Динамика организационной структуры управления экономикой

Развитие организационных структур управления в Таджикистане в восьмидесятые годы осуществлялось в соответствии с общими тенденциями, присущими системе управления бывшего Союза в целом. После упразднения среднеазиатского совнархоза, куда входил Таджикистан, создавались отраслевые органы управления -министерства, а в ряде случаев и межотраслевые. По мере разделения и специализации отраслей народного хозяйства росло количество этих органов. Накануне перестройки в республике функционировало 45 министерств и ведомств. В том числе 36 из них союзно-республиканских и 9 республиканских.

Значительное количество министерств и ведомств в рассматриваемый период работало по трехзвенной системе управления. Число их органов управления среднего звена составляло 33 единицы, в которых работало более тысячи человек. Имелось 7 организаций с управленческими функциями, обслуживающими центральные аппараты министерств с персоналом более 200 человек.

Количество объектов управления, приходящихся в среднем на одно министерство и ведомство Таджикистана, составляло более 253 единиц, в том числе по союзно-республиканским - 284, а по республиканским - 88 единиц. Такая значительная разница в пользу союзно-республиканских министерств и ведомств была обусловлена тем, что значительная часть имела мелкие предприятия и организации, например, школы Минпроса, клубы и библиотеки Минкультуры, торговые предприятия Минторга и др. Республиканские министерства и ведомства, в основном, относятся к производственной сфере и имеют относительно крупные предприятия, объединения и организации.32 В составе союзно-республиканских министерств и ведомств

функционировало 33 производственных объединения (1 - в

Минхлебопродуктах, 5 - в Минлегпроме, 3 - в Минстройматериалах,

1 - в Минводхозе, 1 - в Минсвязи, 6 - в Минбыте, 1 - в Госснабе, 5 - в

Гослесхозе, 10 - в Минместпроме). В них работало около 50 тысяч

человек. Имелось 5 научно-производственных объединений: "Таджик-

НИИоргстрой" Минстройматериалов Таджикистана, "Богпарвар",

"Земледелие", "Таджикагропромавтоматизация" Госагропрома

республики, "Восход" Минместпрома, в которых работало более 11

тысяч человек. Численность научно-исследовательских, проектно-

конструкторских и технологических организаций министерств и

ведомств республики составляла 50 единиц.

В центральных аппаратах министерств и ведомств работало 4060 человек, в том числе ПО человек персонала по охране и обслуживанию зданий. Существовавшая структура центральных аппаратов министерств и ведомств сложилась в условиях значительной централизации управленческих функций. Они не отвечали новому хозяйственному механизму и Закону "О государственных предприятиях (объединениях)". В этих аппаратах имелось около 500 структурных подразделений, значительная часть которых занималась решением текущих и оперативных задач. Существовали различные типы подразделений - группы, секторы, отделы, управления, главные управления. Причем, часть из них не отвечала нормам управляемости, в некоторых управлениях работало по 4-5, а в отделах по 10-12 человек.

Примером такой сложной системы являлась ранее действовавшая структура центрального аппарата Госагропрома республики. На базе 7 упраздненных министерств и ведомств (Минсельхоза, Минпищепрома, Минсельстроя, Минмясомолпрома,33 Минхлопкопрома и Госкомсельхозтехники), занимающихся

производством, хранением, транспортировкой и переработкой

сельхозпродуктов, а также сельским строительством, был организован

Госагропром Таджикской ССР. Это позволило при создании

Госагропрома Тадж.ССР сократить численность аппарата управления

более чем на 700 человек и сэкономить около 600 тыс. рублей в год на

их содержание.

Однако в составе Госагропрома республики имелось более 20 подразделений - Главные управления, отделы и инспекции. В них работало 500 человек, в том числе 11 заместителей председателя Госагропрома. Управлением производства и переработки сельскохозяйственной продукции занимались три Главка по производству и переработке продукции животноводства, по производству и переработке плодоовощной продукции, картофеля и винограда и по пищевой промышленности. Каждым главком руководил соответствующий зам. председателя. На эти главки, в основном, возлагались функции оперативного управления процессами производства и переработки продукции, координации деятельности предприятий и организаций Госагропрома и решение их текущих задач.

Вопросы планирования, экономического развития, научного обеспечения, материально-технического снабжения, капитального строительства решались в Главных управлениях:

o по научному обеспечению АПК;

o по кадрам и внешним связям;

o по капитальному строительству и реконструкции;

o по планирования социально-экономического развития АПК;

o по МТС.34 При таком разделении функций первая группа подразделений,

занимавшихся непосредственно управлением производством и

переработкой продукции, не имела соответствующих рычагов

воздействия на этот процесс. Все обеспечивающие и обслуживающие

подразделения - материально-технического снабжения, обеспечения

запасными частями, выделения капвложений, электрификации и

механизации, транспортного обслуживания и другие -

функционировали отдельно.

