Методические подходы к разработке прямых затрат труда на производство продукции растениеводства

Одним из главных условий эффективного функционирования сельскохозяйственного производства является его последовательное развитие на основе современных ресурсосберегающих технологий с учетом высокопроизводительной системы машин для разных природно-производственных условий Российской Федерации и рационального использования трудовых ресурсов.

Анализ показал, что при выполнении отдельных полевых работ еще остается низкая производительность труда и не всегда выполняются соответствующие требования к агротехнике возделывания и уборке некоторых культур, организации производства, поэтому затраты труда остаются высокими.

Одним из методов выявления резервов снижения затрат труда и денежно-материальных средств на производство сельскохозяйственной продукции является разработка и применение в производстве нормативно-технологических карт.

Каждое хозяйство Российской Федерации в зависимости от их расположения в разных регионах имеет свои природные условия, характеризующиеся определенным составом почвы (тип, подтип и механический состав), длиной поля, рельефом, каменистостью, конфигурацией поля и наличием на нем препятствий. Для определения этих показателей в каждом хозяйстве России проводилась паспортизация полей. По ее результатам рассчитаны группы норм для пахотных, непахотных и уборочных работ, с помощью которых устанавливаются нормы выработки и расхода топлива на механизированные полевые работы по сборникам, разрабатываемым нормативно-исследовательской службой Минсельхозпрода России.262

В процессе исследований обобщены материалы паспортизации полей хозяйств по районам, а затем республикам, краям и областям.

Анализ показал, что методическая основа определения групп норм на пахотные, непахотные и уборочные работы разная. На величину норм выработки пахотных работ особое влияние оказывает тяжесть обработки почвы. Так, если дерново-подзолистым почвам (средний суглинок) соответствует удельное сопротивление, равное 0,46 - 0,50 кг/см2, то чернозему - 0,56-0,65 кг/см2. Однако одинаковые почвы, находящиеся в разных республиках, краях и областях, имеют не одинаковые значения удельного сопротивления, которые зависят в основном от постоянной многолетней влажности почвы.

По сводным материалам паспортизации полей также можно определить номера групп норм труда по республикам, краям и областям, что позволит установить в зависимости от природных условий сравнимые и обоснованные затраты труда на производство сельскохозяйственной продукции и расход топлива по всем регионам России.

В процессе обобщения полученных в результате исследований материалов разработана принципиально новая методика расчета прямых затрат труда, которая включает в себя следующие основные положения:

1. Разрабатываются типовые технологические карты, в которых указываются нормы выработки только для первой группы норм и на их основе определяются нормативы прямых затрат труда и расхода топлива на 1 гектар возделываемой культуры.

Анализ показал, что если раньше хозяйство, республика, край, область рассчитывали свои технологические карты, то новая методика такой подход исключает, что дает большой эконо-263

мический эффект, так как для одной культуры, но для разных технологий возделывания и состава машин, составляется типовая нормативно-технологическая карта для России, в которую включаются нормы труда, соответствующие первой группе пахотных, непахотных и уборочных работ.

2. Корректировка затрат труда с учетом природных условий, в которых находится хозяйство или регион, производится с помощью коэффициентов, которые будут даны ниже. Данные коэффициенты разработаны впервые при непосредственном участии автора.

3. Для приведения прямых затрат труда и расхода топлива на центнер продукции растениеводства в соответствие с условиями каждого хозяйства и региона с учетом влияния природных условий на производительность тракторных агрегатов и комбайнов разработана следующая таблица (табл. 4.2.1):264

Таблица 4.2.1

Корректировочные коэффициенты влияния природных условий на производительность тракторных агрегатов и комбайнов

Группы норм

для пахотных

работ Группы норм для непахотных работ

I II III IV V VI VII VIII

1 2 4 5 6 7 8 9

I 1,00 1,06 1,10 1,13 1,16 1,19 1,21 1,23

II 1,04 1,10 1,14 1,17 1,21 1,24 1,26 1,28

III 1,08 1,14 1,19 1,22 1,25 1,28 1,29 1,33

IV 1,11 1,18 1,22 1,25 1,29 1,32 1,34 1,36

V 1,14 1,21 1,25 1,29 1,32 1,36 1,38 1,40

VI 1,16 1,23 1,21 1,31 1,35 1,38 1,40 1,43

VII 1,18 1,25 1,30 1,33 1,37 1,40 1,43 1,45

VIII 1,20 1,27 1,32 1,36 1,39 1,43 1,45 1,48

IX 1,22 1,29 1,34 1,39 1,41 1,45 1,48 1,50

X 1,25 1,32 1,37 1,41 1,45 1,49 1,51 1,53

XI 1,28 1,36 1,40 1,45 1,48 1,52 1,55 1,57

XII 1,31 1,38 1,44 1,48 1,52 1,56 1,59 1,61

По этой таблице определяется поправочный коэффициент на корректировку прямых затрат труда в зависимости от природных условий.

