Направление совершенствования структур экономического развития
Необходимость постоянного и программного совершенствования системы управления в целом, а также организационных структур, ее отдельных органов управления вытекает из самой науки управления. Она связана с развитием хозяйственного механизма и методов управления, со структурными сдвигами в самой экономике республики и с ее конкретными производственно-хозяйственными объектах. Эти факторы взаимосвязаны, изменение одного предопределяет состояние другого.
Динамичность организационной структуры управления под воздействием множества объективных факторов является естественным процессом. Изменение, совершенствование организационной структуры управления осуществляется для достижения определенных целей экономической системы на определенном этапе. Эффективность этих преобразований достигается своевременностью их осуществления.
Важное значение имеет соблюдение принципов перехода из единой формации хозяйственных отношений в другую, из одного качественного процесса управления в другой, в более прогрессивный, отвечающий требованиям времени без разрушения основ ранее созданного экономического потенциала. Следовательно, структурные преобразования не должны носить догматический характер, осуществленный однажды в переходном периоде к рыночной экономике, они должны быть естественными, динамичными. Устаревание сегодняшних преобразований (по истечении времени) есть диалектический процесс создания нормально функционирующей рыночной экономики. На этом пути естественное отмирание более58 оправдано, чем кардинальные командно-администрированные
решения с непредсказуемыми последствиями в экономике.
Развитие экономики и методов управления непосредственно влияет на функционирование организационных структур органов управления. Так, с изменением целей и задач функционирования органов управления, методов и уровня принятия решений, появляется необходимость в специализации отдельных исполнителей и подразделений или, наоборот, в расширении круга решаемых задач. Как известно, появление новых целей, задач и функций обуславливает необходимость выделения в структуре органа управления новых подразделений или их перераспределения среди существующих, т. е. совершенствование ОС можно представить как организационное закрепление тех или иных задач за определенными исполнителями или подразделениями органа управления. Экономическая реформа может расширить или, наоборот, ограничить функции и задачи отдельных подразделений и органов управления. Например, переход к рыночным отношениям приведет к изменению функций и задач всех структурных подразделений органов управления, их взаимосвязей. Изменение структуры производственно-хозяйственных объектов, появление новых производств в их составе приведет к изменению ОС органа управления.
Другим важным фактором, предопределяющим необходимость совершенствования ОС органов управления, на данном этапе является изменение уровня централизации и децентрализации управленческих функций. Такая переориентация осуществляется в соответствии с объективной реальностью. Центральные органы межотраслевого и отраслевого управления, в основном занимаясь задачами перспективного развития, часть своих функций и задач должны передать предприятиям и местным органам управления. При этом59 необходимо такое распределение задач и функций, чтобы
централизовать принятие решений по принципиально важным и
перспективным вопросам в верхних органах управления, а нижние
уровни ориентировать, в основном, на решение текущих и
оперативных задач. По мере изменения состава, содержания и
важности задач управления, а также при появлении новых целей
производственно-хозяйственной деятельности необходимы
периодические уточнения соотношений централизации и
децентрализации функций органов управления. Нарушение сочетания
централизации и децентрализации функций в органе управления
связано с несовершенством его ОС. Она снижает целенаправленность
системы и тем самым затрудняет достижение перспективных целей
развития производства. В условиях быстрого изменения задач и целей
производственно-хозяйственной деятельности периодическое
уточнение соотношения централизации и децентрализации функций
аппаратов управления может стать основным фактором повышения
эффективности их функционирования.
В соответствии с рыночным механизмом функционирования экономики, стратегии Правительства Республики на уровне межотраслевых и отраслевых органов управления, в основном, будут централизованы разработки: долгосрочных программ развития отрасли, социальной инфраструктуры, науки и техники; инвестиционной политики и мероприятий по привлечению иностранных и внутренних капвложений на развитие производства, нового строительства и др.
Такие функции, как: контроль за своевременным расчетом предприятий отрасли с бюджетом; разработка мероприятий по снижению себестоимости продукции предприятий (объединений); организация выпуска и сбыта продукции повышенного спроса;60 организация и ведение фонда развития производства; увязка планов
предприятий с выделенными фондами капвложения; организация
внедрения достижений науки и техники в производство; организация
конкурса на разработку новой номенклатуры товаров; организация
рационализации и изобретательства и их внедрение; получение
кредитов, ранее возложенных на министерства и ведомства, переходят
к компетенции самих предприятий и отчасти местных органов
управления.
