Основы концепции управления экономикой региона

Экономическая деятельность в пределах региона обусловлена многими факторами: наличием природных ресурсов и определенных климатических условий, величиной накопленного капитала и демографической структурой, особенностями национального менталитета и, наконец, политическим, государственным и общественным устройством страны и поэтому, например, при разработке конкретных мер по развитию регионов учеными предлагается учитывать не только количественные различия в уровне социально-экономического развития и динамике макроэкономических процессов в районах, но и основные факторы, обусловливающие эти различия: наличие у регионов внутренних ресурсов для перелома экономической динамики, зависимость решения внутренних проблем от поддержки на федеральном уровне и от политики местных властей и другие /50, с.70/.

Как показал выполненный выше анализ уровня экономического развития регионов Казахстана рейтинг регионов, определенный по критериям предпосылок будущего развития неодинаков: более высокий рейтинг имеют Акмолинская, Мангистауская, Жамбылская, Западно-Казахстанская и Кызылордин-ская области. Это, конечно, влияет на проводимую органами власти политику в определении приоритетов экономического развития того или иного региона. Соответственно необходимым является четкое определение концепции развития экономики региона в рамках единого народнохозяйственного комплекса страны.

Современная экономика определяет смысл концепции, как генеральный замысел, определяющий стратегию действий при осуществлении реформ,82

проектов, планов, программ. В соответствии с этим определением, концепция управления экономикой будет представлять собой генеральный замысел, определяющий стратегию действий по изменению макроэкономических показателей состояния экономики региона во времени в течении продолжительного периода.

Так, например, опыт управления развитием экономики одного из регионов России показывает, что исходя из задач решения важных социальных проблем, определения перспектив экономического развития, в первую очередь, решаются такие стратегические задачи, как формирование управленческой системы в промышленности, обеспечивающей баланс общественных интересов, включая совершенствование принципов и методов управления государственными и казенными предприятиями, эффективное управление государственной собственностью; привлечение негосударственных инвестиционных ресурсов для финансирования программ развития /51, с.36/. А это, в свою очередь, требует высокой степени согласованности действий исполнительных органов власти и хозяйствующих субъектов всех форм собственности.

Очевидно, что в зависимости от поставленных целей стратегического развития экономики региона будут решаться те или иные задачи, реализовывать-ся соответствующие проекты, планы, программы. И управление должно быть направлено в первую очередь, таким образом, чтобы регион смог получить ожидаемые результаты.

В программе "Стратегия становления и развития Казахстана как суверенного государства" /31/ предусмотрена стратегия быстрого развития экономики, которая включала 3 этапа:

Первый этап (1992-1995 гг.) предусматривал два основных процесса макроэкономической стабилизации: активное разгосударствление, приватизация собственности и насыщение потребительного рынка товарами;

Второй этап (1996-2000 гг.) предполагал постепенное преодоление сырьевой направленности экономики, ускоренное развитие транспортной сети и83

коммуникаций, формирование развитых рынков - товарного, валютного, капитала, рабочей силы, ценных бумаг, интеллектуальной собственности. Это период становления и развития рыночных отношений, свободы всех товаропроизводителей, завоевания позиций в мировой экономике, становления компетентного в области отечественного и международного бизнеса кадрового корпуса;

Третий этап (2001-2007гг.) - предполагает ускоренные темпы развития экономики открытого типа, достижение на этой основе стратегических целей переходного периода, укрепление позиций Казахстана в мировой торговле и вступление в разряд новых индустриальных стран мира.

В соответствии со стратегическими целями становления и развития Казахстана были приняты нормативные и законодательные акты, которые регламентируют важнейшие приемы и методы для реализации поставленных целей, а, именно, регламентация правовых, экономических и социальных основ создания и действия предприятий в условиях многообразия форм собственности, регламентация процессов приватизации, порядка налогообложения, антимонопольной деятельности, защиты конкуренции и прав потребителей, регламентация порядка несостоятельности (банкротства) предприятий, развития малого предпринимательства, функционирования рынка труда, ценных бумаг и другие /52/.

Анализ показывает, что в стратегическом развитии регионов Казахстана можно выделить следующие задачи:

- реконструкция экономики промышленных регионов и крупных городов путем модернизации инфраструктуры, приватизации, оздоровление экологической обстановки;

- преодоление кризисного состояния агропромышленных регионов, возрождение малых городов, ускорение восстановления жизненной среды в сельской местности, развитие местной производственной и социальной инфраструктуры;84

- стабилизация социально-экономического положения в регионах с преимущественно сырьевой специализацией;

- формирование территориально-производственных комплексов и промышленных узлов в регионах за счет нецентрализованных инвестиций и с приоритетным развитием производства по комплексному использованию добываемого сырья с соблюдением строгих экологических стандартов;

- стимулирование развития экспортных и импортозамещающих производств в регионах, имеющих для этого наиболее благоприятные условия; формирование специальных экономических зон, ускорение социального и экономического прогресса;

- развитие межрегиональных и региональных инфраструктурных систем -транспорта, связи, информатики, обеспечивающих и стимулирующих региональные структурные сдвиги и эффективность региональной экономики.