Например, если по хозяйству или области установлены группы на пахотные, непахотные и уборочные работы, соответственно, 4-2-2, то по выше приведенной таблице поправочный коэффициент составит 1,18 (1,11 х 1,06 = 1,1766).265

Если группы определены 4-2-3, то устанавливается поправочный коэффициент по уборочной группе 1,22 (1,11 х 1,10 = 1,2210).

Если прямые затраты устанавливаются на такие культуры, как картофель, сахарная свекла, кормовые корнеплоды и овощи, уборка которых проводится подкапывающими машинами (комбайнами, копателями и подъемниками), то для уборочных работ номер группы принимается по пахотным работам. Так, на уборке картофеля в рассматриваемом примере номера групп будут 4-2-4, а коэффициент 1,23 (1,11 х 1,11 = 1,2321).

3. Хозяйство или регион подбирает из сборника "Типовые нормативно-технологические карты по возделыванию сельскохозяйственных культур в Российской Федерации", разработанного нормативно-исследовательской службой, типовые нормативно-технологические карты на возделывание культуры, технологию и составы агрегатов, а затем прямые затраты труда, указанные в карте умножают на поправочный коэффициент, соответствующий природным условиям. Во всех случаях прямые затраты труда будут больше, так как они рассчитаны для первых групп.

Что касается расхода топлива на гектар, то поправочный коэффициент будет ниже на 3%. Если поправочный коэффициент по прямым затратам составляет 1,22, то по расходу топлива он будет равен 1,18.

Особенно такими типовыми нормативно-

технологическими картами и поправочными коэффициентами удобно пользоваться при расчете прямых затрат труда, определении потребности в дизельном топливе, себестоимости и других экономических показателей по регионам, применяя поправочные266

I

коэффициенты на природные условия различных регионов, финансовый консалтинг отраженных в таблице (табл. 4.2.2).

к

?267

Таблица 4.2.2 Поправочные коэффициенты на природные условия

для определения прямых затрат труда по регионам России.

№ п/п Область Группы норм на работы Коэффициент на работы Обобщенный

коэф.

пахот. не-пах. убо-роч. пахот. не-пах. убо-роч.