При этом с министерств и ведомств не снимается
ответственность за деятельность отрасли в целом. Вопросы
повышения эффективности использования производственных
мощностей, проведения крупномасштабных реконструкций и
технического перевооружения, внедрения новой технологии в счет
государственных и иностранных инвестиций, разработка решений,
положений по углублению рыночных отношений остаются в ведении
министерств и ведомств. Целесообразно усиление роли министерств и
ведомств в развитии социальной инфрастуктуры, в увеличении
выпуска конкурентоспособных товаров народного потребления и
охраны окружающей среды.
В связи с намечаемым расширением интеграции производства
с зарубежными странами и внешнеэкономической деятельностью
министерств и ведомств, на них, по существу, возлагаются задачи
способствования и организации: совместного производства с
предприятиями ближнего и дальнего зарубежья; прямых связей
предприятий отрасли с зарубежными предприятиями; совместных
научно-исследовательских и проектных работ; повышения
квалификации работников отрасли на зарубежных предприятиях, и
наоборот; получения предприятиями отрасли кредита в иностранной61 валюте; прямой экспортно-импортной деятельности. При этом не
исключено выполнение этих функций самим предприятием.
Наряду с этим, децентрализуются и передаются в компетенцию предприятий (объединений) и организаций такие задачи, как: контроль за расходованием материальных фондов; установление сменности работы; организация фирменной торговли; утверждение планов, проектно-сметной документации и титульных списков объектов производственного и непроизводственного назначения; график строительства с подрядными организациями.
Вся деятельность предприятий в области организации труда и его стимулирования сосредотачивается в их руках. На уровне предприятия решаются вопросы: штатного расписания, доплаты и надбавки за совмещение профессий; расширения зоны обслуживания и других работ. Производственно-хозяйственная деятельность предприятий будет осуществляться в режиме полной самостоятельности.
Это обусловливает значительную реорганизацию деятельности и ОС центральных аппаратов министерств, и ведомств. Наряду с расформированием подразделений, занимающихся оперативным управлением, в составе аппаратов министерств и ведомств производственной сферы Республики Таджикистан необходимо создать или усилить роль подразделений, ответственных за формирование долгосрочных программ, внешнеэкономическую деятельность, инвестиционную и кредитную политику.
Наиболее актуальным является уточнение функций и задач республиканских органов управления. Необходимо правильное перераспределение между ними всего комплекса задач по управлению национальной экономикой. Это можно осуществить, определив вначале функции и задачи управления экономикой в целом, затем, с62 учетом их специфики и экономико-организационных признаков,
распределить между соответствующими органами управления.
Одновременно необходимо пересмотреть их статус и положение, а
также полномочия, особенно в части вмешательства в работу
подведомственных организаций и предприятий. В этом плане
правомерным является четкое разграничение функций и задач, с
одной стороны, между межотраслевыми функциональными органами,
а с другой - между ними и министерствами и ведомствами. Как
известно, в последнее десятилетие ряд ведомств создан за счет
перераспределения функций других министерств. Однако анализ
показывает, что хотя эти ведомства созданы или расширены за счет
других, они не в полной мере выполняют те функции и задачи,
которые ранее выполнялись в самых министерствах и ведомствах.
Сокращаясь, министерства и ведомства по-прежнему, в основном,
сами выполняют эти функции и задачи. По существу, происходила
лишь передача численности.
Следующим важным направлением совершенствования ОС на
республиканском уровне является уточнение рациональной
численности аппаратов министерств и ведомств в соответствии с
реальным объемом задач и количества подчиненных им предприятий
и организаций, а также с принятой схемой управления. Большинство
аппаратов министерств и ведомств республики имеют примерно
одинаковую численность. Однако объем производства и количество
предприятий в них существенно отличаются друг от друга. Например,
объем производства легкой промышленности составляет львиную
долю промышленной продукции республики, а численность аппарата
Минлегпрома (с двухзвеньевой схемой управления) не отличается от
других, доля которых в экономике республики незначительна. В
восьмидесятые годы, при существующем механизме хозяйствования и63 взаимодействия в народном хозяйстве на отраслевом уровне, все
министерства и ведомства выполняли сходные функции и задачи. Их
содержание и объем зависели от специфики отрасли, численности
предприятий, объема производства и принятой схемы управления.
