Методики нормирования сельскохозяйственного труда, их дальнейшее развитие и совершенствование

Многообразные задачи, функции и требования, предъявляемые к нормированию труда в современных условиях, могут быть выполнены лишь при условии разработки научно обоснованных норм труда на высоком научно-методическом уровне.

Исследования и анализ современного состояния нормирования труда показали, что совершенствование организационной и методической основы нормирования труда требует дальнейшего развития. В этой связи нами разработаны основные направления совершенствования методических и организационных вопросов стабилизации и развития системы в сельском хозяйстве России на этапе перехода к рыночным отношениям в целях повышения эффективности использования живого и прошлого труда, а также природных ресурсов.

Нормирование труда в сельскохозяйственном производстве в течение 38 лет и по настоящее время осуществляется системой, созданной решением правительства России в 1960 г. За это время было разработано большое количество методик, методических рекомендаций, положений и нормативных материалов, на основе которых в настоящее время работают сельскохозяйст-89

венные предприятия, нормативные, проектные, научно-исследовательские и др. организации. За этот период некоторые методики нормирования труда в связи с изменившимися условиями производства устарели, а ряд методик требуют дальнейшего развития.

Чтобы лучше обозначить все проблемы, которые возникли в процессе эволюции и развития методических основ нормирования труда, покажем процесс их дальнейшего развития и совершенствования на примере нормирования:

- механизированных полевых работ;

- тракторно-транспортных работ;

- стационарных работ в растениеводстве;

- ручных работ в растениеводстве;

- работ в животноводстве.

2.2.1. Нормирование труда на механизированных полевых работах

1. История развития нормирования труда на механизированных работах

Разработка и внедрение научно обоснованных методов технического нормирования тракторных и других механизированных полевых работ - одна из важнейших проблем в агропромышленном комплексе, т.к. затраты материально-денежных средств на выполнение комплекса механизированных работ при производстве сельскохозяйственной продукции занимают наибольший удельный вес.

Стержневой проблемой науки об эксплуатации машин в сельском хозяйстве является установление рациональных режи-90

мов работы машинно-тракторных агрегатов, технологии и организации механизированных работ с учетом применения технически обоснованных норм выработки и расхода топлива.

Организация труда и использование рабочего времени на механизированных полевых работах в совхозах регламентировались "Временными правилами о рабочем времени трудящихся в сельском хозяйстве", изданными в 1920 году. В соответствии с этим законоположением устанавливалась двухсменная работа при 8-часовом рабочем дне.

В 1921 году в Декрете Советского правительства "Основные положения по тарифному вопросу" были изложены основные принципы оплаты труда и установления норм выработки.

В апреле 1927 года Пятая сессия Всесоюзного Совета колхозников в своем постановлении указала на целесообразность внедрения в колхозное производство норм выработки с учетом количества и качества выполненной работы.

В начале 30-х годов завершение коллективизации, рост механизации, образование МТС, укрепление совхозов послужили основанием развития нормирования труда в сельском хозяйстве.

В 1931 году в составе Наркомзема СССР был организован Совет технического нормирования. В Наркомземах союзных республик, объединенных трестах были организованы секторы экономики труда. В значительной части крупных совхозов были организованы тарифно-нормировочные бюро, а в остальных предусматривались нормировщики.

Создание пособий по нормированию труда способствовало его совершенствованию, но еще не обеспечивало решение всех задач, стоящих перед нормированием. Это являлось следствием низкого уровня науки об использовании машин, отсутствием необходимых данных о тяговых свойствах тракторов, тяговых со-91

противлении машин-орудий и приборов для их определения. Поэтому для облегчения установления норм в хозяйствах в качестве исходных материалов Совет технического нормирования подготовил весьма примерные нормативы на основные тракторные работы.

В 30-х годах начинает развиваться наука об использовании машин в сельском хозяйстве и издаются работы, отражающие вопросы нормирования тракторных работ, Б.А.Линтварева и Б.С.Свирщевского.

С нашей точки зрения, первой опубликованной методикой технического нормирования тракторных работ и расхода горючего можно считать изданное в 1935 году, "Руководство по установлению норм расхода горючего и производительности для тракторов на сельскохозяйственных работах", утвержденное НКЗ СССР в качестве пособия для МТС, совхозов и земорганов.

В этом руководстве указывалось о необходимости учета многих нормообразующих факторов при разработке норм. Кроме того, в нем приведены значения удельных сопротивлений плугов и рекомендованы графики для определения рабочей скорости и часового расхода топлива. Предложены типовые балансы времени для всех видов работ при длине свыше 1000 метров с поправками на рельеф и влажность почвы.