Итак, стратегические задачи развития Казахстана определены. В рамках этой стратегии необходимо исследование по вопросу: каким образом должны развиваться регионы, какую долю в общем объеме продукции должен занимать регион, какова должна быть интеграция, взаимодействие между регионами, способна ли экономика региона обеспечить достойный уровень жизни, отвечающий общепринятым во всем мире стандартам.

В связи с этим научно-практической конференцией "Реформирование экономики Казахстана: итоги и перспективы" (Алматы, 1997г.) рекомендовано было в области регионализации экономических преобразований разработать экономический механизм территориального развития, уделив особое внимание:

оценке глубины реформирования экономики по регионам и уровня ее устойчивости или депрессивности;

реформированию бюджетных отношений в регионах с целью обеспечения приоритетно-результативного расходования финансовых ресурсов;

формированию регионального рынка инвестиций;85

обеспечению стабильности и устойчивости потребительских рынков территории;

прогнозированию и программированию регионального развития;

согласованию региональных интересов с общими стратегическими интересами макроэкономической политики государства;

механизму регионализации социальных процессов /53/.

Поэтому наряду с общими принципами управление в регионе должно учитывать особенности развития региона, при этом, очевидно, должны быть учтены следующие факторы:

1) перенос тяжести ряда проводимых экономических реформ на регионы, особенно в социальной сфере (например, выплата различных социальных льгот за счет средств местного бюджета), охрана природы и использование природных ресурсов (поступление всех штрафных санкций в местный бюджет и соответственно финансирование ряда природоохранных мероприятий), развитие малого и среднего предпринимательства;

2) учет специфики работы регионов в осуществлении общеказахстанской структурной, инвестиционной, финансовой, внешнеэкономической политики;

3) активизация экономической деятельности на местах;

4) управление разработкой специальных программ проведения реформ в регионах с особыми условиями.

По мнению авторов /54/, в системе управления экономикой региона необходимо уделить внимание мерам по преодолению распада межрегиональных хозяйственных связей, созданию механизма вертикальных и горизонтальных связей хозяйствующих субъектов и органов управления, создание единого рыночного пространства.

При разработке конкретных мер управления экономикой региона, на наш взгляд, необходимо также учитывать наличие у регионов внутренних ресурсов для развития экономики, зависимость решения внутренних проблем от поддержки на государственном уровне и от политики местных властей.86

Очевидно, что концепция управления экономикой региона будет определять генеральный замысел, определяющий стратегию управления, каким оно должно быть при развитии экономики региона.

Исходя из вышеизложенного стратегия управления, на наш взгляд, должна включать:

1. Оценку современного уровня управления в регионах, влияние соответствующей системы управления на уровень экономического развития отдельных регионов;

2. Анализ исторических, социальных, экономических, политических, экологических и других условий на формы управления и выбор наиболее предпочтительной из них для того или иного региона и обеспечивающей наиболее высокий уровень развития экономики региона.

Цели экономического анализа управления экономикой региона могут быть структурированы по двум направлениям: субстанционный (сущностный), отражающий суть управления экономикой региона, причины, источники, взаимопереплетения с другими экономическими явлениями и экономическими механизмами и институциональный (организационный), отражающий принципы формирования и взаимодействие органов управления, хозяйствующих субъектов, экономических агентов разных уровней в процессе осуществления экономики региона.

В рамках первого направления анализа должны быть:

а) выявлены экономические, социальные, политические, экологические, научно-технические и иные условия, способствующие возникновению и управлению экономики;

б) найдены объекты, условия, мотивы поведения людей, обеспечивающих наибольшее удовлетворение;

в) разработаны принципы организационного управления экономики, обеспечивающие высокую эффективность развития экономики региона в масштабах национальной экономики.87

В рамках второго направления необходимо:

а) выявить эффективность развития конкретных форм управления экономикой региона;

б) разработать стимулирование продуктивного воздействия.

3. Определение цели управления экономикой региона.

4. Основные приоритеты управления экономикой региона; в том числе такие направления, как управление развитием территории (региона), малого и среднего предпринимательства, реформирование предприятий, управление трудовыми ресурсами, финансами, социальными и демографическими процессами и другие.

5. Стратегия управления экономикой региона, то есть выбор подходов, методов, видов управления, рассчитанных на достижение целей, выбор соответствующего качественного и количественного состава органов управления.

6. Этапы реализации стратегии управления экономикой региона.

7. Эффективность реализации стратегии управления.