Для тех министерств и ведомств, консалтинг бизнес план которые имеют большой объем
производства, решение одних и тех же функций и задач, по сравнению
с другими управленческими структурами, требует обработки
значительного количества информации. В соответствии с этим, при
одинаковой численности в ряде министерств и ведомств не в полной
мере и недостаточно качественно осуществляется управленческая
деятельность.
Кроме того, для ряда республиканских министерств и ведомств существует значительная диспропорция в численности аппарата, что не могло не отразиться на качестве управленческих работ. Такое положение особенно неприемлемо при намечаемой децентрализации управления в стране, где функции и задачи, а также полномочия местных отраслевых органов управления передаются предприятиям и местным органам управления.
Сложившуюся тенденцию можно было бы улучшить тремя путями:
o во-первых, целесообразно передать некоторую часть функций министерства местным органам (особенно по координации деятельности тех предприятий, производимая продукция которых преимущественно используется на местах);
o во-вторых, обеспечить самостоятельность предприятий (объединений), что приведет к высвобождению аппарата министерства от решения рутинных текущих и оперативных задач;64 o в-третьих, необходимо значительно уменьшить объем информации, перерабатываемой аппаратом министерств и ведомств для республиканских директивных органов.
В этом плане наиболее актуальным является упорядочение информационного взаимодействия органов управления. Практика показывает, что между органами управления республики существует значительное дублирование в циркуляции информации. Одна и та же информация передается в различные органы управления. В ряде случаев передаваемая информация не используется для принятия решения, так как она не является достаточно информативной. Кроме предусмотренного Статистическим агентством республики перечня информации, министерства и ведомства представляют различным органам огромное количество своей информации. Рациональным было бы предоставление этих отчетов только в Статагентство. Заинтересованные органы необходимую информацию могли бы получать оттуда. Различные подразделения Правительства республики и других межотраслевых органов управления из министерств и ведомств получают информацию изолированно, нецентрализованно, что в ряде случаев приводит к дублированию представляемых данных. Кроме этого, сложилась практика, когда министерства и ведомства, предприятия которых функционируют на территории отдельных районов, городов и областей, направляют им соответствующую информацию, хотя предприятия также представляют информацию территориальным органам.
Такое положение, во-первых, увеличивает объем работ отраслевых органов, которые значительную часть времени тратят на подготовку соответствующей информации для вышестоящих органов. В связи с этим, для решения своих основных задач по эффективному управлению отраслью остается меньше времени, что влияет на65 производственно-хозяйственную деятельность. Во-вторых, такая
практика информационной взаимосвязи органов управления приводит
к значительным государственным затратам материально-технических,
финансовых и трудовых ресурсов, к громоздкости системы
управления. В этом плане, в первую очередь, целесообразно
разработать законодательную базу, определяющую принципы
взаимодействия органов управления, перечень стандартизированных
показателей, циркулирующих между ними.
Наибольшее влияние на организационные структуры органов управления, особенно в современных условиях, оказывает автоматизация решения задач управления, внедрение ЭВМ в практику их деятельности. Сегодня в республике актуальна автоматизация процессов управления. На первый план выдвигается задача совершенствования организационных структур органов управления в условиях их компьютеризации.
Задачи вывода страны из социально-экономического кризиса, задачи экономического развития ее регионов в значительной мере потребуют коренного пересмотра системы управления национальной экономикой, приведения ее в соответствие с задачами и целями переходного периода, создания целостной, эффективной и гибкой системы управления.
Основными целями совершенствования управления является переход от преимущественно административных к экономическим методам руководства, к управлению, основанному на концепциях, принципах рыночной экономики, имеющему прочный научно-методический фундамент.
Исходным пунктом этих преобразований является основное звено производства - предприятия и объединения. Требуется значительное расширение их самостоятельности, перевод на66
негосударственные формы собственности. Необходимо также коренным образом перестраивать централизованное руководство экономикой страны, путем перехода от чрезмерной централизации к самоуправлению на основе смены формы собственности. Центральные органы управления государством призваны повышать качественный, целенаправленный уровень руководства экономикой, сосредоточить свою деятельность на решении стратегических задач, определяющих темпы и пропорции развития национальной экономики и обеспечивающих ее сбалансированность. При этом решительным образом нужно освободить центральные органы от решения текущих оперативных задач управления отраслями экономики, перейти от мелочной регламентации к экономическим, рыночным методам и стимулам.
