Классификация основных нормообразующих факторов и обоснование их влияния на результаты труда.

Под нормообразующими факторами следует понимать те факторы, которые влияют на производительность машинно-тракторных агрегатов и работу исполнителей. Они подразделяются на:

- естественно-исторические (природные),

- агротехнические,

- биологические,

- организационно-технические,

- социально-экономические. Естественно-исторические или природные факторы - это

тип, подтип, механический состав почвы; влажность почвы; рельеф полей, высота над уровнем моря; размеры полей, их конфигурация, каменистость и наличие препятствий.108

Агротехнические факторы - это агрофон, глубина обработки почвы, качество работы, ширина междурадий, норма высева, нормы внесения удобрений и ядохимикатов.

Биологические факторы - это густота и высота растений, урожайность, соломистость, влажность, засоренность, полег-лость растений.

Организационно-технические факторы - это режим и структура рабочего дня, технология и правила производства работ, организация технического и технологического обслуживания, технические (конструктивные, тяговые, энергетические и эксплуатационные показатели тракторов и сельскохозяйственных машин), правила производственной санитарии и техники безопасности.

Социально-экономические факторы - это продолжительность рабочего дня, культурно-технический уровень и квалификация механизаторов, их материальное благосостояние, дисциплина, организация нормирования и оплата труда.

Влияние перечисленных факторов в их самом разном сочетании настолько сложно и многообразно, что непосредственное количественное определение и прямые методы учета некоторых из них практически невозможны.

На практике при расчете технически обоснованных норм учитываются в основном природные или постоянные факторы (длина полей, тип, подтип и механический состав почв и др.). Кроме того, после проведения массовой паспортизации полей во всех хозяйствах России, полученные нормообразующие факторы по соответствующей методике были систематизированы и разработаны ключевые таблицы для определения норм непосредственно в каждом хозяйстве. Остальные нормообразующие факторы: агротехнические, биологические, организационные и социально-экономические величины переменные (временные), кроме технических они в сборниках типовых норм даются, как дифференцированные величины, которые в хозяйствах при установлении норм используются с учетом конкретных условий производства.

В то же время при расчете типовых норм выработки не всегда учитываются такие факторы, как правила производственной санитарии, техники безопасности, культурно-технический уровень, квалификация механизаторов, их материальное положение, дисциплина и оплата труда. При этом следует отметить, что при нормировании труда механизаторов учитывается средняя квалификация.

В процессе исследований проводилось изучение влияния квалификации механизаторов на производительность тракторных агрегатов. Анализ массовых наблюдений, проведенных за работой механизаторов в течение 3 лет во всех регионах страны, показал, что у механизаторов, имеющих I класс, производительность труда выше на 10%, а III - на 10% ниже по сравнению со II классом.

Изучалось также влияние возраста механизаторов на производительность работы машин. Никакой зависимости не получено.

При определении нормообразующих факторов следует четко понимать, что рабочая ширина захвата (Вр), рабочая скорость движения агрегата (Ур), время чистой работы (Тр) и степень использования мощности не являются нормообразующими факторами. Эти исходные данные для расчета норм, которые являются производными от нормообразующих факторов или их сочетания, определяются технологическими требованиями.по

При разработке норм выработки учитываются основные и существенно влияющие на них нормообразующие факторы, а для определения количественного влияния учитываемых факторов рекомендуется использовать их группировку, чтобы суммарное их влияние поддавалось экспериментальному или аналитическому определению.

Если вышеперечисленные нормообразующие факторы выражали, главным образом, влияние предметов труда (земля, растения) и средств труда (машины) на производительность и расход топлива механизированных полевых агрегатов, то операционная технология включает в себя наиболее рациональные способы и приемы подготовки агрегата и поля к работе, проведение работы на загоне, расстановка людей, тракторных и вспомогательных средств, обслуживающих агрегат. К организации также относится продолжительность установленного рабочего дня, его структура и распорядок.

Влияние рассматриваемых факторов сказывается и на режимах работы агрегатов, но главным образом, на рациональном использовании рабочего времени путем сокращения непроизводительных его затрат.

Факторы социально-экономического характера, связанные с опытом, квалификацией, дисциплиной и отношением к труду, являются важнейшими нормообразующими факторами. Но при расчете типовых норм, как указывалось выше, они не всегда учитываются и могут применяться конкретно для каждого или группы механизаторов непосредственно в хозяйстве.