Проведенное исследование показывает, что концепция управления экономикой региона предполагает прежде всего стратегию действий по изменению макроэкономических показателей социально-экономического развития региона, которая включает а) оценку современного уровня управления в регионе и выбор наиболее предпочтительной формы управления; б) выбор основных приоритетных направлений управления экономикой; в) определение цели управления и подбор соответствующих органов управления; г) этапы реализации и определение эффективности управления. Следует также отметить, что концепция управления развитием экономики четко согласовывается с основными стратегическими задачами развития экономики региона.88

2.3.2 Концепция образования специальных экономических зон

Прежде чем определить каким должно быть управление в специальных экономических зон, необходимо проанализировать концепцию образования специальных экономических зон. В Республике Казахстан на территории Акмолинской, Карагандинской, Костанайской и Кызылординской областей в 1996 году были образованы специальные экономические зоны: Акмолинская, Жайрем-Атасуйская, Лисаковская, Кызылординская /72-75/. Образование специальных экономических зон рассматривалось как один из важнейших факторов подъема экономики регионов, повышения эффективности использования ресурсного потенциала. На научно-практической конференции "Содержание и инструментарий региональной политики в рыночных условиях", проводимой Институтом экономических исследований при Министерстве экономики Республики Казахстан (Алматы, февраль 1997) отмечалось, что крайне необходимой является разработка научной концепции создания и развития специальных экономических зон, режимов их функционирования /76/. Необходимым также является формирование методических основ определения возможных объемов льгот и стимулов специальным экономическим зонам, сроков их действия, методов управления, учитывающих в каждом конкретном случае их ресурсный потенциал и сложившуюся социально-экономическую ситуацию.

В экономической литературе неоднократно /53, 77/ поднимался вопрос о целесообразности образования специальных экономических зон в том или ином регионе, насколько верно определены критерии при отборе образования зон и на каких принципах должны создаваться и функционировать специальные экономические зоны. Так, автором /77/ дискутируется вопрос о целесообразности создания специальной экономической зоны в Кызылорде, Жайрем-Атасуйской специальной экономической зоне в Жезказганской области. Эти вопросы не возникали бы, если четко были бы представлены принципы создания специальных экономических зон в Казахстане.89

Мировой и отечественный опыт развития свободных и специальных экономических зон показывает, что они создаются с целью развития и в отдельных случаях даже в развитых странах, это - депрессивные регионы.

Рассмотрим концепцию образования Кызылординской специальной экономической зоны, в разработке которой непосредственное участие принимала автор данного исследования.

Кызылординская область, расположенная целиком бизнес идеи прокат в зоне пустынь и полупустынь, в силу стечения многих обстоятельств, издавна была обречена на значительную социально-экономическую отсталость от других регионов страны. На ее долю приходилось всего 1,2% промышленного производства и не более 2% общереспубликанского объема валовой продукции сельского хозяйства. Товарной продукции завозилось в 2-3 раза больше, чем вывозилось, работа существующих промышленных предприятий на 3/4 зависела от внешних поставщиков. /79, с.47/. Спад производства, нарушение экономических связей, низкая деловая активность, усугубляемая нерациональной отраслевой структурой еще более ухудшали экономику региона и не способны были привлечь средства отечественных и иностранных инвесторов. Многочисленные варианты выхода из социально-экономического и экологического кризиса приводили к идее создания специальной экономической зоны, так как мировая экономика обладает большим опытом использования СЭЗ в качестве средства развития различных форм торгового и делового сотрудничества. В конечном итоге развитие региона с использованием механизма СЭЗ позволяет развить качественно новые формы экономических отношений, предполагающих интеграцию в мировое экономическое сообщество.

Для образования специальной экономической зоны необходимы определенные предпосылки, условия и в ходе исследования были выявлены ряд следующих факторов, которые благоприятствовали созданию, развитию и функционированию специальной экономической зоны в данном регионе.90

Во-первых, богатые энергетические, минерально-сырьевые и другие природные ресурсы. Прогнозные запасы нефти в Южно-Тургайском бассейне составляют 350 млн.тонн, газа - 100 млрд.кубометров, значительные запасы нефти и газа прогнозируются в Аральском бассейне. По запасам полиметаллических руд область занимает третье место в республике, здесь сосредоточено до 17% республиканских запасов урана, 90% ванадия. На территории области сосредоточены до 60% поваренной соли, мирабилита, тенардита и других технических солей, имеющихся в республике. Имеется практически весь спектр ископаемого сырья, необходимого для производства основных строительных материалов /79, с. 5 6/.