Радикальную реформу структуры управления требуется осуществлять комплексно, с учетом взаимодействия законов социально-экономического развития, охватывающих одновременно различные экономические, социальные, правовые, организационные, психологические, информационные и другие аспекты управления. Основой должна служить целостная система мер, разработанная Правительством республики и обеспечивающая комплексную реализацию этих преобразований, в которой должны быть предусмотрены переход на рельсы рыночной экономики, совершенствование финансово-кредитной системы, обеспечение финансовой стабильности, упразднение излишних звеньев, пересмотр их функций с учетом требований рынка.
Для реализации этих мероприятий требуется укрепление правовых основ управления национальной экономикой, а именно: отмена всех нормативных актов министерств и ведомств, противоречащих законам рыночной экономики; разработка новых67 правовых процедур, соответствующие условиям принятого рыночного
механизма. Целесообразно повсеместное изучение новой системы
управления экономикой и повышение экономических знаний.
Принятые решения по крупномасштабным проектам и программам
необходимо осуществлять в условиях демократии и широкого
привлечения общественности.
Наряду с этим требуется усиливать и социальную направленность управления. Учитывая существующую структуру населения республики и уровень экономического развития, целесообразно формирование рыночных отношений, которые учитывали бы факторы, влияющие на процесс социального расслоения населения и вырабатывали бы меры по его социальной защите. Для этого необходимо осуществлять повсеместный переход на организацию труда, основанную на принципах рыночной экономики, создавать условия перехода на различные формы собственности. Таким методом намечается достичь нормализации положения на потребительском рынке, обеспечивающей сбалансированность спроса и предложения потребительских товаров и платных услуг, улучшение социально-бытовых условий жизни трудящихся. Кроме этого, предусматривается внедрение рыночных механизмов и в функционирование социально-культурного комплекса, сферы образования, культуры, здравоохранения, физической культуры и спорта.
В рамках структурной перестройки экономики предусматривается политика поддержки наиболее эффективных жизнеспособных отраслей и предприятий с тем, чтобы их развитие могло бы создать прорыв в экономике и компенсировать падение производства в менее жизнеспособных сферах.68 Для этого требуется обеспечить оптимальное сочетание
отраслевого и территориального управления экономикой. С
переходом на рыночную экономику заметно усиливается роль
территориальных органов управления в обеспечении комплексного
социально-экономического развития регионов, особенно в
производственной и социальной инфраструктуре, а также в
межотраслевых производствах, необходимых для республики,
областей и крупных городов. Исходя из социально-экономической
обстановки в регионах, целесообразна координация деятельности всех
предприятий и организаций, расположенных на их территории,
независимо от их формы собственности, экономическими рычагами.
Повышается ответственность Правительства республики за
комплексное решение экономических и социальных задач на
территории республики.
Необходима активизация роли государства как ответственной структуры за проведение демократических реформ. В период перехода на рыночные отношения государство должно последовательно осуществлять преобразования во всех сферах общественной жизни. О необходимости государственного регулирования свидетельствует весь накопленный десятилетиями мировой опыт.
Совершенствование управления экономикой страны в значительной мере зависит от действующих организационных структур. Сложившаяся на сегодня ОС управления не позволяет эффективно реализовать механизм рыночной экономики, успешно осуществлять руководство экономикой с использованием преимущественно экономических методов. В соответствии с этим, Правительством республики были приняты решения о кардинальном совершенствовании организационных структур управления на всех69 уровнях национальной экономики - от предприятий до министерств и
ведомств, от регионов до уровня национальной экономики.
Решение этой задачи имеет свои особенности, зависящие от уровня социально-экономического развития республики и сложившейся системы ее управления. Высокий темп роста населения (2,7 % в год), в том числе в трудоспособном возрасте, увеличение избытков трудовых ресурсов, а также традиционно слабая миграция населения Таджикистана требуют наличия соответствующих органов управления, руководящих этими процессами.
