения нормативно-исследовательских работ.
3. Организация проведения паспортизации условий выполнения трудовых процессов, нормировочных работ (фотографий рабочего дня, хронометражных наблюдений) за различными категориями работников.
4. Систематизация и анализ материалов хронометражных наблюдений и проведенной паспортизации условий труда, проектирование рациональных процессов труда.
5. Расчет технически, технологически и организационно обоснованных трудоемкостей выполнения трудовых процессов, научно обоснованных норм труда.236
6. Подготовка проекта-сборника типовых научно обоснованных норм и карт организации труда.
7. Разработка инструктивных указаний о порядке проведения апробации проектов сборников типовых норм и карт организации труда.
8. Проверка технико-технологической, психологической, организационно-экономической и социальной обоснованности проекта сборника типовых норм труда в производственных условиях. Обработка, систематизация и анализ результатов апробации, подготовка предложений по корректировке проекта сборника.
9. Доработка проектных сборников типовых норм труда в соответствии с результатами апробации и представление на согласование и утверждение вышестоящей органиазации.
Утвержденные и согласованные сборники типовых норм труда рекомендуются для внедрения в сельскохозяйственных предприятиях и организациях.
Таким образом, научно обоснованные планы выполнения исследований по экономике труда являются связующим звеном в общей цели нормативно-исследовательских организаций и специалистов базовых сельскохозяйственных предприятий.
Плановое и системное проведение нормативно-исследовательских работ на основе единых методических подходов и при наличии определенной нормативной базы дает возможность оперативно и с высокой степенью научной обоснованности разработать типовые норма труда и внедрить их в сельскохозяйственное производство России.
Попов, Владимир Константинович