По оценкам специалистов регион имеет значительный потенциал для освоения новых видов продукции на базе минеральных ресурсов Кызылордин-ской области, переработки отходов промышленности. Перспективны организация производств по переработке кварцевых песков Аральского месторождения для производства стекла и стеклоизделий, сульфатов натрия, месторождений поваренной соли в Аральском районе и известняков Жанакорганского и Шиелийского месторождений для производства кальцинированной и каустической соды, фосфоритов Казалинского и Жанакорганского месторождений для производства суперфосфата и нитрофоса, минерального сырья и отходов промышленности для производства строительных материалов. Развитие данных производств предполагается на базе имеющихся мощностей, что требует меньших инвестиций. Освоение вышеуказанной продукции позволит полностью покрыть потребности республики в них и обеспечить их экспорт.

Во-вторых, в регионе имеется в достаточном количестве дешевая рабочая сила, высокообразованные и квалифицированные рабочие, инженерно-технические и научные кадры.

Из общей численности населения города трудовые ресурсы составляют 82 тыс.человек, из них 97% - трудоспособное население в трудоспособном возрасте. Регион является трудоизбыточным, что позволяет обеспечить создавав-91

мые производства рабочей силой без проведения больших затрат на ее перемещение. В связи с тем, что ежегодно на рынок труда поступает около 11,7 тыс.человек, спрос на рабочую силу покрывается собственными трудовыми ресурсами. В среднегодовом исчислении средние школы, ПТУ, ССУЗы, ВУЗы оканчивают 5270 чел., большая часть которых нуждается в трудоустройстве, а выпускники школ - и в профессиональной подготовке. Для их обучения в городе имеется надлежащая учебно-материальная база, которая вполне может подготовить и обеспечить регион специалистами различных профессий и специальностей. Необходимо отметить, что учебные заведения города ведут подготовку специалистов с учетом рынка труда и поэтому расширяется число новых профессий и специальностей, по которым осуществляется подготовка. Так, только за последние два года в ВУЗах города открылись новые специальности, такие, как экономика и менеджмент, экология, информатика, машины и оборудование нефтяной и газовой промышленности, земельный кадастр, инженерная защита окружающей среды и другие. Отсюда следует, что город вполне может обеспечить подготовку кадров для создаваемых производств без привлечения специалистов из других регионов. Предложение рабочей силы ввиду трудоизбыточности города велико. Вместе с тем средний уровень заработной платы, сложившейся в городе составляет 6123 тенге, что ниже среднереспубликанского (7230 тенге). Поэтому в городе достаточно дешевой резервной рабочей силы, что предполагает высокую рентабельность продукции и возвратность инвестиций.

В третьих, развитые базовые отрасли, образующие мощный промышленно-хозяйственный комплекс. В городе сосредоточены предприятия целлюлозно-бумажной, машиностроительной, легкой и пищевой промышленности. Ускоренное развития получает нефтедобывающая отрасль /80/.

В 1996 году промышленными предприятиями города выпущено продукции на сумму 10937,1 млн.тенге, что составляет 121,0% к 1995 году /81/. Положительная динамика прослеживается в нефтедобывающей (27,9%), про-92

мышленности промстройматериалов (18,7%), а также лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности (0,3%).

Таким образом, существующие условия региона, имеющийся уровень развитости связей с иностранными партнерами и наличие заинтересованности иностранных партнеров в освоении природных ресурсов региона, потенциальные возможности местного производства и наличие возможностей для формирования основ организационно-экономической структуры позволяют обеспечить развитие специальной экономической зоны в городе Кызылорда /82/.

В структуре промышленного производства города Кызылорды наибольший удельный вес занимает нефтедобывающая промышленность (79%), на долю энергетики приходится 5,7%, мукомольно-крупяной - 5,6%, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной - 2,8%, машиностроительной - 2,9%, пищевой - 2,5%.

В нефтедобывающей промышленности работают совместные предприятия казахстанско-российское СП "Кумколь-Лукойл", казахстанско-российское СП "Казгермунай", казахстанско-американское СП "КуатАмлонмунай" и был проявлен интерес канадской фирмой "Харрикейн", которая и выкупила на тендере в 1996 году государственный пакет акций ГАО "Южнефтегаз". В результате нефтегазодобывающая промышленность получает динамичное развитие, за счет вложений иностранного капитала будут развиваться новые неф-тегазоперерабатывающие производства, что приведет к значительному увеличению экспортного потенциала региона. Спрос на нефтепродукты из Кум-кольской нефти, переработанные на АО "ШНОС", является неограниченным. Строительство установки по переработке газа (УПГ) мощностью 150 млн.м3 и газотурбинной установки (ЛГУ) мощностью 47 Мвт позволит улучшить энергетический баланс региона. Транспортировка газа по направлению Челкар-Кызылорда-Шымкент позволит решить проблему обеспечения этим видом топлива южных регионов Казахстана.93

Машиностроительная отрасль представлена акционерными обществами "Кызылордарисмаш", КЭРМЗ-1, КЭРМЗ-2 и "Кызылордаагрореммаш". Объем выпуска продукции составляет 2,2 % от общегородского. Предприятия специализируют на выпуске продукции для сельского и строительного машиностроения, изготовлении запасных частей к оборудованию коммунального хозяйства, выпуска металлоконструкций и нестандартного оборудования.