Специализация экономики Таджикистана, в основном, на сырьевых отраслях промышленности и сельском хозяйстве также требует создания новых производств, выпускающих конечные продукты. Характерный для экономики Таджикистана высокий темп развития электроэнергетики, консалтинг в автомобильном бизнесе цветной металлургии, химической промышленности и машиностроения привел к созданию на территории республики многочисленных энергоемких предприятий и организаций различных ведомств и форм собственности. Координация их деятельности экономическими методами, особенно в сфере социальной инфраструктуры и в условиях повышения роли территориальных органов в этом направлении, требует изменения ОС и функций республиканских органов управления.
На ОС управления республикой также влияют ее сложные географические условия (93% территории занимают горы), слаборазвитая сеть железнодорожных коммуникаций и наличие большого количества малых городов и поселков. С целью привлечения трудоспособного населения в сферу материального производства в этих населенных пунктах целесообразна поддержка государством и местными органами власти интенсивного создания филиалов и малых промышленных предприятий всех форм70 собственности, максимально приближенных к местам постоянного
жительства. Таким образом, существенно упрощается задача
управления во всех отраслях, если это не государственные
предприятия, так как не требуется создания управленческих ячеек на
местах, которые затрудняют руководство. Кроме этого, необходимо
развитие автомобильных дорог и обеспечение их круглогодичной
эксплуатации в горных условиях.
Другим важным фактором, усложняющим управление народным хозяйством Таджикистана, является наличие смешанной административно-территориальной схемы управления, где наряду с областями имеются районы и города республиканского подчинения. При этом, в частности, министерствам и ведомствам республики приходится заниматься и непосредственным руководством своими организациями в районах, что усложняет их работу и не позволяет иметь единую схему управления.
При переходе к рынку изменяются не только соотношения форм собственности, институционная структура, методы воздействия государства на экономическую деятельность, но и, что самое главное, психология людей. Преодолевая психологические барьеры на пути этого перехода, следует осознать, что процесс внедрения рыночного механизма необратим.
Немаловажной и приоритетной задачей является подготовка кадров для работы в условиях рыночной экономики. Успех экономических преобразований во многом зависит от уровня подготовки управленческих кадров, их способности и компетентности. "Творческие поиски оптимального, нетривиального решения придают управлению характерные черты искусства" . Требуется пересмотреть всю систему подбора, расстановки и подготовки кадров. В этой связи будет своевременным принятие71 закона Республики Таджикистан "О статусе государственного
служащего", обеспечивающего законодательское регулирование этих
вопросов.
Проблема совершенствования ОС экономики республики, по
сути, состоит из трех взаимосвязанных частей - это
совершенствование структуры управления на республиканском и
территориальном уровнях, а также в основном звене. С ними тесно
связаны проблемы совершенствования ОС обособленных аппаратов
управления (аппараты министерств и ведомств, центральных
учреждений, облгоррайхукуматов и объединений, организаций,
имеющих обособленный аппарат управления) и развития организации
научно-технической деятельности. Поэтому требуется разработать
генеральную схему управления экономикой республики,
предусматривающую:
- объединение министерств, ведомств и других республиканских органов, осуществляющих руководство однородными отраслями, существенное сокращение их количества, исходя из реального объема задач управления и того, что оно должно быть минимальным и определяться задачами обеспечения эффективного управления национальной экономикой;
- создание за счет более правильного распределения функций между различными органами управления лучших возможностей для сосредоточения деятельности верхних звеньев управления на решении ключевых для республики задач экономического и социального развития, при одновременном переносе тяжести текущей работы на уровень местных Хукуматов, являющихся массовым звеном управления, и на уровень предприятий и объединений различных форм собственности;72
- интеграцию управления в областях, городах и районах путем
устранения раздробленности органов управления министерств и ведомств на местах, дублирования и параллелизма в их работе, повышение, ответственности местных органов управления за экономическое развитие региона;
- устранение излишних звеньев интеграции науки с производством, согласно требованиям рыночной экономики, обеспечение рационального соотношения между числом органов управления и подведомственных объектов, четкое разграничение сфер деятельности экономических органов, министерств и ведомств;
- обеспечение перехода от административных к экономическим методам руководства, самостоятельности основного звена, существенному сокращению и удешевлению аппарата органов управления;
- реализацию государственной стратегии перехода к рыночным отношениям и социально-экономического развития республики;
- интеграцию экономики республики в мировой рынок, осуществление экономического сотрудничества с зарубежными странами;
- управление деятельностью предприятий, организаций и местных органов, исходя из государственных интересов, экономическими методами.