Другой работой в этом направлении была изданная в 1937 году "Методика установления технических норм производительности тракторных агрегатов", разработанная ВИМ. В ней рекомендовалось установление норм проводить по материалам многократного динамометрирования тракторов и сельскохозяйственных машин непосредственно в производственных условиях.

Однако эта методика при разработке технических норм в МТС и совхозах практически не использовалась, ввиду примене-92

ния весьма сложных методов исследования работы тракторов при полном отсутствии нормативных материалов.

В 1938 году опубликованная работа М.М.Тихомирова "Нормирование труда в МТС и совхозах" предусматривала организацию поэлементного нормирования, проведение паспортизации полей в хозяйствах и установление норм труда непосредственно в хозяйствах с учетом фактических условий работы. Эта работа выгодно отличалась от ранее изданных работ, но имела некоторые недостатки, важнейшим из которых была ориентация на установление норм в хозяйствах с помощью проводимых в них наблюдений, недооценка инженерно-технических расчетов при нормировании тракторных работ.

8 марта 1939 года СНК СССР и ЦК ВКП(б) приняли Постановление "О нормах выработки и оплате труда трактористов в МТС", которое было направлено на разработку норм централизованным путем.

В конце 40-х годов важную роль в развитии технического нормирования сыграла большая работа по исследованию изучения почв в Саратовской области. Подобная работа была выполнена в Воронежской области.

В эти годы впервые для целей нормирования труда проводилась паспортизация полей в Ленинградской области.

Профессор СА.Иофинов предложил метод дифференциации норм по энергетическому показателю, который был использован в Ленинградской области.

Однако предложенные способы дифференциации норм таким методом широкого применения не получили.

В то же время велись поиски методов непосредственного динамометрирования машин-орудий и косвенных способов определения их удельного сопротивления. В связи с тем, что опре-93

деление удельного сопротивления машин-орудий пишущими динамометрами в производственных условиях затруднено, ряд исследователей работали над созданием считающих динамометров. Результатом этой работы было создание в 1956 году считающего динамометра РТТК-АФИ,

2.Развитие и совершенствование методических основ нормирования труда на механизированных полевых работах

В процессе исследований были рассмотрены и проанализированы предлагаемые методики нормирования механизированных полевых работ. Довольно подробно этот вопрос освещается X. Г. Барамом. По его мнению, производству было рекомендовано "пять методик" нормирования механизированных полевых работ. Сущность их следующая.

Методика нормирования по данным фотографий рабочего дня и хромометража предусматривает разработку норм по материалам наблюдений, проведенных в одном и том же хозяйстве.

Сторонники разработки норм труда данным методом А.П.Ларионов, М.И.Тихомиров, Ю.Н.Баландин и другие авторы ссылаются в своих работах на его простоту и доступность для специалистов хозяйств.

Основным недостатком данного метода является его трудоемкость и в большинстве случаев невозможность правильно оценить разработанные нормы выработки и расхода топлива на одни и те же составы агрегатов, которые работают в одинаковых природно-производственных условиях, но в других хозяйствах. Поэтому они стали предлагать вести разработку норм по на-94

блюдениям, проведенным в течение 2-3 часов, что для механизированных полевых работ недопустимо.

Кроме того, неэкономично проводить большое количество наблюдений на одном и том же виде работ во всех хозяйствах, имеющих приблизительно одинаковые природно-

производственные условия. Поэтому была предложена "Методика контрольного трактора", разработанная ВИМ. Сущность этой методики сводится к определению часовой производительности агрегата по удельным тяговым энергозатратам и расходу топлива.

Для разработки норм по удельным тяговым энергозатратам определялся расход топлива контрольного трактора ДТ-54.

Эксперименты показали большую трудоемкость опытов с контрольным трактором, так как только на торможение и доводку двигателя до требуемых параметров мощности и расхода топлива требуется 14-38 часов работы двух квалифицированных специалистов.

Изобретение считающего динамометра РТТК-АФИ исключило применение рассматриваемой методики, так как на проведение опыта затрачивается времени в 5-6 раз меньше.

Правильное определение рациональных туапсе продажа домов затрат энергии и времени - неотъемлемые требования технического нормирования механизированных полевых работ и всякое противопоставление или пренебрежение той или другой стороной дела методологически недопустимо.

