Основные методы государственного регулирования экономики
Одной из важнейших функций государства в условиях рыночного хозяйствования является регулирование экономики. Именно при активном участии государства обеспечивается правовая основа экономических решений, формируется инфраструктура, контролируются базовые параметры денежного обращения, развиваются секторы экономики, которые обществу выгодно иметь в государственной собственности или которые не затрагивают частный сектор. И, кроме того, государство защищает национальные экономические интересы.
Если проанализировать исторический опыт оценки роли государства в рыночной экономике, то он неоднозначен. Так, классик экономической мысли Адам Смит не признавал роли государства в экономике и считал, что рыночная экономика должна развиваться свободно, с помощью "невидимой руки рынка". Напротив, Карл Маркс, отрицал возможности рынка и считал государство основным орудием пролетариата при централизованном планово-пропорциональном обеспечении расширенного воспроизводства. Известно, что впервые возможности регулирующей роли государства в рыночной экономике доказал Д.М.Кейнс, который обосновал, что если государство не обеспечивает соответствующих условий для развития, то экономика не может нормально развиваться /85, 86/.
Регулирующая роль государства однозначно признается большинством исследователей - экономистов различных направлений. Значительный вклад в исследование данного вопроса внесли зарубежные ученые и практики А.Аллен, Б.Берман, С. Брю, А. Маршалл, К.Пиндайк, П.Самуэльсон, А.Хоскинг, С.Фишер, И. Шумпетер, Д. Эванс, Ли Якокка и другие, которые отмечали, что государственная власть, государственный порядок и государственная инициатива необходимы для экономики, как необходимы для нее го-106
сударственное пространство, государственные границы и государственный хозяйственный центр /87-91/.
Проблемам государственного регулирования экономики посвящены труды ученых М.Туган-Барановского, Н.Кондратьева, В.Новожилова,
Л.Канторовича, которые не потеряли актуальности в современных условиях /92/. Роль государства в экономике рассмотрена и в трудах ведущих российских ученых Л.М.Абалкина, А.Аганбегяна, В.Андрианова, П.Бунича, А.Дерябина, А.Емельянова, А.Лившица, С.Шаталина и других /93-103/.
В исследованиях казахстанских ученых /104/ государство рассматривается как гарант рыночной экономики. При этом необходимость государственного регулирования экономики ими обосновывается со следующих позиций:
во-первых, высокая эффективность хозяйствования и достойный уровень и качество жизни людей в развитых странах достигнуты благодаря системе государственного регулирования и управления;
во-вторых, мировой опыт подтверждает, что в тех странах, где роль государства в экономике сильна, там быстрее добиваются продвижения вперед и в качестве примера приводится японское экономическое чудо;
в-третьих, рыночная экономика не обеспечивает социально-справедливое распределение дохода, не гарантирует право на труд, не нацеливает на охрану окружающей среды и не поддерживает в нужной степени незащищенные слои населения.
Следовательно, в условиях рыночной экономики для решения многих актуальных проблем необходимо государственное регулирование экономики. Но в то же время необходимо отметить, что государственное регулирование должно быть гибким и не допускать излишней опеки государственных структур над хозяйствующими субъектами других форм собственности. Подчеркивая необходимость такого регулирования экономики, автор /106,с.82/ говорит о необходимости четко выработанной политики государственного регулирования экономики основных параметров или объектов ее воздействия. Поэтому107
тщательного исследования и анализа требуют все аспекты государственного регулирования.
Исследование показало, что на этапе становления рыночной экономики роль государства качественно меняется. И, наряду с сохранением за государством таких функций, как защита прав собственности, обеспечение свободы предпринимательства, стимулирование деловой активности, борьба с монополистическими тенденциями, обеспечение законности и правопорядка в хозяйственной сфере, регулирование денежного обращения, обеспечение экономической безопасности, внешнеэкономической деятельности происходит изменение механизмов, методов, способов осуществления государством этих функций и своего предназначения в экономике.
На стадии формирования рыночной экономики выделяются несколько направлений активной государственной экономической политики: формирование новой системы отношений собственности, становление малого и среднего предпринимательства, создание финансового рынка, институтов регулирования рынка труда и занятости.