1 2 3 4 5 6 7 8 9

Российская Федерация

1. Республика Карелия 6 5 6 1,16 1,16 1,19 1,38

2. Республика Коми 5 4 4 1,14 1,13 1,13 1,29

Архангельская обл. в т.ч. Ненецкий АО 6 5 6 1,16 1,16 1,19 1,38

4. Вологодская область 5 4 5 1,14 1,13 1,16 1,32

5. Мурманская область 7 5 6 1,18 1,16 1,19 1,40

6. Ленинградская обл. 5 4 5 1,14 1,13 1,16 1,32

7. Новгородская обл. 5 5 6 1,14 1,16 1,19 1,36

8. Псковская область 5 4 5 1,14 1,13 1,16 1,32

9. Брянская область 4 3 4 1,11 1,10 1,13 1,25

10. Владимирская обл. 3 3 3 1,08 1,10 1,10 1,19

11. Ивановская область 4 3 4 1,11 1,10 1,13 1,25

12. Калужская область 4 3 3 1,11 1,10 1,10 1,22

13. Костромская область 5 5 5 1,14 1,16 1,16 1,32

14. Московская область 4 3 4 1,11 1,10 1,13 1,25

15. Орловская область 4 2 3 1,П 1,06 1,10 1,22

16. Рязанская область 3 2 3 1,08 1,06 1,10 Ы9

17. Смоленская область 4 4 5 1,11 1,13 1,16 1,29

18. Тверская область 5 5 6 1,14 1,16 1,19 1,36

19. Тульская область 4 3 3 1,11 1,10 1,10 1,22

20. Ярославская область 5 4 5 1,14 1,13 1,16 1,32

268

продолжение таблицы 4.2.2

1 2 3 4 5 6 7 8 9

21. Республика Марий Эл 3 3 3 1,08 1,10 1,10 1,19

22. Респ. Мордовия 4 2 3 1,11 1,06 1,10 1,22

23. Чувашская республ, 4 2 3 1,11 1,06 1,10 1,22

24. Кировская область 3 3 4 1,08 1,10 1,13 1,22

25. Нижегородская обл. 3 3 3 1,08 1,10 1,10 1,19

26. Белгородская область 4 2 3 1,11 1,06 1,10 1,22

27. Воронежская область 4 2 3 1,11 1,06 1,10 1,22

28. Курская область 4 2 3 1,11 1,06 1,10 1,22

29. Липецкая область 4 2 2 1,11 1,06 1,06 1,18

30. Тамбовская область 4 2 2 1,11 1,06 1,06 1,18

31. Республ. Калмыкия 4 1 1 1,11 1,00 1,00 1,11

32. Республ. Татарстан 4 3 3 1,11 1,10 1,10 1,22

33. Астраханская область 5 1 1 1Л4 1,00 1,00 1,14

34. Волгоградская обл. 5 1 1 1,14 1,00 1,00 1,14

35. Пензенская область 4 2 3 1,11 1,06 1,10 1,22

36. Самарская область 4 2 2 1,11 1,06 1,06 1,18

37. Саратовская область 4 1 1 1,П 1,00 1,00 1,11

38. Ульяновская область 3 2 2 1,08 1,06 1,06 1,14

39. Республика Дагестан 5 3 3 1,14 1,10 1,10 1,25

40. Ингушская республ. 4 2 2 1,11 1,06 1,06 1,18

41. Кабардино-Балкарская республика 6 2 3 1,16 1,06 1,10 1,28

42. Карачаево-Черкесская республика

43. Республика Северная Осетия - Алания 4 2 2 1,11 1,06 1,06 1,18

44. Краснодарский край 4 2 2 1,11 1,06 1,06 1,18

45. Ставропольский край 3 2 2 1,08 1,06 1,06 1,14

269

продолжение таблицы 4.2.2

1 2 3 4 5 6 7 8 9

46. Ростовская область 3 2 2 1,08 1,06 1,06 1,14

47. Респ. Башкортостан 5 3 4 1,14 1,40 1,13 1,29

48. Удмуртская республ. 3 2 3 1,08 1,06 1,10 1,14

49. Курганская область 4 3 3 1,11 1,10 1,10 1,22

50. Оренбургская область 3 2 2 1,08 1,06 1,06 1,14

51. Пермская область 4 4 4 1,11 1,11 1,11 1,23

52. Свердловская область 3 3 3 1,08 1,08 1,08 1,17

53. Челябинская область 4 2 2 1,11 1,06 1,06 1,18

54. Алтайский край 4 3 3 1,11 1,08 1,08 1,20

55. Кемеровская область 4 3 4 1,11 1,08 1,13 1,25

56. Новосибирская обл. 4 3 3 1,11 1,08 1,08 1,20

57. Омская область 5 3 3 1Л4 1,08 1,08 1,23

58. Томская область 4 3 4 1,11 1,08 1,13 1,25

59. Тюменская область 3 2 3 1,08 1,06 1,08 1,17

60. Республика Бурятия 4 2 3 1,11 1,06 1,08 1,20

61. Республика Тыва 3 2 3 1,08 1,06 1,08 1,17

62. Республика Хакасия

63. Красноярский край 4 2 3 1,11 1,06 1,08 1,20

64. Иркутская область 5 3 4 1,14 1,08 1,13 1,29

65. Читинская область 5 3 3 1,14 1,08 1,08 1,23

66. Республика Саха (Якутия) 4 2 3 1,11 1,06 1,08 1,20

67. Приморский край 5 4 4 1,14 1,13 1,13 1,29

68. Хабаровский край 4 3 3 1,11 1,08 1,08 1,20

69. Амурская область 4 2 2 1,11 1,06 1,06 1,18

70. Сахалинская область 6 4 5 1,16 1,13 1,16 1,35

71. Калининградская обл 5 4 5 1,14 1,13 1,16 1,32

270

4. Нормативно-технологические карты разрабатываются не только на постоянные природные условия, т.е. удельное сопротивление плугов 0,42-0,47 кг/см2, длина гона более 1000 метров, обобщенный поправочный коэффициент на местные условия 1,00-0,97 (пахотные и уборочные работы) и 1,00-0,96 (непахотные работы), что соответствует первой группе норм, но и на все виды работ с учетом норм высева семян и внесения удобрений, расстояния транспортировки, урожайности и других факторов.