Методика ВИМ из-за большой трудоемкости применения в производственных условиях, недопустимой погрешности при расчете норм не могла быть рекомендована для широкого практического применения при нормировании механизированных полевых работ.95

Наиболее обоснованной была методика нормирования по тяговым сопротивлениям машин-орудий и тяговым свойствам тракторов, предложенная профессором Б.А. Линтваревым. Сущность этой методики сводится к определению для конкретных условий удельного сопротивления машин-орудий и тяговых возможностей трактора.

Профессор Б.А.Линтварев обосновал возможность учета тяговых показателей трактора без снятия его тяговых характеристик, что весьма существенно для нормирования.

Все разновидности почв он разделил на три вида, а все аг-рофоны им были разбиты на 14 видов.

Согласно методике профессора Б.А.Линтварева удельное сопротивление машин-орудий рекомендовалось подсчитывать по формуле:

Ю = Кэ сфу5 кг/м (1)

где Кэ - удельное сопротивление в эталонных условиях поля - кг/м;

а - показатель, учитывающий влияние агрофона поля; Р - показатель, учитывающий влияние вида обработки; у - показатель, учитывающий влияние скорости движения;

5 - показатель, учитывающий влияние влажности почвы.

ГОСНИТИ указывает, что они своими многочисленными исследованиями не подтвердили надежной закономерной связи

между а, р, у, б, а также между механическим составом почвы и

глубиной обработки.

Эта методика также недооценивала значения организации работ, рельефа, конфигурации и других природных условий; несмотря на отмеченные недостатки, эта методика является наибо-96

лее обоснованной с научной точки зрения, но практически ее применить было сложно, т.к. требовалось проведение в хозяйствах большого количества опытов, чтобы учесть влияние показателей а, р, у, 5 в среднем для хозяйства.

Массовые исследования, проведенные нормативной службой России, установили закономерность, что с увеличением скорости на 1 км/час удельное сопротивление плугов возрастает до7%. Эта величина поправки получена при работе пахотных агрегатов со скоростью 4,5 км/час.

Глубокая вспашка свыше 27 см увеличивает удельное сопротивление плугов до 10%.

Что касается влияния влажности на удельное сопротивление, то ее зависимость имеет параболический характер.

Удельное сопротивление машин-орудий должно определяться по формуле:

К^агр

К0=------ррЬ кг/см2 (2)

100

где К.аГр - тяговое сопротивление агрегата, Вр - рабочая ширина и Ь - глубина пахоты.

Суммарная максимальная погрешность составит за счет определения тягового сопротивления агрегата ± 3 - 4%, ширины захвата ± 1% и глубины обработки 3-4%, итого ±7-9% для гусеничных тракторов и 11-12% колесных тракторов против ±15-20% по методике контрольного трактора.

Учитывая сложность нормирования механизированных полевых работ, была предложена методика расчета сменной производительности по эффективным энергозатратам.

При использовании такого подхода при нормировании возникает два направления.97

Первое - это когда с прибора снимаются показания энергозатрат за определенное время работы и при конкретных условиях, а затем рассчитывается норма в энергозатратах. При таком подходе стимулируется не производство продукции, а погоня за большими энергозатратами двигателя. Такая неоправданная загрузка может быть достигнута при работе с затупленными рабочими органами, чрезмерном их заглублении и выполнении других непроизводительных работ.

И второе направление - это нормирование сменной производительности по нормативной среднесменной или ереднецик-личной степени загрузки двигателя и суммарным удельным энергозатратам.

С точки зрения теории, при использовании данных по тяговым энергозатратам и типовым характеристикам можно расчетным путем выбрать оптимальное сочетание рабочей скорости и рабочей ширины захвата агрегата. В ходе расчета автоматически выявляется и степень загрузки трактора по тяговой мощности. При таком подходе указанные факторы могут определяться только экспериментально, но нормирование не может базироваться на одних эмпирических определениях.

Экспериментальный образец работомера двигателя при работе показал погрешность ±5-6%. Погрешность замера времени и обрабатываемой площади принята ±0,3% и 2%.

С учетом добавочной погрешности ±3% на техническое состояние трактора суммарная максимальная погрешность составит 14,3%, а вероятная - б процентов.

Авторы данной методики нормирования по суммарным энергозатратам и степени нагрузки двигателя учли такие факторы, как: тип почвы, агрофон, рельеф, длина гона и другие нор-мообразующие условия.98

Дальнейшие исследования показали, что зависимость сменной производительности от суммарной энергоемкости при заданной среднецикличной степени загрузки двигателя имеет не интегральную, а гиперболическую зависимость.