В соответствии с современными воззрениями инженерной психологии система "машинно-тракторный агрегат - человек" относится к недетерминированным системам, в которых боль-111

шое значение имеют психологические, физиологические и интеллектуальные возможности механизатора.

Таким образом, учет функциональных возможностей механизатора в приеме, переработке и обобщении информации -неотъемлемая и важная часть проектирования технологического процесса и его нормирования.

Однако изучение подобных факторов, в частности, инженерно-психологические исследования, не достигли надлежащего уровня и в настоящее время имеется лишь один путь учета их влияния - наблюдение за работой механизатора и агрегата. Для того, чтобы результаты наблюдения были типичными и отражали достоверные уровни рациональной организации работ, опыта, квалификации и культурно-технического развития механизаторов, в качестве объекта наблюдения должны быть выбраны механизаторы, имеющие необходимую квалификацию и выполняющие нормы выработки.

В настоящее время не включены в число нормообразую-щих факторов индивидуальные особенности технического состояния машин, так как при соблюдении правил инвестиционное бизнес планирование эксплуатации, технического ухода и ремонта современных машин они обеспечивают требуемые мощностные и эксплуатационные показатели.

Однако известное влияние на производительность тракторов имеет срок их службы.

В 1986 году по данным Целинного филиала ГОСНИТИ при индивидуальном ремонте тракторов в течение первых четырех лет сменные нормы выработки практически не меняются, а затем начинается постепенное снижения и к шестому году службы они снижаются на 10%, а к восьмому году - на 16%.

В 1996 году аналогичные исследования провела нормативно-исследовательская станция России, проанализировав более112

2000 наблюдений, которые проводились за работой тракторов, комбайнов и сельхозмашин в разных регионах страны. В результате исследований получены следующие поправочные коэффициенты (табл. 2.2.1.2).

Таблица 2.2.1.2

Поправочные коэффициенты для расчета норм труда по типам тракторов и сельскохозяйственных орудий

п/п Марка трактора, комбайна и сельхоз. машин Срок служ :бы

3-4 го- 5-6 лет Свыше 6

да лет

1. Т-ЧА, ДТ-75М, Т-70С 0,94 0,91 0,87

7 К-701,К-700А,Т-150К 0,96 0,93 0,89

3. МТЗ-80/82, ЮМЗ-6, Т-40А 0,97 0,94 0,90

4. СК-5, КСКУ-6 0,95 0,91 0,87

5. Плуги, культиваторы, лущильники, бороны, фрезы 0,97 0,95 0,91

6. Посевные и уборочные машины 0,93 0,90 0,85

7. Расход топлива 1,05 1,08 1,11

Данные поправочные коэффициенты к нормам выработки и расхода топлива могут быть рекомендованы только для индивидуального применения к каждому трактору в конкретных хозяйствах. При работе машины сверх амортизационных сроков должны строго соблюдаться правила техники безопасности и охраны труда.

2.2.2. Методические особенности нормирования тракторно-транспортных работиз

1. Особенности использования тракторных средств в сельскохозяйственных предприятиях

В сельском хозяйстве, для которого характерна широкая пространственность размещения производства, транспорт и его производственное использование имеет большое значение.

До создания коллективных хозяйств использовался в основном на грузоперевозках конный транспорт. В связи с этим нормы выработки разрабатывались на транспортировку грузов на конной тяге.

Методика нормирования тракторно-транспортных работ стала разрабатываться с выпуском в эксплуатацию транспортных прицепов в 1961 году. В настоящее время используют три вида транспортных средств - это перевозка грузов автомобилями, тракторами и на конной тяге.

Номенклатура грузов в отраслях земледелия и животноводства составляет 45 наименований в виде основной и побочной продукции. Кроме того, транспортировка грузов имеет сезонный характер.

Так, в I квартале перевозится примерно 20% грузов от общего объема перевозимых грузов, во II квартале - 17%, в III -41% и в IV-22%.

Проведенные исследования показали, что транспорт в течение года используется неравномерно, а в III квартале и особенно в августе и сентябре возникает необходимость привлечения дополнительного транспорта из других отраслей народного хозяйства.