При определении политики государственного регулирования нужно учитывать достаточно сложную ситуацию, обусловленную спадом производства, нарушением воспроизводственных связей, неплатежами, задержками заработной платы.
Очевидно, что экономическая политика государства должна учитывать не только стимулирование спроса, но и наращивание объема предложений, поэтому очень важно оживить производство. Главной задачей государственного регулирования является разработка стратегии социально-экономических преобразований с четким определением конечных целей, приоритетов и этапов. Именно государство должно определять стратегию реформирования экономики. Регулирование экономики государства не означает его всестороннего вмешательства в хозяйственную деятельность, а направлена на определенную цель и затрагивает наиболее важные сферы. Следовательно, обеспечение эко-108
номической стабильности, гармоничное развитие производства, создание благоприятных условий для эффективного хозяйствования и реализации как общественных, так и частных интересов должны быть основными направлениями государственного регулирования.
Основное содержание регулирования - это оптимальные темпы экономического роста, рациональные накопления капитальных вложений и масштабы строительства, оптимальный объем денежной массы и общий уровень цен, финансовые доходы и расходы, масштабы и структура экспорта и импорта. Чтобы достичь перечисленных целей, еще раз отметим, что необходимы соответствующие формы и методы государственного вмешательства в хозяйственную деятельность.
В зависимости от общего регулирования в стране, а также остроты стоящих перед регионами задач, можно отметить, что механизмы государственного регулирования экономики в регионе должны быть направлены на:
- рациональное использование экономического потенциала региона;
- обеспечение равных возможностей социально-экономического развития для различных регионов;
- создание и сохранение благоприятной для жизни людей окружающей среды.
При этом концепция развития каждого региона должна соответствовать социально-политической ситуации, стратегическим интересам и иметь высокий общенациональный рейтинг. Обеспечение решение этих задач центральными исполнительными и местными органами власти осуществляется путем стимулирования развития отраслей народного хозяйства, активизацией экономической жизни в депрессивных регионах и другими способами.
Таким образом, прежде всего государственное регулирование направлено на повышение благосостояния населения на основе устойчивого развития экономики региона. И достижение выполнения этих направлений опирается на109
использование рычагов и методов прямых и косвенных регуляторов и осуществляется с помощью функций управления.
Если обобщить все точки зрения по методам государственного регулирования экономики /99, 105-109/, то их можно представить в виде следующей схемы (рисунок 14).
Основными рычагами воздействия государства на экономику являются инвестиции, финансы, налоги, кредитование, денежное обращение. Через бюджетную, банковскую системы, государственные заказы, таможню государство регулирует различные аспекты экономической деятельности. При этом активно используются прогнозирование, планирование, контроль и другие функции управления. Вместе с тем, в литературе /5, с Л 40/ отмечается, что чем сложнее и острее ситуация, тем выше значение административных методов регулирования, продажа недвижимости которые позволяют сосредоточить ресурсы на развитии базовых отраслей, составляющих фундамент народного хозяйства и обеспечивающих быструю окупаемость средств, повышать мобильность факторов производства, предупреждать диспропорции, стимулировать совокупный спрос. Государственное регулирование предполагает установление общих правил и порядка, ответственности за их соблюдение и исключает прямое вмешательство в деятельность экономических структур.
Рассмотрим более подробно методы государственного регулирования экономики.
Анализируя методы прямого государственного регулирования развития региона в странах с развитой рыночной экономикой, автор /99/ рассматривает экономические методы в виде субсидий, облигаций, кредитов, дотаций, финансовой помощи, займов, гарантий, ссуд и различных видов премий. Очевидно, что помимо оказания финансовых инструментов в системе прямых методов государственного регулирования следовало бы больше уделить внимание вопросам бюджетного финансирования.110
Методы государственного регулирования экономики
Государственное регулирование экономики
Прямые методы
Бюджетное финансирование
Прямые государственные инвестиции
Финансирование через специальные бюджетные фонды целевых региональных программ
Регулирование цен на отдельные виды продукции
Субвенции, дотации, субсидии
Косвенные методы
Налоговые методы регулирования
Метод налоговых льгот
Метод системы
льготных
таможенных пошлин
Кредитование
Льготные процентные
ставки по приоритетным
бизнес-планам
Методы реформирования хозяйствующих субъектов
Содействие в привлечении отечественных и иностранных инвесторов
Санкции, штрафы и другие экономические рычаги
Рисунок 14111
Исследование показало, что непосредственно к прямым методам государственного регулирования экономики относятся бюджетное финансирование, прямые государственные инвестиции, финансирование через специальные бюджетные фонды целевых региональных программ, регулирование цен на отдельные виды продукции и субвенции, дотации, субсидии.