Такая структура, как показал анализ деятельности Госагропрома, усиливала бюрократизм, проволочки в решении многих вопросов оперативного управления, приводила к усложнению и увеличению времени принятия экономических решений. Главные управления по производству и переработке продукции, не имея соответствующих рычагов, по существу, мало влияли на процесс управления. Например, для решения вопросов использования транспортных средств в текущем производстве приходилось обращаться к другому Главку. При этом вопрос решался на уровне первых замов или замов председателя Госагропрома, что затягивало оперативность принятия решений.

В одних Главках имелись управления, отделы и группы, в других - только управления или отделы, а в-третьих - вообще отсутствовали эти организационные единицы, что не соответствовало нормам управляемости.

Существовали значительные различия между министерствами и ведомствами по объему выпускаемой продукции, масштабу деятельности, численности работающих, количеству предприятий и административно-управленческому персоналу.

По объему выпускаемой продукции крупными министерствами и ведомствами являлись: Госагропром, Таджикпотребсоюз, Минторг,35 Минводхоз, Минлегпром, Минхлебопродукты, Минместпром,

Минстрой. Для каждого из них годовой объем производства и услуг

превышал 200 млн. рублей. По общей численности работающих на

первое место выходили Госагропром, Таджикпотребсоюз, Минпрос,

Минздрав, Минлегпром, в которых работало от 50 до 130 тысяч

человек. Существовали определенные несоответствия между этими

показателями и численностью административно-управленческого

персонала. Например, численность центрального аппарата

Минлегпрома Таджикской ССР почти не отличалась от других

промышленных министерств и ведомств республики, объем

производства которых был значительно меньшим.

В восьмидесятые годы наблюдалось увеличение численности

работников аппарата управления на уровне областных, городских и

районных органов управления. Возросла численность работников

аппарата управления в министерствах просвещения (за счет

увеличения аппарата районных отделов народного образования),

социального обеспечения (за счет образования центра по начислению

пенсий в Курган-Тюбинской области), Госкомтруде (за счет

увеличения численности работников в районных бюро

трудоустройства). Увеличилась численность работников аппарата

органов управления в Госагропроме республики (на 7,1 %) за счет

образования 4-х хозрасчетных управлений, аппарата областных

организаций, а также в связи с созданием Душанбинского Агропрома

и увеличением аппарата районных агропромышленных объединений.

Увеличилась численность центрального аппарата Министерства

хлебопродуктов за счет образования новых отделов в связи с

передачей ему хлебопекарной промышленности. В Министерстве

финансов республики увеличение численности аппарата было связано

с дополнительной численностью, выделенной для контроля, в связи с36 законом об индивидуальной трудовой деятельности. Численность

работников аппарата общественных организаций увеличилась на 0,3%.

К середине восьмидесятых годов численность работников аппарата управления республики составляла 21,542 тыс. человек (см. табл. 1.5). В республике необходимо было проводить работы по упрощению структуры управления и сокращению численности административно-управленческого персонала.

Структура управления народным хозяйством республики на первом этапе переходного периода (1991-1996 гг.) претерпела большие изменения и формировалась под воздействием ряда объективных факторов. Это, прежде всего, завоевание государственного суверенитета Республики и впоследствии упразднение союзных и союзно-республиканских структур управления народным хозяйством.

Таблица 1.5 Удельный вес численности аппарата органов

управления Таджикистана за 1987 год

Наименование показателей Общая

численность

(тыс. чел) Численность аппарата органов управления

Всего

(тыс. чел) % к общей численности

Население республики в том числе:

1. Рабочие и служащие

2. Рабочие, служащие и колхозники

3. Рабочие, служащие, колхозники и обучающиеся 4969

1150

1400 2732 21,542 21,542 21,542 21,542 0,43 1,87 1,54 0,79

37 Особый отпечаток на структуру управления наложили принятые

меры по переводу экономики республики на рыночные отношения.

Этим объясняется появление, наряду с государственными, новых

структурных подразделений - компаний, концернов, акционерных

обществ со смешанным характером собственности и др.

Разрыв традиционных хозяйственных связей вследствие распада Союза и гражданской войны обусловил резкое снижение объемов производства во всех отраслях народного хозяйства. Вследствие падения объемов производства произошло резкое уменьшение функций и задач управления, чем и объясняется появление множества республиканских организаций с управленческими функциями вместо союзно-республиканских и республиканских министерств.