В предлагаемых нормативных таблицах для определения норм выработки и расхода топлива не указываются условия работы, состав агрегатов и режимы их работы, нормативы времени. Тем самым практически исключается возможность использования технически обоснованных норм в качестве средства улучшения организации труда и вскрытия резервов повышения его производительности.

Методика нормирования по эффективным энергозатратам предусматривает замер их и степень загрузки двигателя с помощью работомера двигателя, установленного на тракторе.

Применение работомера двигателя для учета и нормирования тракторных работ предложено в 1948 году научным сотрудником Курской опытной станции П.Г.Гончаровым. Им же был разработан работомер, основанный на замере среднего давления газов в цилиндре и оборотов двигателя. Позднее такое же предложение дали профессор С.А.Иофинов, инженер Ким-Ха Гын и другие.

Основным преимуществом этой методики является универсальность метода замера энергозатрат навесных, прицепных и самоходных агрегатов.

Однако к недостаткам этой методики следует отнести то, что она могла применяться только для прицепных машин. Кроме того, данная методика недооценивала влияние таких нормооб-разующих факторов, как рельеф сложной конфигурации, наличие препятствий на полях, повышенная влажность почвы, организация и технология работ.99

Для практического применения методики нормирования по удельным сопротивлениям машин-орудий и тяговым свойствам тракторов необходимы другие приборы и новые подходы к установлению норм.

Впервые в сельском хозяйстве ГОСНИТИ была разработана методика технического нормирования, основанная на применении считающих приборов, готовых таблиц норм и паспортизации полей.

Она включает:

- исследование основных нормообразующих факторов;

- проведение паспортизации полей в хозяйствах и определение на этой основе расчетных значений постоянных показателей полей (длина гона, угол склона, конфигурация, каменистость, высота над уровнем моря, наличие препятствий);

- определение нормативных расчетных показателей удельного сопротивления машин-орудий, удельных энергозатрат, урожайности, состояния убираемой массы и других нормообразующих факторов, изменчивых во времени и пространстве;

- проведение наблюдений за работой агрегатов;

- изучение затрат времени механизаторов и разработку нормативов времени по всем элементам рабочего времени;

- расчет норм выработки, расхода топлива и поправочных коэффициентов к ним.

В течение 1956-1958 гг. методики ВИМ и ГОСНИТИ проходили широкую производственную проверку в МТС Челябинской и Виницкой областей. Полученные материалы показали преимущество методики ГОСНИТИ. Данная методика получила широкое практическое применение нормативно-

исследовательскими станциями и нормировочными пунктами Российской Федерации.100

Вместе с тем методика ГОСНИТИ и пособие по нормированию "Техническое нормирование механизированных полевых работ" имеют ряд недостатков. К ним относятся:

- большая трудоемкость расчета нормативов, таблиц норм и разработка норм непосредственно в хозяйствах;

- недостаточно обращено внимание на изучение организации труда, в результате чего в ранее выпускаемых сборниках норм не давалось описание организации труда и технологии работ;

- не дано экономическое обоснование необходимого количества наблюдений и опытов по динамометрированию машин-орудий;

- слабо освещены способы определения экономической эффективности технически обоснованных норм выработки.

Более существенным недостатком является отсутствие проверенного практикой способа внедрения норм в хозяйствах, который должен быть решен с экономическим обоснованием точности разработки норм.

Таким образом, методика ГОСНИТИ также нуждалась в дальнейшем усовершенствовании.

В связи с этим ГОСНИТИ совместно со специалистами Лаборатории нормативов по труду и Центральной нормативно-исследовательской станции издали два методических пособия в 1970 и 1978 гг. "Методика разработки нормативных материалов на механизированные полевые работы". Однако и эти методики имеют недостатки, так как не учитывают все особенности нормирования механизированных полевых работ.

При нормировании механизированных полевых работ в последние годы все больше приходится решать ряд инженерных задач. К ним относятся: исследования важнейших нормообра-101

зующих факторов в различных регионах страны с учетом их многообразия и изменчивости во времени и пространстве; обоснование методов количественного определения указанных факторов в производственных условиях; обоснование необходимых для нормирования туапсе снять комнату обобщенных показателей условий работы машинно-тракторных агрегатов для совокупности полей хозяйства; разработка методов замера энергозатрат прицепных, навесных и самоходных агрегатов для целей нормирования; разработка методов расчета нормативов и норм; оценка их точности и технико-экономической эффективности,

Таким образом, необходимо было разработать научные основы технического нормирования механизированных полевых работ, как научного направления на стыке наук об использовании машин, экономики, организации производства и труда с учетом медико-биологического аспекта трудовой деятельности человека.