Также следует отметить, что в сельском хозяйстве грузы перевозятся примерно на расстояние от 1 км до 100 км и по дорогам разного состояния.114

Методика нормирования тракторно-транспортных работ впервые была издана и утверждена главным управлением организации труда и заработной платы МСХ РСФСР и согласована с ЦК профсоюза рабочих и служащих сельского хозяйства и заготовок в 1965 г. В указанной методике обоснованы основные нормообразующие факторы, дана классификация затрат рабочего времени, порядок разработки нормативов и норм труда и расхода топлива.

Разработана форма наблюдательного листа для проведения фотохронометражных наблюдений, даны способы изучения всех затрат рабочего времени, обработки наблюдательных листов и формулы расчета норм выработки и расхода топлива. Впервые приводятся нормативы времени на погрузку и разгрузку основных видов грузов.

Вопросам использования транспорта в сельском хозяйстве уделялось серьезное внимание. Так в 1969 году в Москве было проведено первое Всесоюзное научно-техническое совещание по транспорту и механизации погрузочно-разгрузочных работ. На этом совещании обсуждались вопросы совершенствования организации транспортного процесса, повышения производительности труда, укомплектованности парка транспортных и погрузочных машин, соответствия их параметров условиям эксплуатации. Почти половина представленных докладов была посвящена использованию тракторов на транспортных работах.

В 1971 году в Москве проходила первая Всероссийская конференция по вопросам улучшения использования машинно-тракторного парка в колхозах и совхозах. На конференции рассматривались пути повышения производительности труда в115

сельскохозяйственном производстве в целом и, в частности, на автомобильном и тракторном транспорте.

Вопросы рационального использования транспортных средств исследовались многими авторами. В работах Д.Великанова, Г.Веденяпина, С.Иофинова, Ю.Киртбая и других исследованы основные факторы, определяющие производительность машин, теоретически обоснованы вопросы эксплуатации мобильных энергетических средств в сельском хозяйстве.

Работу грузовых тракторных поездов исследовали И.Крживицкий, Н. Черноморец, А.Жилин и др. В работе А.Крживицкого устанавливается и анализируется влияние различных факторов на тяговые свойства трактора и возможную грузоподъемность транспортных агрегатов, исследуется зависимость динамических показателей трактора от типа и профиля дороги.

А.Жилин и Т.Черноморец в своих исследованиях дают обоснование типа тракторной тележки. Они определили эффективность различных тракторных прицепов и разработали методику выбора основных параметров пассивного и активного полуприцепов в конкретных дорожно-грунтовых условиях.

Другие исследования относятся к экономической стороне вопроса работы транспортных средств в сельском хозяйстве. Среди них важное место занимают работы Б. Г. Ходасевича и В.И.Котелянца. Авторы рассматривают экономику грузоперевозок различными видами транспорта, грузооборот и структуру грузов, пути снижения затрат на сельскохозяйственных перевозках.

В.И.Котелянец на основе анализа работы инновационное бизнес планирование транспорта в сельском хозяйстве делает правильный вывод о том, что нельзя ограничиваться каким-то одним, хотя и наиболее эффективным,116

видом транспорта. Всесторонне аргументированы доводы автора о необходимости развития тракторного парка в сельскохозяйственном производстве.

Заслуживает внимания работа А.В.Голубева "Эффективное использование транспорта в сельскохозяйственном производстве", в которой важное значение придается транспортным процессам, призванным обслуживать основной производственный процесс. Он дает технико-экономическую оценку организации транспортных работ, излагает вопросы их планирования и управления, пути рационализации труда на транспортных работах.

В работе С.Фрайера "Экономика машинопользования в колхозах и совхозах" рассматриваются вопросы рационального использования как наличной, так и вновь поступающей техники. Решающим условием повышения эффективности машинно-тракторного парка автор считает рост сменной и дневной выработки за счет устранения потерь рабочего времени, рационального комплектования агрегатов, внедрения научной организации труда.

Ряд работ посвящены частным вопросам использования тракторов на транспортных работах в сельском хозяйстве. Однако в вопросах определения рациональных границ их применения существуют различные мнения. Группа авторов (С.Лисовик, А.Рехтин и др.) считают, что тракторный транспорт лучше использовать при перевозках грузов на короткие расстояния.