В процессе исследований для корректировки нормативных затрат труда с учетом конкретных условий производства разработаны поправочные коэффициенты.

Нормативы прямых затрат труда рассчитываются на основе типовых требований к условиям производства (табл. 4.2.3).271

Таблица 4.2.3 Типовые технологические параметры для расчета

прямых затрат труда

Пахота пласта многолетних трав 16-18 см

Вспашка стерни

зерновых 20-22 см

кукурузы 18-20 см

Пахота после корнеплодов 23-25 см

Посев зерновых без внесения удобрений норма высева семян

180-240 кг/га

Посев кукурузы и подсолнечника без

внесения удобрений 30 кг/га

Посадка картофеля без внесения удобре- норма посадки клуб-

ний ней

2800-3100 кг/га

Посадка сахарной и кормовой свеклы норма высева семян

без внесения удобрений 15 кг/га

Посадка овощных культур без горшоч- норма полива

ков 1 л/растение

Посев овощных культур без внесения норма высева

удобрений 20 кг/га

Посев сои с внесением удобрения 50 норма внес, семян

кг/га, однострочний 45 см 120-180 кг/га

Посев сои ленточно двухсторонний норма внес, семян

51x15 см с внесением удобрений 100 кг/га 120-180 кг/га

Уход за посевами кукурузы и подсолнеч- норма внес, удобре-

ника (заправка аммиачной воды на заго- ний 100 кг/га

не 150 л/га)

272

продолжение таблицы 4.2.3

Уход за посевами сахарной и кормовой свеклы, картофеля

Прямое комбайнирование и подбор зерновых культур Кошение риса в валки Подбор и обмолот риса и прямое комбайнирование риса Уборка кукурузы на зерно

Уборка подсолнечника на зерно

Уборка картофеля картофелекопалкой

Уборка сахарной свеклы

Кошение трав в растил с измельчением и

плющением

Подбор сенажной массы

Сгребание сена

Подбор сена в валки

норма внесения мин.

удобрений 100 кг/га

Урожайность

27 - 33 ц/га

400-500 стеблей/кв. м

урожайность

25-40 ц/га

урожайность 30-40

ц/га

урожайность 15-18

ц/га

урожайность

100-150 ц/га

урожайность

250-350 ц/га

урожайность

150-200 ц/га

урожайность

85-105 ц/га

урожайность

20-50 кг/га

урожайность 22,5 ц/га

Прессование сена из валков урожайность центр инвестиционного консалтинга 22 ц/га

Уборка сои урожайность 12-18 ц/га

Уборка томатов комбайнами урожайность 40-55 ц/га

Кошение в валки семенников трав урожайность 15-20 ц/га

273

продолжение таблицы 4.2.3

Прямое комбайнирование семенников урожайность

трав 2,5-3,0 ц/га

Внесение минеральных удобрений при норма внесения

транспортировке 1,5-5,0 км 4,1 -6,0 ц/га

Транспортировка минеральных удобре- II группа дорог ний

Внесение органических удобрений при норма внесения

транспортировке на расстояние 3,26-6,00 30-50 т/га км

Этим значениям нормообразующих факторов, принятых при расчете типовых нормативно-технологических карт, соответствует коэффициент равный 1,00.

Так, если урожайность пшеницы планируется получить 34 ц/га, то поправочный коэффициент при уборке прямым комбай-нированием применяется 1,17, а в области предусматривается 23 ц/га - 0,86. Это означает, что нормативы затрат времени, указанные в типовой нормативно-технологической карте (для урожайности 27-30 ц/га - средняя 30 ц/га - принята при расчете), умножаются на соответствующие поправочные коэффициенты, которые даны в диссертации на стр. 267.

Особенность разработки типовых нормативно-технологических карт состоит в том, что затраты времени разрабатываются на 1 га и на те нормообразующие факторы и агротехнические условия, которые указаны выше, т.е. коэффициент, соответствующий единице.

Предлагаемая форма рабочей нормативно-

технологической карты приводится в табл. 4.2.4.274

Преимущество разработки типовых нормативно-технологических карт - это единый методический подход к определению различных технологий возделывания одной культуры.

Анализ применяемых технологических карт показывает, что в большинстве хозяйств они составлены неудовлетворительно. На возделывание одной культуры в одном хозяйстве в технологическую карту включается 18 технологических операций, в другом - более 80, что в большинстве случаев создавало необоснованные затраты труда на производство центнера сельскохозяйственной продукции.