В составе агропромышленного комплекса суверенной Республики Таджикистан вновь функционируют как отдельные органы управления: Министерство сельского хозяйства Республики Таджикистан, Министерство мелиорации и водного хозяйства Республики Таджикистан, Министерство хлебопродуктов Республики Таджикистан, Лесохозяйственное производственное объединение "Таджиклес", Республиканское производственное объединение "Мохипарвар", Республиканская производственная ассоциация "Таджиксельхозхимия", Республиканское объединение

"Точикбогбуньед, Комитет пищевой и перерабатывающей промышленности, Комитет по земельным ресурсам и землеустройству, Главное управление хлопкоочистительной промышленности, государственная строительная компания "Таджиксельстрой". К этому комплексу по сфере своей деятельности также относится и союз потребительских обществ "Таджикматлубот".

Хотя численность аппарата управления этих министерств и ведомств комплекса была уменьшена по сравнению с АПК38 республики 1985 г., преобразования осуществлялись в ускоренном

порядке, без априорной схемы.

Республиканская государственная производственная компания "Таджиклес" в соответствии с возложенными на нее функциями и задачами осуществляла мероприятия по увеличению посадки лесов в республике, облесению горных склонов, оврагов, созданию и выращиванию государственных защитных лесных полос, противоэрозионных насаждений, обеспечению охраны лесов от пожаров, самовольных рубок, защите лесов от вредных насекомых и болезней, руководству работой заповедников, заказников, развитию охотничьего хозяйства в республике, выращиванию посадочного материала лесных и плодовых пород.

В его составе функционировало 25 предприятий, объединений и организаций, в том числе 5 лесохозяйственных производственных объединений - Кулябское, Курган-Тюбинское, Памирское, Ленинабадское и Душанбинское. В целях улучшения экологической обстановки, сохранения и приумножения разработанной флоры и фауны республики в ней были созданы три заповедника и 15 заказников.

"Таджиклес" Республики работал по двухзвенной системе управления. Численность его центрального аппарата составляла 43 человека, что являлось минимальным.

Минводхоз Республики Таджикистан в своем составе имело: областные управления мелиорации и водного хозяйства, Гиссарское Долинное управление оросительных систем, около 20 управлений оросительных систем и ряд управлений машинного орошения, управления каналами, гидроузлов, межрайонных и районных производственных ремонтно-эксплутационных объединений

мелиорации и водного хозяйства и других предприятий и39 организаций. Общее количество предприятий составило 85, в них

работало более 10 тыс. человек. Министерство работало по

трехзвенной системе управления.

Минхлебопродуктов республики работало по двухзвенной системе управления, имело 25 предприятий, объединений и организаций, в том числе 14 промышленных и одну строительную организацию. В системе министерства работало около 3 тыс. человек. Численность центрального аппарата Минхлебопродуктов республики составляла более 80 человек.

Объединение "Мохипарвар" при правительстве республики осуществляло единую политику по развитию рыбоводства, рыболовства и торговли в республике, занималось организацией производства рыбопродукции, охраной рыбных запасов и воспроизводством рыбы в республике. В состав объединения входило одно рыбопромышленное агенство недвижимости туапсе хозяйство (Кайраккумский рыбхоз), пять прудовых рыбных хозяйств, Центральная контрольно-производственная лаборатория. В них работало более 200 человек, годовой объем производства и услуг составлял около 6 млн. рублей. Численность центрального аппарата объединения составляла 23 человека.

В систему Таджикматлубота входило: 4 облпотребсоюза, 36 районных и 42 сельских потребительских общества, около 40 райзаготконтор, ряд объединений общественного питания, промышленных предприятий, оптовых торговых баз и других организаций, из них более 80 кооперативных организаций и предприятий, которые непосредственно подчинялись центральному аппарату Таджикматлубота. Кроме того, функционировало свыше 4 тыс. предприятий торговли и общепита. Общая численность работников Потребсоюза республики составляла около 25 тыс.40 человек. По сравнению с восьмидесятыми годами розничный

товарооборот в Таджикматлуботе сегодня резко уменьшился. Такая

тенденция намечается и в заготовительном обороте. Таджикматлубот

работал по трехзвенной системе управления, в его центральном

аппарате работало 200 человек в 22 структурных подразделениях.

Строительный комплекс Республики был представлен: Комитетом по делам архитектуры и строительства, Государственным строительным концерном "Таджикстрой" и Государственной корпорацией "Таджикмонтажспецстрой". В строительстве на территории республики участвовали подрядные организации министерств и ведомств других отраслей. Объем строительно-монтажных работ, выполненных хозяйственным способом, в начале девяностых годов составлял не более 3-4%.

Подрядные строительные организации республики имели трехзвенную структуру управления (министерство - трест -строительные управления (ПМК) и приравненные к ним организации).