В.Ясеневич утверждает, что границы целесообразного использования тракторов класса 3,0 т на транспортных работах составляют 50-70 км. В.Врублевский в статье "Сравнительная эффективность использования различных видов транспорта на сельскохозяйственных перевозках" отмечает "установившееся117

мнение, что тракторно-транспортный агрегат лучше всего использовать только на малые расстояния, не совсем правильно. Трактор может и должен найти более широкое применение на перевозке грузов и на дальние расстояния".

Проведенные исследования показали, что средние расстояния маршрутов перевозок сельскохозяйственных грузов внутри отделений колеблются от 2 до 8 км, между отделениями - от 4 до 18 км, на внехозяйственных районных перевозках - от 16 до 33 км. Фактические границы применения тракторов на транспортных работах значительно отличаются от оптимальных.

Производство колесных тракторов и самоходных шасси с повышенными транспортными скоростями создали условия для их широкого применения на транспортных работах. В то же время при неудовлетворительном состоянии дорог, особенно в осенний период, большой объем транспортных работ выполняется на гусеничных тракторах.

Повышение роли тракторов в выполнении транспортных работ обусловлено не только долей их участия в объеме и структуре тракторных работ, но и другими обстоятельствами. Основные из них следующие:

- использование тракторов на транспортных работах обеспечивает более полную и равномерную занятость людей и техники в течение года, особенно в периоды, свободные от полевых работ;

- несмотря на более низкую в целом экономическую эффективность тракторного транспорта в сравнении с автомобильным, при общем дефиците транспортных средств в сельском хозяйстве, использование тракторов на транспортных работах является необходимостью;118

-при перевозке грузов на короткие расстояния (до 7 км), а также объемных грузов (III и IV классов) использование тракторов с прицепами на транспортных работах оказывается экономически оправданным.

Следовательно, при относительно высокой обеспеченности хозяйств автомобилями, целесообразность использования тракторов для перевозки грузов не вызывает сомнения. Однако тракторы на транспортных работах используются не всегда эффективно. Объясняется это не только тем, что все еще выпускается недостаточное количество тракторных прицепов с их неоправданной многомарочностью, но и прежде всего неудовлетворительной организацией транспортных процессов. Низкий коэффициент использования машин, большие потери времени из-за простоев, вызванных преимущественно организационными причинами, обусловливают пока еще недостаточную производительность тракторно-транспортных средств в сельском хозяйстве.

Итак, впервые "Методика нормирования тракторно-транспортных работ" разработана Центральной республиканской сельскохозяйственной нормативно-исследовательской станцией (ЦРСХНИС) и издана в 1955 и 1968 г. г. Затем в 1974 г. разработана и опубликована "Методика паспортизации дорог и маршрутов перевозок сельскохозяйственных грузов", а в 1978 г. она была переиздана. По этой методике проводилась паспортизация дорог во всех хозяйствах Российской Федерации. В 1982 г. изданы "Сводные данные материалов паспортизации маршрутов перевозок сельскохозяйственных грузов".

В 1978 специалистами лаборатории нормативов по труду при ВНИЭСХЕ и ЦРСХНИС выпущены в свет "Методические указания разработки норм выработки и расхода топлива на119

тракторно-транспортные работы с применением ЭВМ", но из-за отсутствия счетно-вычислительных машин эта методика практического применения не получила.

С поступлением новых марок отечественных и зарубежных марок тракторов требуется постоянное совершенствование методических подходов для разработки норм выработки и расхода топлива.

При нормировании тракторно-транспортных работ возникают большие сложности, так как для механизированных полевых работ проводились опыты по определению удельного сопротивления машин-орудий на разных типах почв, а тяговое сопротивление транспортных агрегатов никогда не изучалось.

В 1995 году Роснисагропром разработал программу расчета норм выработки и расхода топлива на тракторно-транспортные работы на ЭВМ и в том же году по указанной программе разработан сборник норм труда.

Методика разработки технически обоснованных норм выработки и расхода топлива обеспечит необходимую их точность. В то же время она доступна для широкого применения не только для работников нормативно-исследовательских организаций, но и для специалистов хозяйств, которые могут разработать временные нормы на новую технику, контролировать действующие нормы, так как на тракторно-транспортных работах, как показывает анализ, имеет место значительное перевыполнение норм, в основном, за счет приписываемых объемов работ.

Попов, Владимир Константинович