Также при таком подходе сокращается время на выборку из сборников показателей норм выработки и расхода топлива. Эта работа может выполняться в исключительных случаях, когда один агрегат заменяется другим.

Очень удобно типовыми нормативно-технологическими картами будет пользоваться органам сельхозуправлений на уровне республиканских, краевых, областных и районных регионов.

Итак, проектируемые затраты труда получаются в результате умножения типовых на соответствующие коэффициенты для275

Нормативно-технологическая карта для расчета прямых затрат тр на производство сельскохозяйственной продукции

Состав агрегата Объем Агротехнич. усло- Типовые нор-

№ п/п Наименование технологических опе- Ед. из- работы вия и нормообраз. факторы мы выработки на работы

марка колич. с.х.

трак- с.-х.

усл. меха- руч-

раций то- маши- машин ме- га,т этал. типовые плани- низи- ные

ра.ко мб. ны в агрегате ре-ния га руемые ров.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 II 12

276

каждой технологической операции. Затем эти затраты труда суммируются и умножаются на поправочный коэффициент, учитывающий природные условия, который указан для республик, краев, областей в табл. 4.2.2.

Для пересчета потребности дизельного топлива необходимо:

- подсчитать количество топлива, которое требуется по типовым нормам для всех технологических операций;

- определить коэффициент как отношение сумм планируемых затрат времени к типовым. Этот коэффициент будет всегда больше единицы, затем он уменьшается на 4% и на 3% уменьшается коэффициент на постоянные природные условия.

Если К = {щшДтип = 1,18, а Кпр = 1,24, то поправочный коэффициент для топлива будет равен:

Квр' = 1,18 х 0,96 = 1,13; Кпр2 = 1,25 х 0,97 = 1,21 (27)

Коэффициент 1,25 принят для Московской области.

Так, если при возделывании ячменя по принятой технологии и составам агрегата по типовой нормативно-технологической карте требуется топлива на один гектар 56,06 кг, то потребность топлива с учетом планируемых переменных нормообразующих факторов составит 56,06 х 1,13 = 63,35 кг, а с учетом постоянных нормообразующих факторов - 63,35 х 1,21 = 76,65 кг.

Полученная потребность топлива на 1 га умножается на площадь возделываемой культуры.

Для определения потребности дизельного топлива для одной культуры необходимо выполнить всего шесть арифметических действий.277

Данная методика определения потребности в дизельном топливе может применяться для всех культур, хозяйств и регионов Российской Федерации.

Вторым новым методическим подходом к расчету прямых затрат труда на возделывание сельскохозяйственных культур является разработка нормативно-технологического справочника, в котором даются нормативы времени на технологические операции для всех составов агрегата в зависимости от природных условий - это 12 групп на пахотные работы и 8 групп на непахотные работы.

При применении нормативно-технологического справочника может быть достигнута наименьшая погрешность при расчете прямых затрат, но при условии, что будут правильно разработаны технологии возделывания сельскохозяйственных культур в каждом хозяйстве или регионе.

Примерный экономический эффект от применения типовых нормативно-технологических карт можно проанализировать из нижеследующих расчетов:

Всего в сборник типовых нормативно-технологических карт должно быть включено 80 культур, на каждую культуру в среднем 4 технологии и 2-3 состава агрегата, тогда в сборник будут включены примерно 650 карт, которыми будут пользоваться все хозяйства и регионы. Если на разработку одной типовой нормативно-технологической карты потребуется 15 чел. дней, то всего 9750 чел. дней - это затраты времени нормативно-исследовательской службы. Затем все хозяйства в принятые типовые технологии вносят поправки на постоянные и переменные нормообразующие факторы примерно по 15 культурам, на расчет прямых плановых затрат времени на хозяйство потребуется278

30 чел. дней, а на все хозяйство 30 чел. дней х 23000 хоз. = 690000 чел. дней.

Итого 9750 + 690000 = 699750 " 700 тыс. чел. дней Если применять нормативно-технологический справочник, то на его разработку нормативной службе потребуется примерно 2000 чел. дней, а в каждом хозяйстве на разработку 15 нормативно-технологических карт - 75 чел. дней (5 чел. дней х 15 карт), а на все хозяйства - 1725 тыс. чел (75 чел. дней х 23000).

Приведенные данные показывают, что при использовании типовых нормативно-технологических карт затраты времени на расчет прямых затрат времени на производство единицы продукции растениеводства сокращаются в 2,5 раза и составляют 1025 тыс. чел. дней. Экономия составит примерно 51250 руб.

Попов, Владимир Константинович