В строительном комплексе, как и в народном хозяйстве республики в целом, в девяностые годы наблюдается снижение объема работ и, соответственно, уменьшение численности административно-управленческого персонала. В трехзвенности структуры управления сегодня нет особой надобности.

Комитет по делам архитектуры и строительства имел три мощных проектно-изыскательских организаций: Проектный институт по жилищно-гражданскому строительству "Таджикгипрострой", по промышленному строительству "Таджикгипропром" и по инженерным изысканиям и геологии "ТаджикПИОИПНГГИЗ", а также производственно-хозрасчетное управление. Годовой объем работ комитета в начале десятилетия составлял более 9 млн. рублей, общаячисленность работающих - более 2 тыс. человек, в центральном аппарате работало всего лишь 65 человек.

"Таджикстрой" выполнял значительные объемы подрядных работ, производимых в республике: объем строительно-монтажных работ, осуществляемых предприятиями и организациями концерна, составлял более 150 млн. рублов. Общая численность работающих превышала 6 тыс. человек, в том числе в центральном аппарате работало 89 человек. В системе концерна имелись: строительно-монтажные тресты; специализированные строительно-монтажные управления; промышленный трест; производственный автомобильный трест; вычислительный центр совершенствования строительства; другие организации и предприятия.

Однако необходимо отметить, что капитальное строительство является наиболее отстающим в республике, что в определяющей степени тормозит движение экономики, в целом, и развитие социальной сферы, в особенности. Из года в год не выполняются программы строительно-монтажных работ. Серьезно сдерживается создание новых рабочих мест, а, следовательно, и привлечение в сферу производства свободных трудовых ресурсов. Исключительно низкими являются показатели обеспеченности на душу населения школьными местами, больничными койками.

Самым слабым звеном в строительной цепочке республики является база стройиндустрии и строительных материалов, мощность которой далека от необходимого для выполнения программ социально-экономического развития.

Наибольшее количество министерств и ведомств республики приходится на социально-культурный комплекс. Это министерства: здравоохранения; социальной защищенности населения; образования Республики Таджикистан; иностранных дел Республики Таджикистан;42 культуры и информатики; Комитет по делам физической культуры и

спорта; Государственный комитет по телевидению и радиовещанию.

Министерство образовании Республики Таджикистан руководит высшим, средне-специальным и средним образованием, дошкольным и внешкольным воспитанием и через соответствующие отделы народного образования Хукуматов управляет непосредственно подчиненными ему учебно-воспитательными, научно-

исследовательскими учреждениями, организациями и осуществляет координацию деятельности министерств и ведомств Республики, в подчинении которых находятся соответствующие учебно-воспитательные организации и учреждения. Имеется 3 областных и 12 городских и районных отделов народного образования, которые непосредственно подчиняются Минобразованию республики.

В прямом подчинении Минобразования находятся: Таджикский научно-исследовательский институт педагогических наук; Центральный институт усовершенствования учителей;

Республиканский методкабинет по дошкольному воспитанию; республиканские школы-интернаты и ряд других организаций и предприятий.

Минобразования осуществляет методическое руководство деятельностью 25 высших учебный заведений. Ведет учебно-методическую координацию 21 средне-специального учебного заведения, расположенных на территории Таджикистана. Однако с переходом на трехступенчатую непрерывную систему образования в высших учебных заведениях республики все средне-специальные учебные заведения были преобразованы в колледжи или расформированы.

Новым направлением деятельности Минобразования Республики Таджикистан была подготовка специалистов для работы43 за рубежом. К 1 января 1990 г. в ВУЗах республики обучалось более

тысячи студентов из 39 стран мира. К 1997 году количество

иностранных студентов уменьшилось. ВУЗы республики также

обеспечивают зарубежные представительства кадрами,

переводчиками, готовят преподавателей для зарубежных учебных

заведений.

В системе Минздрава Республики Таджикистан работает более 80 тыс. человек, удельный вес численности управленческого персонала самый низкий в республике и составлял около 5% от общей численности работающих (в ряде министерств и ведомств республики, а также Минздравов других стран СНГ этот показатель равен 10-15%). В центральном аппарате работает 81 человек. За последние 20 лет значительно увеличилась сеть лечебно-профилактических учреждений республики, коечный фонд увеличился почти в два раза. Создан ряд хозрасчетных организаций и учреждений - завод нестандартного оборудования, ремонтно-монтажное управление, управление "Медтехника" и др.