АО "Кызылордарисмаш" является единственным производителем в Республике Казахстан зерновых жаток различной модификации с уникальными техническими характеристиками, подтвержденными патентами ведущих стран производителей сельскохозяйственной техники. Регионы поставки продукции - Российская Федерация, Узбекистан, Украина, Таджикистан, Туркмения, Казахстан. На сегодняшний день на предприятии возможен выпуск 4-х модификации жаток и в перспективе 12 модификации жаток. Общая потребность сельского хозяйства Республики в жатвенных машинах до 2000 года составляет 61,8 тыс.шт. Кооперация с другими машиностроительными предприятиями области позволяет создать новое семейство универсальных жаток.

Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность ориентирована в основном на привозное сырье. В состав отрасли входит АО "Целлюлозно-картонный завод" и АО "Сыр-жихазы".

На одном из крупнейших предприятий деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, ЦКЗ единственном в Казахстане, выпускающем картонно-тарную продукцию, возможно удовлетворение спроса химической, пищевой, радиотехнической, электротехнической, лесохимической промышленности. Завод может выпускать следующие виды продукции: картон коробочный, бумагу для гофрирования, бумагу оберточную, ящики из гофрированного картона для пищевых продуктов, табачных изделий, спичек, моющих средств, для упаковки промышленных товаров, радиоаппаратуры, которые пользуются большим спросом как в Казахстане, так и в других рее-94

публиках СНГ. Мощность завода может быть увеличена на 20 тыс.тонн картона в год, что повлияет на объемы экспорта по региону.

Предприятия легкой и пищевой промышленности - это обслуживающие предприятия населения города Кызылорды: акционерные общества "Исмер", "Кызылордаобувь", "ФНМ", "Илтипат", "Сыр-шарабы", "Береке-нан".

АО "Кызылордаобувь" является предприятием по производству детской обуви. Объем производства продукции в 1996г. составил 37 тыс.пар обуви стоимостью 7311 тыс.тенге. Рынком сбыта продукции АО "Кызылордаобувь" являются регионы Республики Казахстан.

АО "Фабрика нетканых материалов" - единственное в Казахстане специализированное предприятие, оснащенное высокоскоростными импортными ка-точными агрегатами фирмы "Брюкнер" для изготовления плоских клееных нетканых материалов. Фабрика вырабатывала 12 видов продукции. Большим спросом в Казахстане и странах СНГ пользуются полотно, основа под линолеум, клеенку, объемный синтетический утеплитель (синтепон), нетканое полотно с термоклеевым покрытием. Нетканое полотно имеет большое применение в мебельном производстве, в строительстве, в швейном производстве, в производстве кабельной продукции и других.

АО "Сыр шарабы" выпускает водочные изделия пяти наименований, фруктовую воду трех наименований, винные изделия четырех наименований, минеральную воду и хлебобулочные изделия.

АО "Акмаржан" является монопольным предприятием в РК, специализирующемся на выпуске риса-зерна, хранении, очистке, переработке до 670 тн. в сутки и реализации риса, крупы, а также выработке и реализации комбикормов (до 325 тн. в сутки). В 1996г. объем продукции и услуг АО составил 157,0 млн.тенге. Продукция, производимая АО "Акмаржан", имеет большой спрос на рынке.

Промышленность строительных материалов и конструкций ориентирована в основном на местное сырье (песок, шебень, камень и др.). В состав отрасли95

входят 2 предприятия: АО "Стройматериалы", выпускающее силикатный кирпич и АО "Енбек", выпускающее сборные железобетонные, столярные изделия, щебень, камень, песок.

С вводом строящихся и подлежащих реконструкции предприятий г.Кызылорды ожидается увеличение использования производственных мощностей, выпуска силикатного кирпича, выпуск ЖБИ до 4,6 тыс.кв.м., местных материалов до 26-30 тыс.куб.м.

Ускоренное освоение нефтегазовых месторождений области, создание высокоэффективных экспортоориентированных производств, выпуск новых видов продукции для внутреннего потребления и экспорта будет способствовать улучшению инвестиционного климата и в конечном итоге позволит определить место и роль региона в системе республиканского международного разделения труда /83/.