Так, бюджетное регулирование является мощным средством государственного воздействия на экономику. Государство создает финансовую систему, в которую входят общегосударственный бюджет (финансовый план) и в его рамках местные бюджеты, внебюджетные государственные фонды, денежные средства предприятий. Именно через бюджет достигается перераспределение национального дохода для формирования централизованного фонда финансовых ресурсов, необходимых для удовлетворения общественных потребностей. Как правило, бюджет имеет инвестиционную и социальную направленность и жестко контролирует расходование средств.
Законодательная роль государства в Казахстане нашла отражение в принятии законов "О бюджетной системе", "О государственной пошлине", "О валютном регулировании", "О налогах и других обязательных платежах" и других. Необходимо отметить, что эти законы явились началом реформирования финансовой системы республики в целом. В частности, в Законе "О бюджетной системе" /110/ впервые рассмотрены основные положения в управлении финансовыми ресурсами государства, определены роль и значение консолидированного финансового баланса. И, как было отмечено Зейнельгабдиным А.Б., именно "в процессе составления финансового баланса и государственного бюджета должно обеспечиваться активное воздействие финансового планирования на ускорение социально-экономического развития страны, оживление производства, осуществление прогрессивных хозяйственных решений. Сводное финансовое планирование одновременно является действенным средством установления согласованности материальных и финансовых пропорций в народном хозяйстве, а, следовательно, достижения лучшей сбалан-112
сированности развития экономики, точности экономических прогнозов" /111, с.48/. Это еще раз подчеркивает важность финансово-бюджетного планирования в управлении экономики.
Следует отметить, что регулирующее влияние на экономику достигается за счет механизмов формирования доходной и расходной частей. Источниками доходов являются прямые и косвенные налоги и сборы, пошлины, платежи и другие поступления. При этом доля налогов в доходах бюджета, как правило, значительно выше, чем даже в странах с кейнсианской моделью государственного регулирования экономики. Такая жесткая налоговая политика, на наш взгляд, оправдана и продиктована жесткими условиями переходного периода. При использовании бюджетных средств основным принципом расходования является их целевое использование и эффективное рациональное расходование достигается путем проведения тендеров по государственным закупкам. В пределах бюджета допускается направление средств на возвратной основе, предоставление отдельными субъектами регионов субвенций, дотаций, субсидий.
Кроме того, в новой системе усиливается взаимодействие бюджета с индикативным планом социально-экономического развития, так как при разработке государственного бюджета и местных бюджетов в основу берутся основные параметры индикативного планирования. Следует отметить, что действенность мероприятий во многом зависит от качества их разработки, которое далеко не всегда удовлетворительно. Об этом говорит опыт разработки среднесрочной правительственной программы по углублению реформ на 1996-1998 годы, когда не дождавшись полной намеченной программы реализации планов новое правительство Казахстана принимает и разрабатывает новый региональный стратегический план на 1998-2000 годы.
Следует также отметить, что приоритетные направления развития экономики страны, в том числе и на региональном уровне могут финансироваться через Государственный комитет по иностранным инвестициям /112/ путем на-113
правления прямых инвестиций, которым предоставляются льготы и преференции и это тоже является одним из непосредственных прямых методов регулирования экономики. Также одним из эффективных инструментов государственного регулирования экономики являются целевые комплексные региональные программы.