Большое разнообразие условий, при которых выполняются механизированные полевые работы, заставляет идти по пути усреднения нормообразующих факторов во избежании множественности норм и чрезмерной трудоемкости нормирования.

Важной особенностью нормирования полевых работ является то, что практически невозможно для каждого поля разработать индивидуальную технологию возделывания сельскохозяйственных культур. Применение типовой технологии и организации работ влечет за собой создание типовых норм труда с неизбежным при этом усреднении и укрупнении нормативов.

Нормы выработки на механизированные полевые работы рассчитываются по формуле:

^см = 0,1 ВрУрТр га/см, (3)

где Вр - рабочая ширина захвата агрегата (м);102

Ур - рабочая скорость (км/час);

Тр - основное время, когда агрегат в течение смены

выполняет основную работу (ч).

Исследования нормативно-исследовательской службы России показали, что в вышеуказанной формуле следует предусмотреть коэффициент эксплуатационной надежности (т\ эк), который характеризует надежность машины, выпускаемой в серийном производстве. Согласно протоколам машинно-испытательных станций этот коэффициент для разных машин колеблется от 0,98 до 0,73. Анализ наблюдательных листов показал, что простои сельхозмашин по техническим причинам пря-мопропорциональны коэффициенту эксплуатационной надежности.

Так, для большинства плугов этот коэффициент будет равен 0,98-0,94, а других сельхозмашин и комбайнов - 0,82-0,75.

Время на отдых в настоящее время при расчете норм выработки рекомендуется принимать 20-40 мин. без дифференцированного подхода в зависимости от факторов утомляемости (физических усилий, нервного напряжения, темпа работы, рабочего положения, монотонности работы, температуры, влажности и загрязненности воздуха, производственного шума, вибрации и освещенности).

Без наличия соответствующих приборов все указанные факторы установить не представляется возможным, но специально проведенные исследования с помощью фотохронометраж-ных наблюдений за работой механизаторов позволяют затраты времени на регламентированный отдых установить дифференцированно по видам работ (табл. 2.2.1.1 )103

Таблица 2.2.1.1 Рекомендуемые нормативы времени на регламентирован-

ный отдых для механизаторов по видам работ

Виды работ Время, Виды работ Время,

мин мин

Рассев удобре- 25 Посадка 15

нии картофеля

Пахота 35 Междурядная обработка 25

Боронование 30 Уборка зеленой массы (разгрузка на ходу) 35

Дискование 20 Сволакивание 40

Сплошная куль- 25 Уборка сена 35

тивация

Прикатывание 20 Уборка зерновых (разгрузка на ходу) 40

Посев зерновых 15 Уборка картофеля комбайном 25

Если указанные нормообразующие факторы учесть при расчете норм выработки на механизированные полевые работы, то в определенной степени сократится перечень "выгодных" и "невыгодных" работ. Нормы будут более объективными и возрастет их точность.

Опыты по определению удельного сопротивления сельскохозяйственных машин и орудий в России проводились в основном в 1967-1970 гг. с трактором ДТ-75 и прицепными плугами со скоростью 4,5 км/ч. В результате проведенных около 19 тыс. опытов по определению удельного сопротивления изучены основные типы почв в зависимости от их механического состава и видов пахотных работ. Из-за отсутствия динамометров опыты для навесных машин не проводились, но получена зависимость,104

при которой, если скорость меняется на 1км/ч, то удельное сопротивление возрастает на 7%.

В связи с тем, что в настоящее время тракторные агрегаты работают на повышенных скоростях, разрабатывается система корректировки удельных сопротивлений плугов.

Как известно, средневзвешенное сопротивление определяется при проведении паспортизации полей в хозяйстве, а затем используется для разработки норм труда.

Применение коэффициента эксплуатационной надежности машин и скорректированных удельных сопротивлений приведет к некоторому снижению норм выработки для пахотных агрегатов на 7 - 10% и для некоторых непахотных агрегатов и комбайнов до 17%.

При разработке норм труда на полевых работах одним из постоянных нормообразующих факторов является конфигурация полей и наличие препятствий.

После разработки поправочных коэффициентов на постоянные природные условия прошло более 35 лет.