В середине девяностых годов положение изменилось. Минздрав республики претерпевает сложности в обеспеченности медикаментами, оборудованием, инвентарем, техникой и горючесмазочными материалами, что обусловлено ограниченностью бюджетного ассигнования. Из-за низкой платежеспособности населения коммерческие структуры в здравоохранении не получили особого развития

Министерство культуры и информатики Республики Таджикистан осуществляет организационно-методическую помощь и руководство деятельностью около 2 тыс. культурных учреждений. В системе этого министерства работает более 6 тыс. человек. Центральный аппарат состоит из 70 человек, имеются44 облгоррайуправления и отделы культуры. Непосредственно данному

министерству подчинены 31 организация и учреждения, в том числе

Таджикский институт искусства им. М.Турсунзаде.

Министерство также осуществляет полиграфическое, издательское дело и книжную торговлю. В его подчинении находятся: три издательства ("Ирфон", "Маориф", "Адиб"); Главная научная редакция Таджикской энциклопедии, занимающаяся издательским делом; 44 редакции районных газет; 18 промышленных полиграфических предприятий (9 производственных полиграфических объединений, 9 самостоятельных типографий); три книготоргующих организации; Книжная палата и ремонтно-строительное предприятие. В ведении Министерства также находятся редакция журнала "Чашма" и Ленинабадское ремонтно-механическое предприятие, обеспечивающее наладку и ремонт полиграфического оборудования.

На 1 января 1998 года более 30% точек книжной торговли разгосударствлено. В республике функционируют одно частное и два коллективных издательства, успешно конкурирующие с государственными издательствами.

Комитет по делам физкультуры и спорта правительства Республики Таджикистан руководит развитием более 40 видов спорта в республике, проведением в них методической работы, организацией подготовки спортсменов высшего спортивного мастерства, подготовкой его резерва, проведением мероприятий по развитию физкультуры и спорта. Непосредственно в ведении Комитета находится 30 стадионов, детские спортивные школы и другие организации и учреждения. Например, это республиканский производственный хозрасчетный физкультурно-оздоровительный и спортивно-тренировочные комплексы, Таджикский колледж45 физической культуры, Республиканский методкабинет, Центральная

бухгалтерия спортивных школ и др. В системе Комитета по делам

физкультуры и спорта Республики Таджикистан работает более тыс.

человек, центральный аппарат состоит из 40 человек.

В физкультурно-спортивном комплексе негосударственные формы собственности - частная, коллективная и акционерные общества - встречаются в единичном количестве, т.е. они не получили массового характера. Анализ их работы показывает, что обеспечивается только функционирование этих учреждений без соответствующего накопления на обновление парка оборудования и реконструкции.

Вопросами социального обеспечения населения республики, как единого целого, занимается Министерство социальной защиты населения Республики Таджикистан. В его системе министерства работает 1,2 тыс. человек, в том числе в центральном аппарате -54 человека. Кроме того, имеются областные, городские и районные отделы социального обеспечения. В ведении министерства находятся протезно-ортопедический завод, дома-интернаты, Республиканский центр по начислению и выплате пенсий и пособий, централизированные бухгалтерии, ВТЭК и другие организации и учреждения социального характера.

Проблемы улучшения социальной обеспеченности сегодня находятся под пристальным вниманием Правительства республики. За последние пять лет, несмотря на увеличение миграции, количество получателей пенсий и пособий, в целом, увеличилось. Соответственно, возросло и ассигнование государственных средств на эти цели, только не всегда оно своевременно оплачивается. Однако между оплачиваемыми размерами пенсий и реальным прожиточным минимумом, к сожалению, имеется значительное расхождение.46 Принят ряд указов, направленных на повышение пенсий инвалидам

Великой Отечественной войны, семьям погибших воинов,

пенсионерам, инвалидам, лицам по случаю потери кормильца,

многодетным и одиноким матерям и др.

Комплекс товаров народного потребления и сферы услуг в республике представлены предприятиями, объединениями и организациями Государственного комитета по делам промышленности, Таджикского Республиканского концерна "Хизмат", Государственного комитета по контрактам и торговле, Государственного концерна "Таджиккоммунсервис".

Комитет по делам промышленности имеет двухзвенную систему управления, в состав которой входит: одно межотраслевое объединение; 11 производственных объединений, в том числе одно научно-производственное; один комбинат на правах производственного объединения; 21 отдельное предприятие и организация. В составе Госкомитета имеется 7 подотраслей: шелковая, хлопчатобумажная, шерстяная, трикотажная, кожевенно-обувная и фарфоровая. Средний объем товарной продукции на один объект управления Госкомитета до 1996 года имел тенденцию к снижению. Аппарат управления в основном звене составлял 6% от общей численности работающих. В центральном аппарате Госкомитета работало 89 человек.

Основным производственным звеном Госкомитета республики сегодня являются производственные объединения, они производят 64% продукции отрасли, в них работает 80% промышленно-производственного персонала. В условиях надомного труда работает 7 тыс. человек.