ВЫВОДЫ
1. Ретроспективный анализ национальной экономики республики семидесятых и восьмидесятых годов указывает на систематическое падение темпов роста национального дохода,73 эффективности основных производственных фондов, динамики их
обновления и вследствие этого на ухудшение социально-экономического положения населения, выражающегося в снижении темпов прироста реальных доходов, фондов потребления и товарооборота на душу населения.
2. Ухудшение уровня и качества жизни населения страны продолжилось и в период суверенности Республики Таджикистан. Производство валового внутреннего продукта в 1997 г. составило 33,1% от уровня 1991 г. Однако республика определила свой путь реформирования экономики. Начато осуществление институционных преобразований, зарождение основ рыночных отношений. Приватизировано 38% государственной собственности.
3. Негативное состояние экономики республики объясняется рядом причин, присущих системе управления, основанной на неэкономических методах. Вступление экономики республики в кризис восьмидесятых годов обусловлено изживанием возможностей централизированного управления национальной экономикой, усугубившегося причинами идеологического и психологического характера.
Разрушение финансово-экономических и производственных связей, существовавших в рамках единого комплекса, после распада Советского Союза, тягот гражданской войны в республике резко снизили валовой объем производства, национальный доход и уровень жизни населения суверенной республики. Своевременно не были определены роль государства в управлении и регулировании экономической деятельностью, характер нового экономического порядка в соответствии со сложившейся социально-экономической ситуацией и историческими традициями республики.
4. Анализ динамики организационной структуры управления национальной экономикой показывает, что все изменения74 проводились в рамках централизованного, командного принципа
управления, без научно обоснованного методического подхода,
зачастую интуитивно. Этим объясняется неэффективность
осуществленных структурных преобразований в республике.
К основным недостаткам организационных структур органов
управления национальной экономикой республики и негативным
тенденциям в их деятельности следует отнести:
- ухудшение межотраслевого управления, чрезмерную перегруженность межотраслевых органов управления вплоть до Правительства республики, занятых, в основном, решением текущих оперативных задач, что привело к снижению уровня как межотраслевого руководства, так и управления экономикой в целом.
- несоответствие во многих случаях структуры органов управления решаемым задачам и функциям;
- наличие большого количества разнородных отраслевых и межотраслевых органов управления усложняет оперативность решения стратегических задач национальной экономики республики, приводит к распылению инвестиций, увеличению документооборота, бюрократизму;
- чрезмерную централизацию и снижение исполнительской дисциплины. Следствием чего является размытость полномочий и ответственности на всех уровнях управления экономикой;
- неправомерное увеличение своих полномочий отраслевыми органами управления, выразившееся в излишней "опеке" негосударственных структур.
- неэффективность организации территориального управления, смешанность административно-территориального деления республики, где наряду с тремя областями имеются районы и города республиканского подчинения;75
5. Учитывая сложившееся положение национальной экономики
республики, социальный уровень населения, целесообразна активизация роли государства в экономических преобразованиях переходного периода. Переход от централизованного управления к основам рыночного хозяйствования является не единовременным процессом и должен осуществляться без разрушения основ ранее созданного экономического потенциала, без шоковой терапии. Структурные преобразования не должны носить догматический характер, а естественный и динамичный. Каждый шаг преобразования должен законодательно закрепляться.
6. Требуется разработать организационную структуру управления национальной экономикой республики, предусматривающую: объединение министерств и ведомств, и других республиканских органов, осуществляющих руководство однородными отраслями, сокращение их количества, исходя из реального объема задач управления; сосредоточение деятельности верхних звеньев управления на решении ключевых задач экономического и социального развития путем правильного распределения функций между различными органами управления и местными Хукуматами; обеспечение перехода от административных к экономическим методам руководства; самостоятельность ведомственных предприятий; реализацию государственной стратегии перехода к рыночным отношениям и социально-экономическому развитию республики экономическими методами; интеграцию управления в областях, городах и районах путем устранения раздробленности органов управления министерств и ведомств на местах; интеграцию экономики республики в мировой рынок, осуществление экономического сотрудничества с зарубежными странами.
Кадыров, Абдурахмон Лакимович