В-четвертых, выгодное географическое положение. В результате регион находится на пересечении важнейших железнодорожной и автомобильной магистралей, напрямую связывающих Южный и Западный регионы страны. По территории города проходят автомагистрали общегосударственного значения с направлениями на город Самара и на города Шымкент и Алматы, протяженностью 1026 км, которые связывают город Кызылорда с городами и населенными пунктами Центральной Азии и России. Кроме того, область является самым солнечным регионом Казахстана и аэропорт, располагающийся на пересечении важнейших авиалиний, всегда открыт для приема воздушных лайнеров. Территория региона имеет достаточно развитую транспортную сеть. По ней проходит Западно-Казахстанская железная дорога протяженностью 1200 км, составная часть дороги Оренбург-Ташкент, связывающая республики Центральной Азии с европейской частью России. Вместе с тем, для удовлетворения потребности в перевозках необходимо ускорить строительство железной дороги Кызылорда-Жезказган. Прокладка железнодорожного пути ме-96

жду Кызылордой и Жезказган выведет регион на пересечение наиболее коротких транспортных коммуникаций с юга на восток, запад и север.

В-пятых, проведение программы приватизации увеличило количество частных предпринимательских структур и предоставило возможность для участия иностранных юридических и физических лиц.

В-шестых, для региона характерным явилась активизация внешнеэкономической деятельности и развитие экономического сотрудничества со странами ближнего и дальнего зарубежья, объем внешнеторгового оборота значительно увеличился.

Сохраняющаяся политическая стабильность и межнациональное согласие, постоянное совершенствование правовой базы по регулированию внешнеэкономической деятельности, привлечению иностранных инвестиций усиливают благоприятный климат для функционирования Кызылординской специальной экономической зоны.

В то же время выявлен ряд факторов, препятствующих успешному созданию и развитию специальной экономической зоны. Главными из них являются:

- слабая производственная инфраструктура, ее низкий технический уровень: транспорт, связь;

- острый дефицит энергетических ресурсов;

- слабая рыночная инфраструктура (отсутствие финансовых центров, самостоятельных банков, информационных центров);

- слабое сервисное обслуживание бизнес идеи работающие (отели, гостиницы, рестораны, торговля);

- отсутствие бюджетных средств для первоначального вложения капитала на развитие инфраструктуры и в другие сферы;

- нехватка высококвалифицированных кадров в области менеджмента, международного бизнеса;

- острая жилищная проблема;97

- высокий уровень бюрократизации управления экономикой;

- малоизученность мирового опыта.

В целом несмотря на факторы, препятствующие созданию Кызылордин-ской СЭЗ, основные предпосылки оказались достаточными для образования специальной экономической зоны.

Создание свободных и специальных экономических зон предусматривает реализацию определенных целей. Исследование показывает, что, как правило, основными целями создания СЭЗ являются те, которые направлены на социальное и экономическое развитие региона. Именно поэтому при разработке Кызылординской специальной экономической зоны основной целью создания было предопределено решение социально-экономических проблем в экологически неблагоприятном городе на основе интеграции его экономики в систему республиканского и международного разделения труда. И в связи с этим среди основных задач, решаемыми созданием Кызылординской СЭЗ, были включены:

1) рациональное, комплексное освоение имеющихся природных ресурсов региона (в первую очередь ускоренное освоение месторождений Южно-Тургайского прогиба) путем увеличения экспортных возможностей города, освоение новых видов продукции, замещающих импорт, то есть создание высокоэффективных экспортоориентированных производств, что позволяло значительно увеличить объем добычи нефти и газа, возобновить работу длительно простаивающих предприятий, осуществить и нарастить мощности по выпуску таких экспортоориентированных товаров, как нетканые материалы, обувь, сельскохозяйственные машины, продукция пищевой, бумажной, кар-тонно-тарной промышленности, освоение на базе местного сырья выпуска стекла и стеклоизделий, соды, минеральных удобрений и других;

2) интенсивное развитие производительных сил города, освоение и внедрение в производство современных достижений науки и техники и передовой технологии, интенсификации научно-технического и торгово-экономического98

сотрудничества;

3) привлечение отечественных и иностранных инвестиций, создание инфраструктуры для внешнеэкономических связей;

4) создание современной производственной и социальной инфраструктуры, в том числе развитие транспортной и телекоммуникационной связи, завершение строительства комплекса аэровокзала для осуществления межгосударственных рейсов, создание комплекса гостиниц и отелей "звездного" уровня;

5) внедрение современных методов управления и хозяйствования, предполагающих проведение маркетинговых исследований предприятий, разработку бизнес-планов, передачу предприятий в доверительное управление отечественным и иностранным инвесторам с правом аренды и последующей передачи в собственность, освоение международных стандартов делового сотрудничества, отработку новых механизмов хозяйствования и адаптации мирового опыта рыночных отношений к условиям региона;

6) решение социально-экономических проблем, позволяющих повысить жизненный уровень населения в регионе, обеспечить дополнительные рабочие места и занятость экономически активного населения, повысить качество трудового потенциала, обеспечить жильем стоящих в очереди.