Нами проведены исследования влияния наличия препятствий на полях на производительность пахотных агрегатов. Разработана методика, которая при нормировании труда учитывает площадь препятствий и степень изреженности поля. При исследовании данного вопроса в Северо-Западном регионе установлено 8 наименований препятствий, их площадь составляет от 4 м2 до 950м2 и, соответственно, время на объезд одного препятствия равно 0,21-1,96 мин., что ведет к снижению производительности пахотных агрегатов до 5%, т.е. Кщ, = 0,95 при средней площади препятствий 253 м2 и степени изреженности 86%.

По Волго-Вятскому району данные исследования показывают, что средняя площадь одного препятствия - 82 м2, степень105

изреженности - 65%, а время объезда одного препятствия трактором К-701 с плугом ПТК-9 - 1,06 мин., трактором ДТ-75М с плугом ПН-4-35 - 1,19 мин., соответственно, и значение поправочного коэффициента получено 0,94 и 0,97.

Такие исследования проведены во всех экономических районах России и получены новые значения поправочных коэффициентов, которые включены в уточненную методику проведения паспортизации полей.

Нами разработана новая методика по расчету укрупненных нормативов времени на возделывание и уборку сельскохозяйственных культур. Данная методика утверждена Центральным бюро нормативов по труду. Новизна ее заключается в том, что нормативы затрат труда, а затем и нормы выработки рассчитываются только на постоянные природные нормообразующие факторы, имеющие следующие значения: длина поля более 1000 м, поправочный коэффициент на местные условия равен 1,00 и для пахотных работ удельное сопротивление плуга 0,47 м2.

Для практического применения укрупненных нормативов систематизированы материалы паспортизации полей и получены значения поправочных коэффициентов, которые в определенном сочетании выполнения пахотных и непахотных работ влияют на производительность тракторных агрегатов. Значение всех полученных коэффициентов больше единицы. Кроме того, разработана дифференцированная система поправочных коэффициентов на временные нормообразующие факторы (глубина вспашки, норма высева и внесения удобрений, урожайность и т. д.), которая позволяет в каждом хозяйстве, исходя из конкретных условий производства с учетом поправочных коэффициентов и практически без дополнительных расчетов, установить затраты времени на единицу продукции по возделываемым культурам.106

По указанной методике разрабатывается сборник, который включен в программу по созданию и совершенствованию межотраслевой нормативной базы по труду для стран СНГ.

Для учета работы машинно-тракторного парка и самоходных комбайнов разработаны коэффициенты перевода физических гектар в условные эталонные гектары для механизированных полевых, тракторно-транспортных работ и работ по внесению удобрений.

В России такие коэффициенты издавались в 1972 году и только для механизированных полевых работ.

В настоящее время в сельском хозяйстве работают в основном тракторы после амортизационных сроков службы. Несмотря на это, рекомендаций по корректировке норм выработки в хозяйствах с учетом амортизационных сроков службы нет.

Нами проведены исследования и впервые получены поправочные коэффициенты в зависимости от количества лет работы машин, превышающих амортизационные сроки на 1-2, 3-4, 5-6 и свыше 6 лет. Указанные коэффициенты разработаны по маркам тракторов, самоходных комбайнов, машин по подготовке почвы, посевным и уборочным машинам. Однако разработанные коэффициенты не могут быть рекомендованы для корректировки всех централизованно издаваемых норм выработки. Их применение к нормам выработки может быть только индивидуальное к тому трактору, который работает сверх амортизационных сроков. При этом нормы выработки на соответствующий процент понижаются, а нормы расхода топлива увеличиваются.

Формула ^См = 0,1 ВР УР Тр создает иллюзию простоты определения сменной нормы выработки при выполнении механизированных полевых работ. Фактически это трудная задача,107

так как зависимость основных параметров (Вр, Ур, Тр) определяется условиями работы и весьма сложна.

Решение такой задачи требует исследования всех факторов, влияющих на работу агрегата, и выявления зависимости затрат времени по элементам от конкретных условий производства.

В отличие от широко распространенного термина "нормирование труда" применяется термин "техническое нормирование механизированных полевых работ", этим самым подчеркивается, что объектом является рабочий процесс операции в целом, т.е. не только труд механизаторов, но и работа машин.

Применение данного термина объясняется тем, что нормирование механизированных операций тесно связано с работой машин, что особенно проявляется в подборе состава и режима работы агрегатов, затрат энергии и топлива.

Попов, Владимир Константинович