Государственный концерн "Таджиккоммунсервис" руководит многоотраслевым и, по сути, сложным жилищно-коммунальным и47 газовым хозяйством республики. В его состав входит 20 подотраслей,

он объединяет более 200 самостоятельных предприятий и организаций. Общая численность работающих в системе составляет более 20 тыс. человек, из них около 11% - это административно-управленческий персонал. В центральном аппарате работает 55 человек. Наблюдается тенденция к снижению объема реализации природного газа как в натуральном, так и в стоимостном выражении. Снижение объема услуг, предоставлявшихся концерном в 1997- 1998 гг., обусловлено приватизацией объектов жилищно-коммунальной собственности.

Таджикский республиканский концерн "Хизмат" объединяет в себе 107 предприятий и организаций, с общей численностью работающих около 20 тыс. чел. Непосредственно концерну подчиняется 25 предприятий и организаций, остальные находятся в ведении областных управлений бытовых услуг или приватизированы. В центральном аппарате концерна работает 85 человек.

Государственный комитет Республики Таджикистан по контрактам и торговле управляет крупной отраслью народного хозяйства республики, в состав которой входит более 100 предприятий и организаций. В системе работает более агентство недвижимости туапсе 15 тыс. чел., в центральном аппарате комитета - 105 человек. Этот Госкомитет работает по трехзвенной системе управления, в него входят областные и городские отделы торговли, которые содержатся за счет лимита численности и фонда зарплаты Госкомитета.

В период 1991-1997 гг. было приватизировано 1062, или 37,2% предприятий торговли и общественного питания, а трехзвенность системы управления сохраняется традиционно.

Транспорт и связь представлены Министерством транспорта и дорожного хозяйства РТ, Министерством связи РТ.48 В системе Минтрасдорхоза сосредоточено около 30%

автотранспорта республики. В его непосредственном подчинении

находятся 48 предприятий и организаций, из них одно -

промышленное, 4 - строительных и 37 автотранспортных

предприятий, часть из которых подчинена территориальным органам

- Душанбинскому производственному автотресту (23 предприятия),

Ленинабадскому производственному автотресту (8 предприятий),

Хатлонскому автоуправлению (6 предприятий). Промышленность в

отрасли представляет республиканское производственное

объединение, которое включает в себя четыре авторемзавода. Кроме

того, три подрядных организации осуществляют строительство,

реконструкцию и капитальный ремонт объектов производственного и

социально-культурного назначения. Республиканское объединение

"Автомотосервис" осуществляет техническое обслуживание

транспорта и автоматизацию процессов управления автотранспортом

республики. В данной отрасли работает более 21 тысячи чел., в том

числе в центральном аппарате министерства - 67 человек.

Неудовлетворительными являются темпы приватизации

госсобственности в этой отрасли, составившие на 1 января 1999 г. не

более 20%.

Министерство связи Республики Таджикистан имеет разветвленную сеть предприятий и организаций, составляющую 840 единиц, из них 200 - на самостоятельном балансе. Их управление осуществляется по трехзвенной схеме. Численность работающих в отрасли превышает 10 тыс. чел., в центральном аппарате министерства работает 74 человека.

За период 1991-1997 гг. всего 25 предприятий транспорта и связи подверглись приватизации.49 К межотраслевым органам управления республики также

относятся: Министерство экономики и внешнеэкономических связей

РТ; Статистическое агентство РТ; Государственный комитет РТ по

управлению госимуществом; Министерство труда и занятости

населения РТ; Комитет по государственному надзору за безопасным

ведением работ в промышленности и горному надзору

(госгортехнадзор) при Правительстве РТ; Министерство финансов РТ.

В административно-правовой комплекс Республики с их органами на местах входят: Министерство юстиции РТ; Министерство внутренних дел РТ; Комитет национальной безопасности РТ; Экономический суд; Верховный суд Республики Таджикистан.

Кроме указанных министерств и ведомств, в Республике функционирует ряд республиканских организаций с управленческими функциями - это Главное геологическое управление Правительства РТ, Государственная авиакомпания "Таджикистан", Национальная <; компания РТ по туризму "Таджиктуризм", Академия наук РТ, Комитет по делам религии Правительства РТ, Таджикский государственный центр стандартизации и метрологии, Государственная компания "Барки Точик", Государственная компания "Таджикгидроэнергострой", Комитет по нефти и газу при Правительстве РТ, Национальный банк РТ, Агропромбанк, Внешэкономбанк, Таджикбанкбизнес, Ориенбанк, Главное архивное управление при Правительстве РТ и др. Численность работников аппарата органов управления этих организаций составляет около 770 человек.