Мировая практика в качестве расчетного срока формирования и развития свободных экономических зон принимает период в 20-30 лет, поэтому в концепции создания Кызылординской СЭЗ рассмотрены были возможные сроки формирования и развития. При разработке этапов формирования и развития Кызылординской СЭЗ использован зарубежный опыт, особенности местных условий создания СЭЗ. В результате выделено несколько этапов, каждый из которых различается проводимыми экономическими реформами, интенсивностью инвестиционной деятельности, характером осуществляемых проектов, а также способами привлечения инвестиций и регулирования предпринимательской деятельности.o ф Ф

Таблица 24.

Этапы формирования и развития Кызылординской СЭЗ

№ Этапы продолжительность (лет) Содержание

1 Подготовительной до 1 года (1996) 1. Разработка концепции и технико-экономического обоснования

2. Согласование пакета документов Кызылординской СЭЗ с вующими министерствами и ведомствами. Образование КСЭЗ

3. Приватизация и акционирование

2 Формирование от 1 до 3 лет (1997-1999) 1. Утверждение Административным Советом КСЭЗ норматив ментов по функционированию зоны.

2. Формирование экономической производственной и социальн структуры

3. Установление потенциальных инвесторов, приток инвестици щественно отечественные источники финансирования

3 Развитие от 5 до 10 лет (2000-2006) 1. Развитие промышленного производства и других видов пре тельской деятельности

2. Приток иностранных инвестиций в больших объемах и темпах

3. Освоение иностранными инвесторами свободных произво "ниш"

4. Рост экспорта и расширение границ внешнеэкономической дея

4 Зрелость от 10 до 15 лет (2007-2021) 1. Замедление темпов и снижение объемов притока иностранны ций

2. Расширение хозяйственных связей с внезональными предприят

3. Сближение режима хозяйственной деятельности СЭЗ и вне ее

Разработанные этапы становления, формирования и развития Кызылор-динской СЭЗ представлены в таблице 24. На первом подготовительном этапе решаются вопросы, связанные с организационными вопросами образования СЭЗ, подготовки необходимых пакетов документов по концепции, технико-экономическому обоснованию. Как видно из таблицы формирование рыночной среды, необходимой производственной и социальной инфраструктуры осуществляется преимущественно на первом и завершается на втором этапе формирования СЭЗ. Основные параметры развития Кызылординской СЭЗ реализуются на третьем этапе, когда мощное развитие за счет быстрого притока иностранных инвестиций получает промышленное производство. Для каждого из этапов характерно различное соотношение затрат и результатов вложения собственных, отечественных и иностранных инвестиций, соответствующих характеру достижения целей.

Завершение каждого из этапов развития СЭЗ означает реализацию поставленных целей по этапам, формирование экспортно-промышленного потенциала региона с современными элементами производственной и социальной инфраструктуры. Регион станет одной из развитых экспортно-промышленных зон в Республике, обеспечивающей увеличение экспортных возможностей и развития импортозамещающей продукции.

Разработанная концепция образования Кызылординской специальной экономической зоны позволяет выделить следующие принципы создания специальных экономических зон: организационные, экономические и демократические (таблица 25). При классификации принципов использованы материалы концепции создания и функционирования свободных экономических зон в Республике Казахстан /71/.

Организационные принципы предполагают сочетание функционально-целевого принципа, вариантности проекта создания зоны, этапности и территориальной целостности.101

Таблица 25

Принципы создания СЭЗ.

Принципы Характеристика

I. Организационные

1. Функционально-целевой принцип Определение основных целей и функций

2. Принцип вариантности проекта создания зоны Выбор варианта создания, функционирования и развития.

3. Принцип этапности Определение этапов расширения, функционирования и развития

4. Принцип территориальной целостности Образование в границах административно-территориальных делений (город, район, район в городе)

II. Экономические

1. Ресурсный принцип Обоснование возможностей обеспечения формирования и развития зоны необходимыми финансовыми, материальными , трудовыми, природными и другими ресурсами

2. Принцип эффективности Определение наилучшего варианта развития зоны, соизмерение всех затрат с ожидаемыми социально- экономическими результатами

3. Принцип перспективности Функционирование на длительный период

4. Принцип общенациональных целей или приоритетность Соответствие общенациональным целям и интересам республики.

III. Демократические

1. Принцип согласия Учет интересов местных представительных и исполнительных органов, населения.

Для каждой специальной экономической зоны при создании должны быть четко определены основные цели и функции, задачи развития зоны. Только в этом случае возможно дальнейшее определение приоритетов и составление, обоснование, принятие программ по развитию и соответственно предоставление тех или иных льгот, режимов функционирования, финансирования мероприятий и бизнес-проектов.

Вариантность проекта создания зоны предполагает, что развитие специальной экономической зоны в каждом конкретном случае учитывает значимость и приоритеты развития зоны, имеющиеся материальные, финансовые и102

трудовые ресурсы, сроки реализации проектов и мероприятий, достижение целей функционирования и развития СЭЗ.