В течении многих десятилетий народнохозяйственное планирование в СССР сочеталось с разработкой целевых комплексных, в том числе региональных программ, определяющих пути решения важнейших государственных задач и их ресурсное обеспечение. Программное планирование сохраняет актуальность и сегодня, так как позволяет осуществлять крупные общенациональные проекты, позволяющие поднять экономический потенциал. Поэтому в связи с развитием рыночных отношений необходим гибкий программно-целевой подход в регулировании экономики. В программе региона четко должны быть определены сущность и назначение программ, методы увязки противоречивых интересов и стимулирования оптимальных решений, которые позволяют достичь комплексного развития и освоения территории, особенно в части социальных и экологических проблем.
Анализ показал, что в настоящее время в капиталистических и развивающихся странах широко распространен программный метод регулирования экономики. Его значение, роль заложенных в нем принципов национально-хозяйственных приоритетов и широкой комплексности возрастают вместе с масштабами общественного производства, научно-технического и организационного прогресса.
Как известно, в высокоиндустриальном обществе для производительных сил постоянно закономерным является процесс непрерывного наращивания производственного и научно-технического потенциала, однако при этом обостряются противоречия между интересами различных хозяйствующих субъектов, затрудняется необходимое согласование их действий, что особенно проявляется в обстановке стихийного рынка, поэтому требуется использование114
активных организационных форм и механизмов централизованного воздействия. В данном случае государственное регулирование необходимо.
Общественное производство ориентируется на крупнотоварное производство, крупномасштабные производственно-коммерческие структуры. В целом производство ориентируется не на случайных, а заранее известных потребителей продукции, товары поставляются на рынок , формируются планы и продаю дом туапсе программы сбыта и выпуска исходя из спроса и предложения. Все это обуславливает организующую роль государственных планов и программ, особенно средне и долгосрочных перспектив. В условиях, когда определена стратегия развития Казахстана до 2030 года эффективное управление реализации "высших целей" полностью задается планом - программой. Данное обстоятельство прежде всего относится к совершенствованию отраслевой и территориальной структур народного хозяйства.
Итак, эффективное решение задач размещения и развития производительных сил решается в сочетании с общенациональными целями, проблемами соотношения развития регионов, их гармоничного развития, выравнивания социально-экономического положения, их комплексного развития.
Очевидно, что программа развития региона в настоящее время наиболее активный метод регулирования рыночной экономики, который способствует интеграции государственных, коллективных и индивидуальных интересов и отношений, мобилизации усилий для осуществления крупных народнохозяйственных проектов проведения государственной политики государства. Следовательно, региональное целевое программирование является инструментом прямого государственного воздействия на рыночную экономику той или иной территории, обеспечивая сочетание принципов саморегулирования и целенаправленности в ее развитии. Программно-целевой метод регионального управления служит одним из важнейших средств активного влияния государства на социально - экономический комплекс "проблемных регионов" - де-115
прессивных, слаборазвитых , осваиваемых, а также и промышленно развитых, позволяя успешно решать как текущие, так и стратегические задачи.
Новая сущность программ развития региона состоит в том, что они воплощают в себе синтез жесткого плана и свободного рынка, когда имеются строго определенные цели развития программ, которые осуществляются на коммерческой основе. Способы привлечения исполнителей и распределения ресурсов основаны на принципах полной добровольности, большей индивидуальной и коллективной заинтересованности. Адресность и обязательность выполнения всеми участниками запланированных мероприятий программы обеспечивается хозяйственными договорами, контрактами в сочетании с системой экономических стимулов. Для выполнения программы привлекаются все виды финансовых средств: бюджет, специальные финансовые фонды, собственные средства предприятий, кредитные ресурсы, инвестиции, займы, натурные гранты и другие. Как показала практика развития регионов именно правильно составленная программа развития обеспечивает действенность и реальность выполнения задач по ускоренному социально-экономическому развитию.
Косвенные методы государственного регулирования экономики региона включают налоговые методы, кредитование, содействие в привлечении отечественных и иностранных инвесторов, санкции, штрафы и другие экономические рычаги.