В Республике функционируют 25 общественных организаций: Союз писателей РТ; Общество охраны памятников истории и культуры РТ; Союз театральных деятелей РТ; Союз Красного Креста и Красного Полумесяца РТ и др.50

Таблица 1.6 Основные показатели областей и районов республиканского подчинения (РРП) Республики Таджикистан

Показатели Единица измерения В целом по республике ГБАО Хатлонская область Ленина-Бадская область Города и районы респ. подчинения

1. Территория тыс.км.кв. 143,1 63,7 24,6 26,1 28,4

2. Население на 1.01.1991 г. тыс. чел 5464 184 1718 1771 1790

3. Количество городов Ед. 19 1 4 9 5

Сельских районов Ед. 45 6 19 12 8

Сельских поселков Ед. 375 38 130 112 95

Колхозов, совхозов, межхозов Ед. 497 28 211 145 113

4. Количество объектов управления Ед. 11383 410 3531 3416 4030

5.Численность аппарата областных и приравненных к ним органов управления Чел. 2558 325 1180 886 167

51 В 1996-1997 гг. в соответствии с требованиями переходного

периода были произведены структурные преобразования в

сельском хозяйстве РТ. Так, республиканское объединение

"Таджиксельхозтехника" было преобразовано в корпорацию "Мадид",

Главное Управление хлопкоочистительной промышленности - в

корпорацию "Пахтай Точик", Республиканское объединение

"Таджиксельхозхимия" - в Республиканскую производственную

ассоциацию "Таджиксельхозхимия", Министерство хлебопродуктов -

в Государственную холдинговую компанию "Галла", Комитет

"Таджикпищепром" - в корпорацию "Таджикпищепром". Однако в

их организационной структуре управления, функциях и задачах

управления, количестве управленческого персонала мало что

изменилось с тех пор. Отчуждение государственной собственности"

было произведено не до конца и носит смешанный характер:

преимущество осталось за госсобственностью. г

В Таджикистане сложилась смешанная административно-территориальная схема управления (табл. 1.7). Наряду с тремя* областями, в республике имеется 7 городов и 8 районов республиканского подчинения.

В Хатлонской области (территория 24,6 тыс. кв. км, население 1,9 млн. чел.) на базе освоения десятков тысяч гектаров и в Вахшской долине ускоренное развитие получило высокоэффективное хлопководство, особенно производство ценнейшего

тонковолокнистого хлопчатника. Это стало возможным благодаря строительству разветвленной ирригационной сети, которую питают мощные современные гидроэнергоузлы, такие, как Нурекская ГЭС. Получили развитие предприятия легкой и пищевой промышленности.

Районы и города республиканского подчинения (РРП) линейно группируются в центральной части республики, занимают52 территорию около 28,4 тыс. кв. км с населением около 2 миллионов

человек. Здесь строились основные объекты Южно-Таджикского

территориального производственного комплекса: Нурекская,

Рогунская ГЭС, Таджикский алюминиевый завод. Промышленность

этой зоны представлена развлетвленнои сетью комплексов

предприятий машиностроения и металлообработки, текстильной,

швейной, трикотажной, мясомолочной, пищевой и других отраслей.

Таблица 1.7

Распределение численности аппарата органов управления по областям республики и г. Душанбе

г.Душанбе Ленинабадсская обл. Хатлонская обл. ГБАО Города и районы респ. подчинения

1 2 3 4 5 6

Всего органов аппарата управления, в том числе: 8548 5221 6373 1304 2284

Аппарат министерств и центральных учреждений 4702

Аппарат областей и города Душанбе 824 836 1017 290

Аппарат городских (кроме г. Душанбе) и районных органов управления 389 1802 2233 447 1261

Аппарат сельских и поселковых органов управления 10 1152 1252 249 927

Аппарат судебных и юридических учреждений 380 284 295 50 161

Аппарат органов хозяйственного управления 552 479 697 100 252

53

Окончание табл. 1.7

1 2 3 4 5 6

Аппарат органов кооперативных и общественных организаций 1691 668 879 168 283

Процент работников аппарата управления в общей численности работающих 3,5 1,3 1,8 2,8 1,2

Сельские районы республиканского подчинения все больше преодолевают моноспециализацию на производстве хлопка-сырца.

Численность органов управления по областям и РРП республики характеризуется данными таблицы 1.6. Наибольшая численность аппарата органов управления в городе Душанбе и Ленинабадской области (3,5 и 5,2 тыс. человек).

Демографическая ситуация в Республике такова, что население возросло с 4,9 млн. чел. в 1988 г. до 6 млн. чел. в 1996 г. Уже сейчас в Таджикистане на 1 кв. км территории плотность населения выше, чем в остальных странах СНГ в 2,6 раза, а без учета горных районов Горно-Бадакшанской автономной области - в 4,6 раза (см. табл. 1.7).