Этапность образования СЭЗ предопределяет основные стадии жизненного цикла формирования и развития зоны, учитывает финансовые возможности осуществления поэтапного расширения функционирования зоны согласно технико-экономического обоснования и соответствующих программ по ее развитию.

Принцип территориальной целостности предполагает формирование СЭЗ в границах четкой очерченности административно-территориальных делений. Опыт развития свободных экономических зон в России и Казахстане показал нецелесообразность объявления областей, огромных территорий свободными экономическими зонами, поэтому очень важным является установление оптимального размера и границ зоны для эффективного функционирования СЭЗ.

Территориальный подход позволяет максимально учесть специфику региона, выявить его преимущества и недостатки. При этом в этом случае при формировании СЭЗ могут быть учтены экономическое и географическое месторасположение СЭЗ, наличие определенной хозяйственной инфраструктуры, собственного экономического потенциала в виде производственных, материальных, финансовых и трудовых ресурсов, заинтересованность будущих отечественных и иностранных инвесторов в регионе. И именно территориальный принцип позволяет в полной мере реализовать налоговые, таможенные, правовые и другие режимы в специальной экономической зоне.

Наряду с организационными принципами экономические принципы - основная составляющая образования СЭЗ и они прежде всего должны учитывать наличие ресурсов, эффективности, перспективности и приоритетности развития той или иной зоны.

Ресурсный принцип - это возможность обеспечения формирования и развития зоны необходимыми природными, материальными, трудовыми, материально-техническими и финансовыми ресурсами. В условиях дефицита бюдже-103

та должен просчитываться вариант развития зоны за счет собственных возможных источников и привлечения дополнительных в виде инвестиций.

Принцип эффективности является одним из фундаментальных принципов формирования зоны с точки зрения наилучшего из множества вариантов по определенному набору критериев. Общепринятым критерием является сопоставление потребностей в ресурсах с возможностями экономики республики, соизмерение всех затрат с ожидаемыми социально-экономическими результатами с позиции интересов как региона, так и республики в целом. При этом должны учитываться все аспекты вложения капиталов (с точки зрения затрат и прибылей, уровня рентабельности, срока окупаемости, роста объема продукции, увеличения доходов бюджета, создания новых рабочих мест, снижения социальной напряженности, выполнения всех экономических и социальных программ).

Принцип перспективности предусматривает, что функционирование и развитие зоны должно рассчитываться на длительную перспективу. По Республике Казахстан по сформированным специальным экономическим зонам минимальный срок функционирования составляет 10 лет, который может быть продлен при успешном функционировании и развитии зоны. Соответственно льготные правовые режимы в зоне осуществляются в эти же сроки.

Принцип общенациональных целей или приоритетности рассматривается прежде всего при принятии решения о создании конкретной зоны, то есть как образование зоны отвечает общенациональным целям и интересам Казахстана. Необходимо строго руководствоваться принципами сохранения национальной безопасности и суверенитета республики, управляемости национального хозяйства в целом.

Принципиальное решение о создании СЭЗ должно быть принято с учетом хозяйственных приоритетов и потребности регионального развития, интересов иностранных инвесторов, необходимости улучшения экономической и внешнеторговой сбалансированности. По мнению авторов /77/ в стратегии104

развития СЭЗ необходим баланс между национальными интересами развития и интересами иностранных инвесторов. Чтобы обеспечить экономический рост за счет привлечения инвестиций, необходимо создать соответствующие льготы для инвесторов. В транспортно-транзитном и географическом смысле наибольший потенциал имеют Лисаковская и Акмолинская СЭЗ. Для успешного функционирования Кызылординской СЭЗ необходимо наличие железнодорожного участка Кызылорда-Жезказган и развитие соответствующей инфраструктуры автомобильных дорог с выходом на Узбекистан, Туркмению, а через них на Иран и Турцию и высоковольтной ЛЭП, соединяющей Кызылор-ду и Жезказган. Развитие такой инфраструктуры дорог и связи дало бы мощный импульс развития не только Приаралья, но и новой столицы Казахстана -Акмолы.

Демократические принципы предусматривают, что специальная экономическая зона образуется на основании предложения местных представительных и исполнительных органов, с учетом мнения большинства населения, проживающего на территории региона.

Таким образом, исследование показало, что региональное развитие осо-* бенно депрессивных территорий возможно за счет образования специальных

экономических зон. Их концепция предполагает соблюдение прежде всего основных принципов создания, а, именно, организационные (функционально-целевой, принцип вариантности проекта создания зоны, принцип этапности, принцип территориальной целостности); экономические (ресурсный принцип, принцип эффективности, принцип перспективности, принцип приоритетности) и демократические (принцип согласии). В диссертации установлено, что # при образовании специальной экономической зоны необходимы предпосылки

а) наличие природных ресурсов; б) дешевая рабочая сила; в) наличие промышленного потенциала; г) выгодное географическое условие; д) другие условия.

Ким, Ирина Леонидовна