Например, в качестве экономических методов косвенного государственного регулирования развития региона автором /99/ предлагается налоговое и фискальное регулирование, то есть определение налоговых ставок и проведение политики льготного налогообложения, освобождение от налогов определенных территорий. В другой литературе /97/ при рассмотрении методов государственного регулирования опять же больше внимания акцентируется на налоговых методах регулирования и при этом не предлагаются методы возможно льготного кредитования и финансирования по разным вариантам. В116
проводимых исследованиях отечественных и зарубежных экономистов по проблемам государственного регулирования все еще недостаточно уделяется внимание непосредственно практическим методам их реализации.
Как было отмечено выше, налоговые методы регулирования подразумевают предоставление тех или иных льгот определенным хозяйствующим субъектам в целях исполнения определенных государственных программ. Предоставление льгот осуществляется в соответствии с налоговым законодательством. Например, такой мерой косвенного регулирования для специальных экономических зон Республики Казахстан является установление ставки подоходного налога с юридических лиц в размере 20 процентов, в то время как на остальной территории она установлена в размере 30 процентов.
Аналогично, система льготных таможенных пошлин предусматривает определенные льготы и преференции при осуществлении таможенного режима. Так, например, режим свободной таможенной зоны подразумевает, что при ввозе иностранных и казахстанских товаров на территорию свободной таможенной зоны таможенные пошлины и налоги не взимаются и меры экономической политики не применяются.
Одним из важных направлений косвенного регулирования экономики является кредитование, которое осуществляется в целях предоставления денежных средств на определенных условиях платности, срочности, возвратности для развития экономики. При этом возможны различные условия и в том числе льготное кредитование приоритетных направлений экономического развития.
Следует отметить, что в переходный период когда еще сохраняются элементы планово-командной системы, а механизмы рыночной экономики полностью не могут себя проявить важным являются государственные подходы в реформировании экономики предприятий, это затрагивает и вопросы изменения форм собственности, приватизации, передачи объектов под доверительное управление с правом последующего выпуска.117
Нормативной основой государственного регулирования экономики является наличие законодательных актов, определяющих права собственности, нормы хозяйственного поведения производителей, потребителей и самого государства, регулирующие отношения между субъектами предпринимательской деятельности и другие. Кроме того, соответствующими указами Президента Республики Казахстан принимаются меры по обеспечению государственного управления экономикой.
Главная роль в регулировании экономики отводится Агентству по стратегическому планированию и реформам, осуществляющему проведение государственной социально-экономической политики. Основной его задачей является определение стратегических путей, разработка методов эффективного развития экономики. И надо отметить, что в соответствии с новой стратегией развития "Казахстан-2030", /1/ определенными в ней семью приоритетными целями, в республике уже с 1998 года утверждаются президентом конкретные стратегии, планы работ и поручения на каждый год. Долговременные стратегические цели становятся основой годовых планов, бюджетов, политики внешней помощи и заимствований.
Таким образом, в ходе исследования установлено, для решения социальных и экономических проблем регионов необходимо государственное регулирование экономики, которое в условиях рыночной экономики имеет ряд особенностей:
во-первых, должно быть гибким, без излишней опеки государственных структур над хозяйствующими субъектами других форм собственности и направлено на обеспечение экономической стабильности, создание благоприятных условий для эффективного хозяйствования;
во-вторых, на этом этапе становления роль государства качественно меняется и соответственно происходит изменение механизмов, методов, способов осуществления государством этих функций;
в-третьих, выделяются новые направления активной государственной эко-118
номической политики, а именно, формирование новой системы отношений собственности, становление малого и среднего предпринимательства, создание финансового рынка, институтов регулирования рынка труда и занятости;
в-четвертых, в регионе механизмы государственного регулирования должно быть направлены на рациональное использование экономического потенциала региона, обеспечение равных возможностей социально-экономического развития для различных регионов, создание и сохранение благоприятной для жизни людей среды;
в-пятых, необходим гибкий программно-целевой подход в регулировании экономики, который обеспечивает сочетание принципов саморегулирования и целенаправленности в развитии региона, служит средством активного влияния государства на социально-экономический комплекс проблемных регионов, позволяет успешно решать как текущие, так и стратегические задачи.
Ким, Ирина Леонидовна