Анализ показывает, что к основным недостаткам организационных структур органов управления национальной экономикой Таджикистана и негативным тенденциями в их деятельности следует отнести:

1. Наличие большого количества разнородных отраслевых и межотраслевых органов управления. Это усложняет оперативность решения стратегических задач национальной экономики, приводит к разобщенности развития взаимосвязанных отраслей, к распылению инвестиций, снижает уровень принимаемых самостоятельных решений в условиях рынка, увеличивает документоборот. В54 результате ухудшается общий уровень экономического развития

республики;

2. Несоответствие во многих случаях структуры органов управления решаемым задачам и функциям. Министерства и ведомства должны заниматься стратегическими задачами, определяющими направления развития отраслей и пути их достижения. Однако сложившаяся организационная структура и деятельность их центральных аппаратов ориентированы, в основном, на решение текущих оперативных задач. В результате, во-первых, не обеспечивается в соответствии с требованием рыночного механизма хозяйственная самостоятельность подведомственных предприятий и организаций. Во-вторых, неприспособленность аппаратов управления к решению перспективных задач привела к их неконкурентоспособности и спаду производства. Иными словами, разбухание аппарата министерств и ведомств ухудшает оперативность принятия решений;

3. Преобразование и формирование ОС ОУ осуществляется без научно обоснованного методического подхода, зачастую интуитивно или, что еще хуже, в угоду отдельным чиновникам. Не прослеживается четкого распределения функций и задач управления между отдельными структурами и структурными подразделениями.

Этим объясняется ухудшение межотраслевого управления. Чрезмерная перегруженность межотраслевых органов управления, вплоть до правительства республики, в основном, решением текущих оперативных задач привела к снижению уровня руководства национальной экономикой;

4. Чрезмерную централизацию и снижение исполнительской дисциплины. Следствие - "размытость" полномочий и ответственности на всех уровнях управления экономикой.55 Министерства, ведомства и территориальные органы,

разрабатывающие программы и экономические решения, в должной

мере, не несут ответственности за их целесообразность,

обоснованность и реализацию. В свою очередь предприятия,

организации и органы управления, ответственные за реализацию этих

разработок, не имеют необходимых прав по распоряжению

финансовыми и материально-техническими ресурсами;

5. Отсутствие крупного промышленного производства. Такая особенность экономики республики, являясь естественной, при этом не нашла должного, своевременного отражения в ее организационных структурах управления и экономическом механизме хозяйствования, т.е. должной поддержки со стороны государства.

Постоянно меняющаяся рыночная ситуация, необходимость внедрения новых технологий и освоение новой продукции настойчиво требуют постоянной корректировки механизмов хозяйствования и организационных систем управления. Однако этому препятствовала инерционность системы, отсутствие научно обоснованной методологии, реализованного на практике оргпроектирования в республике и отчасти инерционность мышления некоторых государственных чиновников. Ресурсы этих средних и мелких предприятий не позволяют, во-первых, осуществлять коренную реконструкцию и обновление производства, а во-вторых, в достаточной мере развивать социальную инфраструктуру. Кроме того, на большинстве этих предприятий устарело оборудование, выпускаемая продукция не соответствует современным требованиям;

6. Громоздкость организационной структуры управления национальной экономикой. Это является отражением доли собственности госсектора в экономике республики, которая на 1 января 1998 г. составляла более 70%.56 На западе монополистом считается тот, кто контролирует 30%

товарного рынка. Рост монополистов ограничивается специальными

антитрестовскими законами и удельный вес малых предприятий в

производстве постоянно увеличивается.

Уменьшение собственности госсектора, упрощение структуры его управления должны достигаться процессом целенаправленной приватизации госсобственности, естественным отмиранием ненужных структур. Этот процесс должен регулироваться с помощью законодательства. Механизмом отбраковки всех неэффективных форм и методов управления и хозяйствования должна быть рыночная конкуренция;

7. Трудности организации эффективного территориального управления. Это, в основном, следствие смешанного административно-территориального деления республики, где наряду с тремя областями имеются районы и города республиканского подчинения. В сложившейся ситуации требуется значительное повышение роли территориального руководства.

Наличие в республике районов республиканского подчинения не дает возможности полностью реализовать программу территориального управления, а также разгрузить республиканские экономические органы от текущей оперативной работы по руководству районами и городами республиканского подчинения. При смешанной схеме административно-территориального деления республики сохраняются трудности организационного и методического характера.

Указанные недостатки и тенденции присущи в разной степени и другим странам СНГ. Их преодоление требует комплексного решения проблемы совершенствования управления национальной экономикой.

Кадыров, Абдурахмон Лакимович